6 февраля на портале «Русская народная линия» выходит статья Владимира Алексеевича Азарова «Почему украинцы массово не сдаются в плен?». Автор – профессиональный военный, имеющий за спиной опыт горячих точек. У меня два высших образования: техническое и философское. Поэтому постараюсь рассмотреть вопрос фанатичного упорства украинцев на фронте со своих позиций.
На мой взгляд, автор вышеуказанной статьи слишком упрощает проблему украинского упорства, преувеличивая эффект пропаганды. Пропаганда ведь может давать и обратный эффект. Вызывать отторжение. Как было с советской пропагандой в 1980-е. В Советском государстве агитпропу уделялось очень серьёзное внимание далеко не только в армии и на войне. Агитпроп пронизывал все стороны жизни общества. Но он, тем не менее, не спас советскую систему от кризиса и краха. А в 1980-е годы официальная пропаганда вызывала, если не полное отторжение в массах, то, по крайней мере, насмешку. Появлялись анекдоты, пародировавшие советские пропагандистские слоганы. Вроде, «наши микросхемы – самые большие в мире!».
В последние годы принято обращаться к положительному опыту советской эпохи, который, безусловно, был. Но уже подзабылся тот всесторонний глубинный кризис советской системы, в который она вошла в 1980-е годы. И роль идеологии и пропаганды в этом кризисе далеко нельзя считать положительной.
Я полагаю, что современные российские власти учитывают этот фактор и именно поэтому не перегибают палку в вопросе пропаганды и идеологического воздействия как внутри России, так и вовне. Несомненно, что в военный период, начавшийся в 2022 году, доля патриотической риторики в российских СМИ возросла. И у части населения это тоже вызывает раздражение. Поэтому государство старается соблюдать меру. В силу этого же не исчез и контент развлекательного характера, убрать который так хочется некоторым особо ревностным патриотам. Но постепенно содержание этого развлекательного контента качественно преображается. Всё чаще по ТВ слышны народные коллективы и казачьи хоры. И кто бы двадцать лет назад мог представить, что на вершине российских хит-парадов будет не извращенская группа «Тату», а Татьяна Куртукова, исполняющая песни с русскими мотивами и патриотическим содержанием?
А с Украиной сложнее ситуация. Просто наша установка на то, что украинцы – это такие «запропагандированные русские», оказалась неверна.
Конечно, в постсоветский период западные НКО усиленно занимались раскручиванием на Украине шовинистических и националистических идей, но они лишь педалировали то, что до этого складывалось веками.
Мы имеем дело с альтернативной моделью русскости, исторически враждебной Московской Руси, как центру объединения русских земель. Той русскости, которая была в Великом княжестве Литовском и потом в Речи Посполитой.
Нынешний военный конфликт имеет глубинное историческое и экзистенциальное значение.
Проблема украинства не в отрицании русскости, а в другой русскости. Современный Киевский режим практически полностью повторяет те идеологические установки, которые были у Речи Посполитой в период её расцвета в XVII веке. Это идея восточного фронтира, который «защищает западный мир от дикого восточного соседа». Естественно, для латинской Польши был очень важен антиправославный пафос. Этот же пафос подхватил и современный Киевский режим, начав репрессии против канонической Православной Церкви.
Как и в XVII веке, сейчас Российское государство бьётся за сохранение на землях исторической Малороссии канонической веры, которая рискует быть вытесненной оттуда, если не репрессиями со стороны администрации Зеленского, то антиправославным экуменизмом Константинополя. В этом свете 5 февраля министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что «языковые и религиозные свободы на Украине – не предмет торга, соблюдение языковых и религиозных свобод на Украине не является предметом торга».
В постановлении Земского Собора от 1 октября 1653 года сказано: «А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполигая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и хотят их искоренить...».
Вся же трагедия украинства зиждется на том, что в основе украинства лежит не сколько именно любовь к Украине, сколько ненависть к России. Тут и историческая конкуренция Киева и Москвы, и добровольное согласие быть на самой нижней ступени в иерархии внутри коллективного Запада, вместо того, чтобы идти сложным, но самостоятельным, путём большой России.
Алексей Николаевич Ощепков, философ, публицист, г. Пермь

