Сто лет назад на страницах петроградских и московских газет был опубликован небольшой очерк о девушке-героине Первой мировой войны, удостоенной солдатского Георгиевского креста. Причем, как отмечали издания, награждение девушки желанным для всех бойцов «крестиком», стало первым таким случаем за Германскую войну. И хотя об этой юной героине много писалось в газетах и журналах, история не сохранила для нас ее точного имени. В одних публикациях ее называли Анной, в других ‒ Татьяной, а в третьих приводились лишь инициалы ‒ Л.П. Но все сходились в одном: прославила себя храбрая девушка под именем добровольца Анатолия Павловича Тычинина.
По одним сведениям Тычинина была воспитанницей киевской женской гимназии, по другим ‒ слушательницей женских курсов. Когда началась война, девушка решила, что ее место там, где льется кровь. Срезав косы, она под руководством опытного денщика Тычинина в течение недели усиленно занималась шагистикой, «солдатской словесностью», осваивала мужские манеры и обучалась строевой выправке. Переодевшись в солдатский мундир, девушка под присмотром денщика выходила на улицу, где, выдавая себя за солдата, козыряла встретившимся на пути офицерам, стараясь ни чем себя не выдать. И в какой-то момент старый денщик одобрительно сказал Тычининой: «Теперь, вы барышня, за мальчонку сойдете».
Собрав 13 рублей и закупив провизии, девушка отправилась на вокзал к отходу воинского эшелона и, затерявшись среди большого скопления солдат, вместе с ними отправилась на передовые позиции. «Куда ты такой маленький годишься!» ‒ подсмеивались над юным добровольцем солдаты. ‒ «Я ротным санитаром буду», ‒ заверяла их девушка, представившаяся Анатолием Тычининым.
Как следует из газет, 13 сентября 1914 года, во время нахождения одного из наших стрелковых полков на территории Австро-Венгрии, в него прибыла партия запасных нижних чинов в составе 116 человек среди которых значился и доброволец Анатолий Тычинин. «Юноша» прибыл в полк в солдатском обмундировании и снаряжении, но без винтовки, и обратил на себя внимание командования молодостью, а также недостаточным физическим развитием. В виду явной слабости добровольца командир роты решил назначить его на должность ротного писаря и отправить в обоз, но Тычинин, как только узнал, что обоз находится далеко сзади полка и в боях с неприятелем не участвует, стал настойчиво проситься в строй. Уступив настойчивым просьбам добровольца, ротный командир велел выдать ему оружие, обучить обращаться с ним и затем уже отправить Тычинина на передовые позиции.
Здесь девушке пришлось познакомиться со всеми трудностями походной жизни и воинской службы. «Анатолий Тычинин делал вместе с ротой переходы по 40 верст в сутки, спал в сырых окопах, конюшнях и свиных хлевах. А когда, после тяжелого перехода, измученные солдаты с наслаждением растягивались в болотной грязи на отдых, Тычинина, как младшего по роте, посылали копать для роты картошку», ‒ рассказывалось в одном из очерков, посвященных девушке-героине.
21 сентября 1914 года, во время боя под небольшим городом Опатовом, расположенном на левом притоке Вислы, Тычинину дали поручение подносить бойцам патроны, что доброволец, как следовало из рапорта, «выполнял очень усердно и быстро, невзирая на сильный ружейный и артиллерийский огонь; кроме того, Тычинин перевязывал раненых и под огнем выносил их с поля сражения». Получив во время боя ранение в руку, а затем и в ногу, боец не оставлял своей самоотверженной работы, до тех пор, пока австрийская пуля не поразила его в грудь навылет. Считая Тычинина погибшим, наши войска, вынужденные отойти от г. Опатова оставили его на поле сражения. За мужество и героизм, проявленные в этом бою, добровольцу Тычинину на основании статута, был пожалован Георгиевский крест 4-й степени.
Судьба храброго «юноши» прояснилась спустя полтора месяца, благодаря бежавшему из вражеского плена ротному фельдшеру Евмению Бреславцу, ухаживавшему в опатовском лазарете за русскими раненными, который доложил командиру полка, что оставленный на поле брани доброволец Тычинин жив. Попавшего в плен к австрийцам молодого солдата отправили в госпиталь. Более суток «Анатолий» пролежал без сознания, а когда очнулся, увидел, что возле его койки собрался весь медицинский персонал, так как во время перевязки открылось, что Тычинин ‒ женщина.
Вскоре началось очередное наступление наших войск на Опатов, город был отбит у неприятеля и Тычинина снова оказалась в кругу своих. Раненную героиню решено было переправить на дальнейшее лечение в Москву.
Вскоре, как и в случае с разведчицей Кирой Башкировой, перед командованием встал сложный вопрос: что делать с награждением воина, неожиданно для всех оказавшегося девицей, почетной солдатской наградой ‒ Георгиевским крестом. Дилемму разрешил Государь, всемилостивейше соизволивший 11/24 января 1915 года считать девицу Тычинину Георгиевским кавалером.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук