«Страсть к зрелищам опасна не менее пьянства»

Что возмущало русских консерваторов в кинематографе времен Первой мировой войны

100 лет с начала Первой мировой войны 
0
768
Время на чтение 8 минут
Афиша кинофильма *Убийца*

С развитием в России кинематографа русские консервативные круги стали всерьез обращать внимание общества и власти на то, что пропагандирует этот новый вид искусства, ставший столь доступным массовому зрителю. Еще в 1909 году В.М.Пуришкевич настоял на создании при Русском народном союзе имени Михаила Архангела комиссии по устройству Первого народного исторического кинематографа, призванной содействовать появлению русского национально-патриотического кино, правда тогда из этой затеи ничего не вышло. Но показательно, что уже в это время Пуришкевич совершенно верно понял значение кино в деле формирования общественного мнения и пропагандирования народных масс и был крайне обеспокоен тем, что это «усовершенствованное современное средство для достижения успеха в деле перевоспитания народа» оказалось в руках противников монархии. «Фактически бесцензурный в России кинематограф, признанный могучим орудием просвещения для сельской школы», - сетовал Пуришкевич, уже делает свое дело: «герои современной, сплошь порнографической, литературы в своих наиболее кричащих и расходящихся в толпе произведениях уже попали на кинематографические ленты. Уже видим в губернских и уездных городах России, а завтра, несомненно, увидим и по селам,  как <...> зеленая молодежь - воспитанники мужских и женских средних учебных заведений всех классов, дети из городских училищ и духовных семинарий - упиваются картинами "Ключей счастья" Вербицкой, "Ямы" Куприна, "Санина" Арцыбашева, "Профессора Сторицына" Л.Андреева и других подобных...».

Плакат *Кинематографы - солдату в окопы*

Когда же началась война, то внимание консервативных кругов к репертуару кинематографов только усилилось. И это не удивительно, ведь если в 1908 г. в России было выпущено лишь 8 фильмов, то в 1914-м их было уже 232, в 1915-м ‒ 370, а в 1916-м ‒ 499. Как утверждает историк кино С.С.Гинзбург, в 1916 году в России было продано не менее 150 миллионов билетов в кинотеатры, из чего следует, что «в среднем на каждую прочитанную книгу приходилось пять-шесть посещений кинематографа, а на каждый проданный театральный билет (...) ‒ десять-двенадцать проданных кинематографических билетов. Можно, таким образом, утверждать, что в дореволюционной России, во всяком случае в годы первой мировой войны, кино в деле удовлетворения эстетических запросов населения играло бо́льшую роль, чем театр и даже литература».

В начале 1915 года одна из правых газет с тревогой констатировала: «Давно признано за бесспорную истину, что все кинематографы имеют огромное влияние на свою обычную публику, т.е. в большинстве на нашу подрастающую молодежь и на маленьких детей. Все наше горе в том, что мы оказываемся способны ставить только диагнозы и регистрировать известные явления, но никаких поучительных выводов делать нам не дано и в особенности не дано принимать предупредительных мер к устранению того зла, которое может проистекать из тех или других зарегистрированных явлений. Признавши за биоскопами огромное влияние на ум и душу нашей юности, мы с спокойной совестью отдали такую серьезную и важную область общедоступных народных развлечений в бесконтрольное распоряжение всевозможных предпринимателей, которым до ума и души наших детей нет решительно никакого дела. И отсюда происходит то страшное, но не учитываемой цифрами зло, что в то время, когда где-то и какая-то комиссия уже 5-й год вырабатывает цензурные нормы для биоскопов, - вышеперечисленные предприниматели систематически развращают и отравляют русскую юность всевозможным зловредным вздором».

Реклама фильма *Сашка-семинарист*

Что же так возмущало консерваторов в только нарождавшемся и, казалось бы, совершенно безобидном по меркам сегодняшнего дня, кинематографе? Одна из консервативных газет того времени писала так о репертуаре конца 1914 года: «Когда в одном [кинематографе] идет "Рокамболь", другой спешит побить рекорд разбойщины "Сашкой Семинаристом"; третий не отстает закатывает "Разбойника Чуркина", и потом снова идут разные разбойные варьяции. Гнуснее и опаснее всего, что все это достопочтенные разбойники рисуются в образе каких-то "героев", которые хозяйничали на большой дороге, будто бы за какое-то "народное дело". Молодежь, совсем крошечные дети жадно впиваются в эти кровавые страницы разбойного прошлого, и что печальнее всего - в них зарождается сочувствие к этим "героям", они жалеют, когда их ловят наконец, и предают достойной их злодейств казни... Мы не желали бы, в вою очередь, чтобы дети и аплодировали этим казням, но мы вообще не желали бы, чтобы наша подрастающая юность переживала такие острые душевные эксцессы, чтобы молодой и восприимчивый мозг питался такими кошмарными и только отвратительными образами кровавой разбойщины... От этого вреда следовало бы уберечь нашу молодежь».

Звучали протесты и против показа народу ужасов войны. Разбирая популярный в то время фильм «Ужасы Калиша», суть которого, судя по газетным сообщениям заключалась в том, что жизнь счастливой польской молодой четы, наслаждавшейся радостями медового месяца, в одночасье «была разрушена вторжением в город прусских улан, их грабежами, насилиями и всеми теми зверствами, о которых много писали, пишут и которые такой болью отзываются в русском сердце», неизвестный автор рецензии возмущался тем, что фильм этот массово демонстрируется во всех городах, «возбуждая не совсем человеческие инстинкты в зрителях, поднимая нервы и без того натянутые, озлобляя по адресу того врага, против которого и без дешевого участия кинематографа серьезно и справедливо озлоблен русский народ».

Разбойник Чуркин

«Покажите же нашему народу, реагировавшему на эту войну полным подъемом, ‒ говорилось в рецензии на фильм, ‒ красоту и величие подвигов наших воинов, наших воинских частей, подвиги сухопутных, морских и воздушных сил, покажите чудеса техники во всех ее видах и разновидностях; покажите работу наших санитаров на поле боя и жизнь наших воинов на позициях; дайте ряд снимков, сделанных во время посещения городов нашим Державным Вождем и членами Его Семьи; покажите великую самоотверженную работу наших Августейших Сестер милосердия. Пусть на экране появятся наши Нестеровы, Крючковы, Кашеваровы, Иванюхины, наши вожди и воины в их боевой обстановке, как это печатается в массе иллюстрированных журналов. Мы с чувством благоговения и изумления будем смотреть подвиги команды разведчиков, захватывающих ночью германскую гаубицу в запряжке, полк, переходящий по пояс Раву, эскадрон, обративший в бегство австрийцев в окопах, броненосец, разящий могучего "Гебена" и т.п., ‒ имя этим подвигам ‒ легион. Дайте виды живописнейших уголков Крыма, Волги, Днепра, Финляндии, Урала, Кавказа, Сибири виды крепостей нашего противника, пейзажи Галиции, Буковины, Прикарпатья; наконец, познакомьте зрителя с богатейшей природой Франции, Бельгии, суровыми видами гор Сербии и Черногории, изяществом ландшафтов Японии кипучими городами Англии; покажите армию наших союзников, их колониальные войска, подвиги под Вальево, у Ипра, в Аргонах. Вот что дайте народу в кинематографе, если хотите, чтобы последний служил этому народу. В кинематограф мы идем учиться, отдыхать развлекаться, а не напрягать свои нервы, натянутые достаточно и без участия прусских улан на экране».

Архиепископ Никон (Рождественский)

Известный русский иерарх архиепископ Никон (Рождественский) также сетовал на то, что «со всех концов Русской земли приходится получать письма преданных Церкви, Царю и Отечеству православных людей с горьким протестом против усиливающегося развращающего влияния так называемых кинематографов». Называя кинематограф «нравственною отравой», владыка обращал внимание, насколько кино опаснее театра: «театр требует для себя огромных расходов ‒ на устройство сцены, декораций, подбор актеров и содержание их, тогда как кинематограф обходится небольшим числом прислуги да запасом лент при одном аппарате. Но тогда как пьесы театра подвергаются хоть какой-нибудь цензуре, ‒ ленты кинематографа, кажется, никто не цензурует, а при таких условиях иудею полное раздолье отравлять народ за 20-30 коп. самыми безнравственными, порнографическими представлениями. И вот ими переполнены наши столицы: пройдите по Невскому ‒ кажется, нет дома, разве кроме казенных зданий, где не было бы этого учреждения, куда не манили бы в вечернее время публику разноцветные фонарики. (...) ...Это много опаснее театра уже по тому одному, что легче устраивается, всюду может легко проникать, а главное ‒ до сего времени нет никакой цензуры для его лент... Страсть к зрелищам опасна не менее пьянства. Она так же может разорять население, как и водка; она опустошает народную душу, приучает простого человека к праздности, отвлекает от семьи, засоряет его воображение; сеет в его душе грех... И если театр вреден, то кинематограф для простого человека во много раз вреднее. (...) Ведь на наших глазах происходит что-то совершенно ненормальное и никогда ранее небывалое. Ведь лет 20-25 назад никто бы не поверил, что возможно такое публичное "оказательство" своего рода зрительных прелюбодеяний, которое представляют собою программы безусловно всех наших кинотеатров, ‒ все это откровенная популяризация порнографии и всякой скверной уголовщины...».

На это же указывала и такая известная газета как «Новое время», возмущавшаяся тем, что всего за 20‒30 копеек каждому гимназисту становится доступными всевозможные искушения и тем самым, кинематографы превращаются в «приготовительные классы уголовщины и разврата». Призывая власти обратить внимание на эту проблему, издание заключало: «Понятно, что в первые годы такого нового дела, как кинематограф, пока еще не выяснилась его эволюция в порнограф, безобразие могло процветать. Но теперь оно создано и для всех очевидно. Пора приняться и за ликвидацию...»

Требуя введения государственной цензуры и высоких налогов для иностранных кинолент, консервативные круги также обращали внимание власти и общества и на то, что  кинематографы «обратили в орудие революционного пропагандирования народа». Особенно  вредными представлялись правым кинокартины, посвященные французской революции, наводнившие отечественный кинопрокат во время Первой мировой войны. А тот факт, что прокат подобных кинолент осуществлялся в самых дешевых кинотеатрах, т. е. был доступен рабочим и другой простонародной публике, заставлял правых регулярно поднимать вопрос о революционизировании народных масс зарубежными кинофильмами. Консерваторы настойчиво требовали прекратить скрытую антимонархическую пропаганду посредством кинематографов и акцентирование негативных явлений, вызванных тяжелейшей для России войной, что неизбежно должно было приводить лишь к недовольству существующим политическим строем, и призывали использовать влияние кинематографа и периодической печати для поднятия патриотических и верноподданнических чувств, ибо только при поддержании в народе веры в самодержавие, веры в искренность патриотических чувств Царской семьи и правительства, веры в могущество и непобедимость русской армии и компетентность ее командования возможна победа в мировой войне, вызвавшей напряжение всех народных сил.

П.Ф.Булацель

Но добиться от власти активного вмешательства в эту сферу консерваторам так и не удалось. За исключением введенного еще в 1908 г. московским градоначальником запрета на показ фильмов «парижского жанра», а также запреты на изображение в кинолентах святых образов, церковных обрядов и богослужений и отдельных постановлений военных властей, государство, в целом, не обращало пристального внимания на репертуар кинематографов. В связи с этим, видный консервативный публицист П.Ф.Булацель уже накануне революции возмущенно писал: «В чьих руках выделка кинематографических лент? Дают ли наши кинематографы здоровую духовную и умственную пищу? Разве среди сотен всевозможных картин, изображающих убийства, грабежи, обманы и кровосмешения, попадается хоть одна картина религиозно-нравственного содержания? Видали ли вы картины, возбуждающие высокое патриотическое настроение? Увы, российская правящая власть не умеет или не хочет овладеть кинематографом, и с этим выдающимся изобретением двадцатого века, происходит в России та же самая грустная история, которая давно уже  у всех на виду... Вся так называемая культура в России приняла противогосударственное направление».

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Александрович Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Александрович Иванов
100 лет с начала Первой мировой войны
«Мы должны делать все возможное для благого преображения мира»
Делегация Русской Церкви приняла участие в церемонии поминовения русских военнопленных, погибших в Словении в годы Первой мировой войны
04.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
II. К 107-й годовщине начала Мировой войны*
02.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
I. К 107-й годовщине начала Мировой войны[1]
31.07.2021
Главком Николай II, или Цена победы
Об истинных потерях Русской Императорской Армии в Первую мировую войну. Часть 3
27.07.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Видимость благочестия при внутренней пустоте
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.10.2024 21:42
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от Константин В.
06.10.2024 21:37
О проблемах многодетности в России
Новый комментарий от Человек
06.10.2024 21:03
Надежды на командира спецназа «Ахмат» обнулились
Новый комментарий от Константин В.
06.10.2024 19:12
Вновь о тайне четырех царств
Новый комментарий от Агафон
06.10.2024 18:16
Ложь невыносима, как сквернословие
Новый комментарий от Человек
06.10.2024 15:37