Русская идея и русский национализм

Г.А.Шечков vs Д.С.Мережковский

100 лет с начала Первой мировой войны 
0
420
Время на чтение 5 минут
Газета *Земщина*

Сто лет назад, 26 ноября 1914 года, на страницах петроградской монархической газеты «Земщина» появилась статья известного русского правого деятеля, депутата Государственной Думы Георгия Алексеевича Шечкова «Защита национальной идеи».

Выступить со статьей Г.А.Шечкова заставили высказывания известного религиозного мыслителя и писателя Дмитрия Сергеевича Мережковского. В отличие от монархиста-славянофила Шечкова, «человека из XVI века», как отзывался о нем В.М.Пуришкевич, Мережковский принадлежал к совершенно другому лагерю. Если Шечков пытался осмыслить начавшуюся Первую мировую войну с православно-патриотических позиций, то Мережковского, по утверждению его биографа, совершенно не коснулся патриотический подъем 1914 года, а к самому военному конфликту, в которой оказалась вовлечена Россия, он отнесся «с безусловным отрицанием». Принято считать, что Мережковский, считавший себя  «специалистом по христианству» и всю жизнь занимавшийся «минутами роковыми» в истории человечества, на удивление никак не реагировал на злободневные события, однако это не совсем так. Делая доклад в Религиозно-философском обществе, Мережковский позволил себе оборот, ставший достоянием прессы и вызывавший глубокое возмущение русского консерватора Шечкова. «Только в том случае русский народ не будет падалью, - заявлял писатель, - если он вылезет из лужи русской идеи».

Дмитрий Мережковский

Представляется, что реакция на это заявление Мережковского будет интересна и сегодня, так как спор между представителями западнической и национальной русской мысли по-прежнему продолжается, вращаясь вокруг одних и тех же тем и понятий.

«Какая объективность мысли! Какое изящество языка! Тут что-нибудь одно: или "религиозный философ", провозглашая свой тезис, хотел сказать, что русский народ должен отказаться от русской идеи для того, чтобы освободить себя вообще от бремени какой бы то ни было идеи, то есть другими словами, он предлагает нашему народу покончить с собою, ибо безыдейный народ - вещь немыслимая: пустоголовому стаду очевидно, нет места в истории человеческой... Или же наш мудрец хотел высказать ту мысль, что русский народ призван отречься от собственной русской идеи для того, чтобы усвоить себе идею чужую, нерусскую. В последнем случае религиозному "философу" не мешало бы представить хоть какие-нибудь свидетельства в пользу того, что предлагаемая им мера не является попыткой вовлечь своих соотечественников в невыгодную сделку, что им не предлагается променять коня на осла, а осла на козла и т.д. Надо бы выяснить, что предлагается обменять худшее на лучшее, что отвергаемая своя русская идея есть нечто худшее по сравнению с идеей, например, еврейскою, или идеей современного Хама, который свой родной народ, свое отечество, свою мать Родину во всеуслышание провозглашает "падалью"», - возмущался Шечков, по словам которого, тот «кто утверждает, что русский народ падаль, а русская идея есть лужа, делающая его падалью - тот уже не партийник (т.е. не политический оппонент. - А.И.), а враг своего народа и изменник».

Впрочем, справедливости ради следует заметить, что слово «падаль» было, похоже, одним из любимых в лексиконе Мережковского и далеко не всегда имело в устах эмоционального писателя привычное значение. В том же 1914 г. писатель М.М.Пришвин оставил в своем дневнике следующую запись: «Мережковский вообще совершенно не способен быть в жизни, он не человек быта, плоти и крови. Я никогда не забуду одного его спора с социал-демократическим рабочим. В ответ на поставленный ему вопрос о необходимости в человеке сознания своего собственного бессмертия рабочий говорил: "Накормите меня". Тогда Мережковский, возмущенный грубостью ответа, вдруг неистово закричал: - "Падаль, падаль!" Это была, конечно, чисто философская "падаль", то есть то, что падает, умирает, а рабочий принял за настоящую, ругательскую - и пошло, и пошло». Впрочем, смысл сказанного Мережковским о русском народе и русской идеи от этого не сильно меняется...

К тому же, помимо приведенного выше высказывания, Мережковский сделал еще одно заявление, вызвавшее развернутый отклик Г.А.Шечкова. «Было бы весьма опасно для России, - сказал писатель в октябре 1914 г., - если бы в связи с войной усилился русский национализм... главная задача русской интеллигенции - борьба с национализмом».

Георгий Алексеевич Шечков

«Конечно, с национализмом, являющимся выражением народной гордыни, - надо бороться всеми силами, - писал по этому поводу Шечков, в свое время выступивший с критикой националистического лозунга "Россия - для русских". - Таков национализм современных германцев; мы с ним и боремся. Но разве его имеет в виду Мережковский? Русская, именно русская национальная идея, та самая, за которую мы теперь ведем великую борьбу, за которую легионы людей в благородном сознании своего исторического долга жертвуют своею жизнью, эта самая идея для господ Мережковских, Мейеров и Карташевых - заразная лужа, из которой народу надо "вылезти" чтобы заживо не гнить, чтобы перестать быть  "падалью"».

«Против чего мы теперь боремся, как не против чуждой нам национальной идеи, приведшей германцев к лжекультуре, к одичанию? - продолжал свои рассуждения консервативный публицист. - За что иное мы боремся, как не за свою историческую русскую идею? Кто же в этот страшный и священный час национального подвига, кто смеет оскорблять и ронять народную святыню? Очевидно, это может делать только или изменник, или подосланный врагом шпион, или явный безумец. Но справедливо ли, разумно ли освобождать зарубежные края от сторонников враждебной нам идеи, а у себя дома этим самым сторонникам давать простор и позволять посягать на то, за отстаивание чего на нас воздвигнуты войны? Мы постепенно освобождаем себя от засилья германцев внутри России, но почему-то не обращаем внимания на то, что печать наша продолжает быть захваченною врагами русской идеи».

Подводя итог своим рассуждениям, Г.Шечков заключал: «Наш народ - "падаль", его национальная идея - "заразная лужа"; "если Европа - лицо цивилизации, то Россия - ее зад"; самое имя Россия должно быть уничтожено и заменено чем-нибудь вроде "парламентарии" или "соединенных штатов"... Вот изречения наших официальных мудрецов. (...) Теперь в годину всеобщей, мировой войны, казалось бы, не время нашей государственной власти сохранять далее нейтралитет в отношении борющихся внутри Отечества его неустанных защитников и его непримиримых противников. Пора сказать: когда мы воюем за русскую народную идею, то называть эту идею заразною лужею - нельзя». Но советов консервативного публициста никто тогда не услышал - ни власть, ни интеллигенция...

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Русская идея и русский национализм

Потеряв веру, ищем идеологию. Идеология никого не спасает.

1. Re: Русская идея и русский национализм

Самое главное постоянно озвучивать, распространять, разъяснять, доводить в СМИ до людей ДОСТУПНЫМИ словами, что Русская идея состоит в том, что надо стараться всему обществу людей разумно строить свою земную жизнь прежде всего на духовно-нравственных правилах Любви, Правды и Добра, которые сохранило и донесло до нас именно Православие, как идущее от Христа и апостолов без искажений. И что Православие дает нам возможность не только здесь на земле нравственно достойно прожить свою жизнь, избежав многих неприятностей и ошибок, но и после смерти обрести вечную прекрасную радостную жизнь. Многие люди, как малые дети, не понимают этих элементарных вещей: зачем нужна вера, Православие, что русский народ считает главным, что это за такая русская идея? А все ведь просто.
Алёна / 10.12.2014, 13:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Александрович Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Александрович Иванов
100 лет с начала Первой мировой войны
«Мы должны делать все возможное для благого преображения мира»
Делегация Русской Церкви приняла участие в церемонии поминовения русских военнопленных, погибших в Словении в годы Первой мировой войны
04.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
II. К 107-й годовщине начала Мировой войны*
02.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
I. К 107-й годовщине начала Мировой войны[1]
31.07.2021
Главком Николай II, или Цена победы
Об истинных потерях Русской Императорской Армии в Первую мировую войну. Часть 3
27.07.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Церковный «собор» в Киеве 1918-1919 годов
Новый комментарий от Vladislav
21.01.2025 00:01
Нехарактерный миграционный случай
Новый комментарий от Калужанин
20.01.2025 19:34
Бомба под российскую государственность
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.01.2025 16:11
Как заменить капитализм на солидарный строй
Новый комментарий от учитель
20.01.2025 16:05
«Самое важное – устранить первопричины кризиса»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.01.2025 15:15
Россия – «Ноев ковчег» человечества
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.01.2025 14:01