Ровно 100 лет назад, 26 октября / 8 ноября 1914 года победой русского оружия завершилось одно из крупнейших сражений Первой мировой войны - Варшавско-Ивангородская операция, которую осуществили Северо-Западный и Юго-Западный фронты Русской императорской армии.
После разгрома австро-венгерских войск в Галицийской битве перед Русской армией открылась возможность вторжения в юго-восточную часть Германии. Не желая упускать такой случай, русское командование рассчитывало двинуть войска в Силезию, для чего 10/23 сентября начало переброску 2-й армии Северо-Западного фронта (генерал Н.В.Рузский) в район Варшавы, а 4-ю, 5-ю и 9-ю армии Юго-Западного фронта (генерал Н.И.Иванов) - на участок от Варшавы до Сандомира. Эта «грандиозная перегруппировка», по словам военного историка А.А.Строкова, «производившаяся в основном походным порядком в весьма тяжелых условиях бездорожья и осенней распутицы, началась в последних числах сентября и закончилась к середине октября».
Видя надвигавшуюся угрозу, германское командование решило действовать на опережение, нанеся удар из районов Кракова и Ченстохова на Ивангород и Варшаву, планируя тем самым разгромить северный фланг Юго-Западного фронта и выйти в тыл русским армиям. Воплощать немецкий план в жизнь предназначалось 9-й германской (фельдмаршал П.Гинденбург) и 1-й австро-венгерской (генерал В.Данкль) армиям.
Пользуясь численным превосходством (русские армии еще не успели завершить перегруппировку и подходили на заданные рубежи по частям) австро-германские войска 25 сентября / 8 октября вышли к р.Висла и устью р.Сан, но встретили упорное сопротивление соединений 4-й и 9-й русских армий, не позволивших им форсировать эти реки. Тогда германское командование изменило план, решив для овладения Варшавой создать в районе Кельцы и Радома ударную группу войск во главе с генералом А.Макензеном.
«Терять время не было в обычае у германских военачальников, - писал по этому поводу известный военный историк А.А.Керсновский. - Гинденбург решил выйти из этого тупика немедленным ударом своего левого фланга на Варшаву и захватом этого крупного политического центра нанести России чувствительный удар. Для похода на Варшаву был назначен Макензен с двумя корпусами - своим 17-м и Сводным - генерала Фроммеля. (...) 24 сентября Макензен начал свое наступление, 25-го занял Лодзь и 26-го уже подошел к Гройцам, непосредственно угрожая Варшаве. 27-го Макензен атаковал под Гройцами II Сибирский корпус и потеснил его, но положение здесь спасли полки 1-й Сибирской стрелковой дивизии (I Сибирского корпуса), высадившиеся у Пясечна и бросившиеся в бой с поездов без единой пушки. 28-го шел жестокий бой на подступах к Варшаве...»
Тем временем, 27 сентября / 10 октября 4-я и 5-я русские армии начали форсировать Вислу, а 2-я армия выдвинулась к Западу от Варшавы. На следующий день под Варшавой и Ивангородом завязались упорные бои, в ходе которых все атаки германских войск на польскую столицу были отбиты, а в районе Ивангорода русским войскам удалось создать хорошо укрепленный плацдарм. Видя, что наступление германо-австрийских войск выдыхается, с 5/18 октября Русская армия перешла в наступление, заставив генерал-фельдмаршала П.Гинденбурга отвести группу Макензена из-под Варшавы. Таким образом, 7/20 октября ожесточенное и кровопролитное Варшавское сражение завершилось русской победой.
Стремясь собрать разбросанные у Вислы части, Гинденбург передал Ивангородское направление 1-й австро-венгерской армии, в задачу которой входило ликвидировать Козеницкий плацдарм и сбросить русских в Вислу. Однако попытки австрийцев оказать помощь германским войскам путем наступления на Ивангород, предпринимаемые с 8/21 октября, успехом также не увенчались. Перелом в сражении наступил 13/26 октября, когда 9-я армия генерала П.А.Лечицкого, отбросив передовые австро-венгерские соединения, вышла во фланг австрийцам, создав угрозу прорыва всего австро-германского фронта.
Сдерживать натиск Русской армии, численность которой на данном направлении превысила к тому времени полмиллиона человек, германо-австрийские войска уже не могли. Опасаясь прорыва русских у Варшавы и Ивангорода, который грозил 9-й немецкой армии разгромом и окружением, Гинденбург 14/27 октября отдал приказ прекратить сражение и начать общее отступление австро-германских войск на исходные позиции. «Все те силы, что месяц тому назад шли отвоевывать Галицию и думали одним залпом смести "ивангородский курятник", находились в полном отступлении», - писал А.А.Керсновский. По словам начальника штаба 9-й германской армии Э.Людендорфа, положение немцев «было исключительно критическое» и «казалось, должно произойти то, чему помешало в конце сентября наше развертывание в Верхней Силезии: вторжение превосходящих сил русских в Познань, Силезию и Моравию».
Таким образом, перед Русской армией открылась прекрасная возможность развить наступление для последующего вторжения в Германию, но она, к сожалению, была упущена. Наступление наших войск развивалось крайне медленно, что было связано как с осенней распутицей, так и с активным уничтожением отступавшим противником путей сообщения. Как отмечал генерал А.А.Свечин, отступая на запад, немцы «самым капитальным образом разрушили не только железные дороги, но и шоссе; на последних не только мосты, но даже полотно - иногда на протяжении нескольких верст - было изрыто взрывами». Сказывались также недостатками в управлении русскими войсками и неготовность тылов, которые оторвались от передовых частей более чем на 150 км. По оценке военного историка А.А.Строкова, преследование противника было остановлено также в связи с тем, что русским войскам нужна была «оперативная пауза». В итоге, германо-австрийским войскам, понесшим тяжелые потери, удалось оторваться от преследования, избежать разгрома и к концу октября достаточно организованно отойти на исходные позиции. К 26 октября / 8 ноября русские армии вышли на рубеж Ласк - Пшедбуш - Мехов - Кошице, тем самым завершив Варшавско-Ивангородскую операцию. Грандиозный план нанесения удара в самое «сердце Германии» пришлось отложить на неопределенное время...
В ходе Варшавско-Ивангородской операции русские войска потеряли около 150 тыс. чел. (32% от численности первоначальной группировки) и до 50 орудий. Германская и австро-венгерская армии также потеряли около 150 тыс. чел. (из них треть потерь пришлась на долю немцев), в том числе 23 тыс. пленными (более 51% от численности первоначальной группировки) и 63 орудия.
По своему размаху Варшавско-Ивангородская операция была одной из самых крупных военных операций Первой мировой войны, проведенной войсками двух фронтов. В ходе ее осуществления фронт растянулся свыше, чем на 300 км в длину и на 140 км в глубину, по обе стороны которого сражалось около 900 тысяч человек. Ее итоги показали, что германское командование явно переоценило свои силы, построив свои расчеты на внезапности удара. «Благодаря октябрьской операции, - писал Э.Людендорф, - мы выиграли время, но сама она не удалась». Русское командование сумело разрушить планы стратегов Центральных держав и заставить их уступить инициативу. А явные успехи русского оружия над германцами развеяли миф о «непобедимости немцев». Однако недостатки в организации управления в оперативном звене и материальном обеспечении войск не позволили нашей армии добиться больших успехов и перенести военные действия на территорию Германии. Вместе с тем, Германия после этого поражения была вынуждена перебросить часть своих сил с Западного фронта на Восточный, чем ощутимо облегчила положение союзников и сорвала планы привлечения к войне на стороне Центральных держав балканских государств. Кроме того, как отмечают военные историки, несмотря на ограниченный успех, данное сражение стало шагом вперед в российском военном искусстве, ибо это была первая операция, в которой участвовало и взаимодействовало сразу два фронта.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук