31 мая (старый стиль) 1223 года в нашей истории произошло трагическое событие: в сражении с монгольскими ордами на реке Калке (территория современной Донецкой области) объединенное русско-половецкое войско потерпело сокрушительно поражение.
За год до этого монгольское войско под предводительством Джэбэ и Субэдэя вторглось с Северного Кавказа в половецкие степи. Понимая, что в одиночку выстоять против многочисленного и сильного врага у половцев нет никакого шанса, половецкий хан Котян обратился к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Удатному и к другим русским князьям, прося у них помощи против грозного врага.
«В 1223 году, - сообщает летопись, - явился народ незнаемый; пришла неслыханная рать, безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера... Половцы не могли противиться им и побежали к Днепру. Хан их Котян был тесть Мстиславу Галицкому; он пришел с поклоном к князю, зятю своему, и ко всем князьям русским..., и сказал: Татары отняли нашу землю нынче, а завтра вашу возьмут, так защитите нас; если не поможете нам, то мы нынче будем иссечены, а вы будете завтра иссечены».
Русское государство представляло на тот момент собой несколько крупных княжеств, постоянно соперничающих между собой, и не имело единого войска, способного дать достойный отпор орде кочевников. Остановить продвижение монголов можно было только объединившись. Поэтому, собравшись на совет в Киеве южнорусские князья справедливо решили, что если не помочь половцам, то войско монголов пополнится еще и половецкими силами, да и встречать грозного врага лучше на чужой территории, не дожидаясь, пока он вторгнется в русские земли. Собрав внушительное войско русские князья приготовились к битве. Помимо Мстислава Удатного в поход согласились выступить князья Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский и Даниил Волынский (всего 15 князей).
Как сообщается в «Повести о битве на реке Калке», узнав об этом, монголы прислали послов, обратившихся к русским князьям со следующими словами: «Слышали мы, что идете вы против нас, послушав половцев. Но мы вашей земли не занимали, ни городов ваших, ни сел, на вас не приходили, но пришли, посланные Богом, на холопов своих и на конюхов, на поганых половцев. Возьмите с нами мир, а с нами войны нет. Если бегут к вам половцы, то вы бейте их и добро их берите себе. Слышали мы, что и вам они много зла сотворили. Потому мы их и бьем отсюда». Не поверив этим речам, князья приказали убить послов, тем самым сделав столкновение неизбежным.
Поначалу успех, казалось, сопутствовал русским. Обнаружив на левом берегу Днепра передовой отряд неприятеля, русские дружины после короткого, но кровопролитного боя обратили монголов в бегство. «Услышав это, - сообщает летопись, - князья русские пошли все за Днепр на множестве ладей - галичане и волынцы, каждые со своими князьями, куряне и трубчане и путивличи со своими». Двигаясь на восток и не видя основных сил неприятеля, русские войска спустя две недели вышли на берег реки Калки, где нанесли еще одно поражение противнику.
Мстислав Удатный первым перешел Калку и лично выехал на разведку. Оглядев расположение противника, князь приказал своему войску и половцам готовиться к бою, который грянул утром 31 мая. Начало сражения было удачным для русско-половецких войск. Волынский князь Даниил Романович, первым вступивший в битву, рубился с беспримерной храбростью, не обращая внимания на полученную рану. Монгольский авангард начал отступление, чем увлек русских воинов за собой, натолкнувшихся в пылу преследования на главные силы противника. Тут-то и произошла катастрофа. После мощного удара свежих монгольских сил, половцы дрогнули и обратились в бегство, смяв и расстроив полки Мстислава Черниговского, уже готовые к выступлению. На плечах половцев монголы ворвались в расположение главных русских сил. Мстислав Удатный и Даниил Волынский начали отступление, первыми смогли достичь Днепра и перед отплытием оттолкнули от берега оставшиеся свободными ладьи, опасаясь погони. Катастрофичным оказалось и отсутствие единого командования русско-половецкой рати - каждый князь действовал так, как считал нужным, о единстве действий не было и речи.
Киевский князь Мстислав отбивался от напиравшего противника целых три дня и сдался лишь после того, как монголы пообещали, что если русские сложат оружие - никто из них не будет убит, а князей и воевод отпустят домой. Однако обещания своего монголы не сдержали, жестоко отомстив за убийство своих послов: все русские князья и военачальники, попавшие в плен, были положены под доски и задавлены победителями, усевшимися сверху пировать, а рядовых воинов увели в рабство. Данные о численности и потерях с обеих сторон сильно разнятся, но принято считать, что в побоище на реке Калке уцелела лишь одна десятая часть русского войска. «И были побеждены все князья русские, как никогда не бывало от начала Русской земли», - заключает летописец.
Итогом этого поражения русских князей стало первое вторжение монголов на Русь, которые дошли до города Святополч южнее Киева. «Люди, не знавшие коварства татар, - сообщает летописец, - выходили им навстречу с крестами. Они же убивали всех. (...) И бысть вопль, и плачь, и печаль по городом и по селом...». Но узнав о приходе в Чернигов владимирских войск во главе с князем Васильком Ростовским, противник отказался от похода на Киев и повернул на Волгу, где потерпел сокрушительное поражение от волжских булгар. Это обстоятельство заставило завоевателей на время отступить в Среднюю Азию и отсрочило масштабное вторжение татаро-монгольских орд на Русь и Европу на 13 лет. «Бог, ожидая покаяния христиан, - наставлял летописец, - обратил татар вспять на землю Таногтскую и иные страны. (...) Это за грехи наши Бог вложил недоумение в нас, и погибло без числа много людей. (...) Об этих же злых татарах не знаем, откуда они пришли на нас и куда опять делись, только Бог весть».
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук