25 мая (старый стиль) 1867 года в Париже на Императора Александра II было совершено покушение, ставшее уже вторым (первое покушение в апреле 1866 года совершил Д.Каракозов). На этот раз стрелял в Государя 20-летний поляк-террорист Антон Березовский, желавший отомстить русскому самодержцу за усмирение польского мятежа 1863 года.
Случилось это во время визита Императора во Францию на Всемирную выставку. В программу пребывания в Париже входили смотры, визиты, посещения театров, застолья. Около пяти часов вечера русский Царь в сопровождении своих сыновей Владимира и Александра (будущего Императора Александра III), а также французского императора Наполеона III выехал с ипподрома Лоншан, где проходил военный смотр. В этот момент задумавший свою месть Березовский сумел приблизиться к экипажу и выстрелил в русского Царя. По одной версии, спасла Государя бдительность офицера охраны, который вовремя успел оттолкнуть руку террориста, по другой - пуля отклонилась от траектории из-за слишком сильного заряда. Как бы то ни было, пуля попала в лошадь шталмейстера, сопровождавшего экипаж, а пистолет разорвался в руках у Березовского.
Как сообщал генерал-адъютант В.Ф.Адлерберг, сопровождавший Императора в поездке, раненный в руку Березовский «был немедленно схвачен и почти растерзан народною толпою». Следствие установило, что террорист был уроженцем Волынской губернии, сыном бедного шляхтича, учителя музыки. В 16 лет он принял участие в польском восстании, несмотря на уговоры отца не принимать участие в смутах и последовавшее за тем родительское проклятие. После подавления восстания Березовский эмигрировал во Францию и поселился в Париже, где работал в слесарной мастерской. Желая расправиться с русским Царем, польский эмигрант внимательно отслеживал передвижения Государя по французской столице и выбрав удачный момент попытался осуществить свой преступный замысел.
«Когда я увидел возможность лишить его жизни во Франции, то не колебался ни минуты», - признавался Березовский. И сразу же после ареста Березовский заявил: «Я сознаюсь, что выстрелил сегодня в Императора во время его возвращения со смотра, две недели тому назад у меня родилась мысль цареубийства, впрочем, вернее, я питал эту мысль с тех пор, как начал себя сознавать, имея в виду освобождение родины». Как сообщала русская пресса, при обыске у Березовского были найдены книги, «в которых проводится мысль о цареубийстве».
Реакция на это преступление в России и Польше была совершенно разной. «Весть о вторичном покушении на священную особу монарха с быстротою молнии разнеслась по всей России, как и в предшедшем году, вызывая повсюду общее чувство негодования к злодею, радости и благодарности к Богу за спасение драгоценной жизни Царя», - пишет историк царствования Императора Александра II С.С.Татищев. В Петербурге, как отмечал очевидец, наблюдались «сильное движение» и «всеобщая радость о новом спасении». Поляки же сделали из Березовского героя, что в дальнейшем нашло отражение в польской художественной литературе.
Судил террориста французский суд присяжных. Березовский заявил, что совершил покушение «ради Польши», по личной инициативе и не имея сообщников. При этом преступник нисколько не раскаивался и выразил перед судом свое сожаление только в том, «что все это произошло в дружественной нам Франции». Прокурор, несмотря на выраженное Францией сочувствие польскому мятежу, настаивал, что у Березовского не было абсолютно никаких личных мотивов жаловаться на российское правительство и самодержца, а потому «для него нет оправданий, если только политические страсти не послужат ему в уменьшение вины». Адвокат-республиканец в свою очередь старался доказать присяжным, что «Березовский мстил за свою порабощенную родину и семью, сосланную после восстания». Но суд не пошел на поводу этих доводов.
Приведем небольшой фрагмент стенограммы судебного заседания:
«Судья. Вы отстаиваете здесь теорию цареубийства. Бог запрещает убивать.
Березовский. Я не Бог.
Судья. Что Вы не Бог, в этом нет сомнения, но вы отвечали, что вы сами произнесли свой суд над Царем. Вы не имели права судить царей».
В итоге суд присяжных признал Березовского виновным, но нашел в его деле «облегчительные обстоятельства». Согласно приговору, Березовский должен был пожизненно находится на каторжных работах в Новой Каледонии (тихоокеанская колония Франции). Однако со временем приговор был смягчен: в 1886 году каторга была заменена на пожизненную ссылку, а в 1906 г. Березовский был амнистирован, но не пожелав возвращаться из Новой Каледони, остался жить в этой французской колонии, где и скончался в 1916 году.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук