«Христианский великий народ не может быть себялюбцем»

К годовщине издания Манифеста Императора Александра II о начале войны за освобождение балканских славян

Александр Сергеевич Пушкин 
0
889
Время на чтение 6 минут
Император Александр II Николаевич

12 апреля (старый стиль) 1877 года Император Александр II объявил о начале войны за освобождение балканских славян от османского ига. После парада русских войск в Кишиневе на торжественном молебне епископ Кишиневский и Хотинский Павел (Лебедев) зачитал царский Манифест об объявлении войны Турции. «Всем Нашим любезным верноподданным известно то живое участие, которое Мы всегда принимали в судьбах угнетенного христианского населения Турции, - говорилось в документе. - Желание улучшить и обеспечить положение его разделял с Нами и весь русский народ, ныне выражающий готовность свою на новые жертвы для облегчения участи христиан Балканского полуострова».

Отмечая далее, что «кровь и достояние» верноподданных были всегда ему дороги, Государь вынужден был констатировать, что  попытки «достигнуть улучшений в положения восточных христиан путем мирных переговоров и соглашения с союзными и дружественными нам великими европейскими державами» не принесли результата -  «Порта осталась непреклонною в своем решительном отказе от всякого действительная обеспечения безопасности своих христианских подданных». «Исчерпав до конца миролюбие Наше, - заключал Александр II, - Мы вынуждены высокомерным упорством Порты приступить к действиям более решительным. Того требуют и чувство справедливости, и чувство собственного Нашего достоинства. Турция отказом своим поставляет нас в необходимость обратиться к силе оружия. Глубоко проникнутые убеждением в правоте Нашего дела, Мы в смиренном уповании на помощь и милосердие Всевышнего объявляем всем Нашим верноподданным, что наступило время, предусмотренное в тех словах наших, на которые единодушно отозвалась вся Россия. Мы выразили намерение действовать самостоятельно, когда Мы сочтем это нужным и честь России того потребует. Ныне, призывая благословение на доблестные войска Наши, Мы повелели им вступить в пределы Турции».

Изданию царского Манифеста об объявлении войны предшествовали следующие события. С 1875 года начался подъем национально-освободительного движения балканских народов. Восстанием против турецкого угнетения были охвачены Босния, Герцеговина и Болгария. А в 1876 году войну Турции объявили Сербия и Черногория. Зверская расправа турецких войск и башибузуков над восставшими вызвала возмущение общественного мнения всей Европы. Но самое горячие сочувствие балканские народы встретили в России, где началась мощная общественная кампания в поддержку братьев-славян: русские люди повсеместно собирали пожертвования, закупали для повстанцев оружие, одежду и медикаменты, ехали добровольцами на войну против Турции. Попытки урегулировать положение христианских народов Османской империи мирным путем не принесли никаких результатов, постановления специально созванных конгрессов и совещаний игнорировались турецким султаном.

*Болгарские мученицы*. Картина Константина Маковского (1877)

«Россия и европейские державы начали переговоры с Турцией с целью улучшить положение христиан, - писал известный русский генерал и военный писатель Н.А.Епанчин. - Долго тянулись эти переговоры, но, в конце концов, они не достигли цели. Между тем, летом 1876 года, русские добровольцы-крестоносцы пошли в Сербию и помогли сербам в тяжелой, неравной борьбе с турками. Вместе с сербами, под общим начальством генерала М.Г.Черняева, они мужественно боролись с турецкими полчищами, но, несмотря на беззаветную храбрость, они не могли удержать натиска этих полчищ и 17-го октября 1876 г. под Дюнишем туркам удалось одержать решающий успех - дорога на Белград была им открыта и Сербия была бы раздавлена. Но в это время раздался мощный голос Царя Русского, Царя Православного - он заступился за сербов и просил султана в двухдневный срок прекратить наступление турецких сил».

Но решиться начать войну против Османской империи было не так-то просто. После поражения в Крымской войне, в условиях реформирования практически всех сторон русской государственной и общественной жизни, при неблагополучном финансовом положении страны в правительственных и близких к ним кругах раздавалось немало голосов против втягивания России в военный конфликт. Стремился избежать войны и Император. «Конечно, если нас заставят воевать, - мы будем воевать, - говорил он военному министру Д.А.Милютину в 1876 г., - но я не должен сам подать ни малейшего повода к войне. ...Может выйти то же, что было в Крымскую войну, - опять вся Европа опрокинется на нас». Но после того как все надежды урегулировать вопрос о положении православных славян Османской империи рухнули, выбора у Императора Александра II практически не оставалось.

12 апреля 1877 года Россия оказалась в состоянии войны с Турцией, продолжавшейся до 19 февраля 1878 года. Памятуя события Крымской войны, когда против России помимо Турции выступили страны Европы, командование поставило задачу разгромить противника за одну кампанию и тем самым избежать втягивания в нее европейских держав. В планы русского командования входило форсирование Дуная, стремительный переход через Балканы и наступление на турецкую столицу Константинополь. Вскоре Русская армия вступила на территорию Румынии, положив тем самым начало славному Балканскому походу, а уже в июне успешно форсировала Дунай.

Н.А.Епанчин

Спустя полвека после окончания этой войны, Н.А.Епанчин писал: «С давних времен Россия была защитницей и покровительницей этих угнетенных христиан; с давних же времен стремилась она и к тому, чтобы обеспечить свое положение на берегах Черного моря. Таким образом в ближневосточном вопросе Россия имела две задачи: помощь угнетенным христианам и обеспечение своей южной границы. Первая задача не могла дать немедленных, реальных выгод; но христиане великий народ и не может жить "хлебом одним", ибо тогда он перестанет быть великим народом; нельзя великому народу жить только холодным рассудком, надо дать подобающее место и душе народной и сердцу. (...) Христианский великий народ не может быть себялюбцем, он должен быть Человеколюбимым, иначе он не христианский народ и не великий. Да, политика должна преследовать реальные интересы, но может ли быть для христианского народа более реальной политики, как следовать слову и примеру Христа».

Плевна, 1877 год

Войска под командованием генерала И.В.Гурко вскоре заняли древнюю столицу Болгарии Тырново, а затем захватили важный проход через Балканы - Шипкинский перевал. На западном направлении была взята крепость Никополь, а Восточный отряд под командованием Великого князя Александра Александровича (будущего Императора Александра III) сдерживал противника у крепости Рущук. Однако под Плевной русские войска застряли на три летних месяца, но после ее сдачи успех снова сопутствовал Русской армии. В декабре нашими войсками была одержана победа в Шейновском сражении, после которой путь на Адрианополь и Константинополь был открыт. Не менее успешно действовали русские войска и на Кавказе, взяв крепости  Баязет, Ардаган и Карс. От полного разгрома Турцию спасла Англия, которая ввела свой флот в Мраморное море, пригрозив России разрывом дипломатических отношений в случае занятия Константинополя. Протест против дальнейшего продвижения русских войск заявила и Австро-Венгрия. Опасаясь большой войны с европейскими державами, русское командование остановило войска в местечке Сан-Стефано (близ Константинополя), где в феврале 1878 г. здесь и был подписан предварительный мирный договор, условия которого затем были заметно изменены на Берлинском конгрессе.

По итогам мирного соглашения Россия вернула утраченную после Крымской войны южную часть Бессарабии, присоединила Карсскую область, населенную армянами и грузинами и заняла стратегически важную Батумскую область. Из-за противодействия европейских держав, освобожденная русским оружием Болгария была разделена на три части: вассальное княжество от Дуная до Балкан с центром в Софии; автономную провинцию Турецкой империи Восточную Румелию с центром в Филиппополе и Македонию (земли которой до Адриатики и Эгейского моря возвращались Турции без каких-либо изменений в статусе). Черногория, Сербия и Румыния получали полную независимость, Фракия и Албания оставались за Турцией, а Босния и Герцеговина перешли под контроль Австро-Венгрии.

Медаль в память окончания Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

И хотя «Берлинский трактат», по признанию подписывавшего его канцлера А.М.Горчакова стал «самой черной страницей» в его служебной карьере, поскольку Россия лишилась многих плодов своего труда, тем не менее, Императором Александром II и русским народом было сделано очень много для освобождения единоверных славян. Государь вновь подтвердил данное ему в народе почетное прозвище «Царя-Освободителя». И как бы не относиться к его реформам, политическим взглядам и личным качествам, уже только за эту освободительную войну против Османской империи православные славянские народы должны быть ему бесконечно благодарны. И как не вспомнить в связи с этим слова А.С.Пушкина, которыми и завершим этот небольшой очерк:

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро, -

А за грехи, за темные деянья,

Спасителя смиренно умоляют.

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Александрович Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Александрович Иванов
Александр Сергеевич Пушкин
«Образы казачества в чеканке»
В Самаре открылась выставка декоративно-прикладного искусства, посвящённая казакам
08.10.2024
День памяти святого преподобномученика Галактиона Вологодского
Сегодня мы также вспоминаем поэта и критика А.А.Григорьева, министра гражданской авиации СССР Е.Ф.Логинова и поэта С.С.Орлова
07.10.2024
«У врат Небесного Чертога, над леденящей глубиной...»
Существует ли православная поэзия? О творчестве Сергея Поликарпова (10.07.1947 - 28.09.2014)
29.09.2024
Какова миссия русских во времена СВО?
Хочется верить, что далеко не всё потеряно, и теперь, во времена суровых испытаний, будущее зависит от каждого из нас
19.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от С. Югов
08.10.2024 23:14
О современном миссионерстве
Новый комментарий от Владимир С.М.
08.10.2024 22:23
Заметки елеонского паломника на Святой Земле
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.10.2024 16:34
Православие в Колыбели Крещения Руси спасёт только Русская Армия
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.10.2024 16:04
Разговор со стеной
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
08.10.2024 15:55