Между тем, назначение Зурабова послом на Украину вызвало бурю эмоций. В основном эмоций негативных. Почитаешь некоторые комментарии, может сложиться мнение, что хуже кандидатуры, чем Зурабов и придумать трудно. Думается, что это ошибочное мнение.
Напротив, назначение Михаила Зурабова - это в целом позитивный сигнал верховной власти обществу, оно вселяет надежду, что у России наконец появляется внятная политика в отношении Украины.
Что же позитивного и оптимистичного можно увидеть в назначении Зурабова?
Во-первых, назначение это означает, что реальным послом России на Украине будет... Владимир Путин. Вспоминается исторический анекдот (в старом смысле слова «анекдот», как забавная историческая быль). Когда Государь Александр III назначил министром иностранных дел России Николая Карловича Гирса, это вызвало недовольство и недоумение всех - и «правых», и «левых». Государя убеждали, что Гирс неподходящая кандидатура, что он не имеет своих взглядов. На все эти упреки и недоумения Царь с присущей ему афористичностью сказал: «Я сам буду министром иностранных дел».
Думается, мы имеем дело с аналогичным случаем. Назначая Зурабова послом, глава правительства как бы говорит, что он сам будет представлять интересы России на Украине, ведь Зурабов имеет репутацию «человека Путина». Это неудивительно, ведь Украина является ключевым звеном в реализации путинской концепции энергетической экспансии, поэтому ключевые вопросы все равно будут решаться на высшем уровне. Владимиру Путину нужен на Украине опытный менеджер, лично ему лояльный и не склонный к публичности. Этими всеми качествами Михаил Зурабов обладает вполне. Черномырдин не был человеком Путина, он играл в самостоятельные игры, зачастую пользы России не приносившие. С назначением Зурабова ситуация, надеюсь, коренным образом изменится.
Во-вторых, в России Зурабов получил во многом печальную известность кампанией по монетизации льгот, этого наследия советской системы. Здесь не место обсуждать недостатки его деятельности на посту министра Минздравсоцразвития, но абсурдность существования осколка советской системы, когда сама система умерла, очевидна. По всей видимости на Украине ему предстоит подобного рода задача - монетизация газовых и нефтяных льгот Украине, оставшихся с советских времен. И тут вспоминается другой истрический анекдот. Когда Государь Николай I назначил боевого генерала Александра Христиановича Бенкендорфа начальником 3-го отделения, тот недоуменно спросил, что же он должен делать. В ответ Государь подал ему носовой платок и сказал, что он должен утирать слезы.
Нам неизвестно какое напутствие дал Зурабову Путин, вспомнил ли Владимир Владимирович эту давнюю историю, но, судя по всему, Зурабов должен будет утирать слезы у представителей той части украинской элиты, которая богатела на льготных российских энергоресурсах, но в ответ проводила антироссийскую и прозападную политику. Зурабов по-восточному малоэмоционально, с дежурной улыбкой будет жестко монетизировать наши отношения с украинской элитой.
Хорошо это или плохо? После Черномырдина, который считал, что он всех может перехитрить и купить, а Украина при этом становилась все дальше от России, хорошо. Ведь Россия во время посольства Черномырдина проиграла все, что можно проиграть на Украине. По крайней мере в политической сфере. Имея куда более выгодные условия для успешной деятельности, Россия в итоге сегодня оказывает значительно меньшее влияние на политическую жизнь Украины, чем США.
Другой вопрос - воспользуется ли Кремль монетизацией льгот, которую проведет Зурабов на Украине? Сумеет ли Москва извлечь из этого политическоие выгоды? Начнет ли политическое наступление на Киев? Но это уже вопросы не к Зурабову, а к Путину и Медведеву. Хотелось бы надеяться, что так и случится.
Кстати, любопытное совпадение. Вчера, когда стало известно о назначении Зурабова, его соплеменник Рамзан Кадыров вступился за честь России и заявил: «Мы никому не позволим шутить с Россией и наведем порядок не только в стране, но если будет приказ верховного главнокомандующего, то и в других государствах». Какие государства имел в виду Кадыров, он не пояснил...
В-третьих (и это главное), назначение Зурабова можно понять как четкий сигнал о том, что у Кремля появились наконец контуры внятной политики в отношении Украины. По крайней мере, это сигнал о том, что Россия не будет проводить политику поощрения сепаратизма на Украине, будет стремиться сохранить государственную целостность Украины. Неслучайно один из творцов современной российской политики в отношении Украины заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, директор Института стран СНГ Константин Затулин накануне негативно оценивал идею назначения Михаила Зурабова. «Назначение Зурабова будет ошибкой. Особенно если исходить из интересов дела. Он не политический деятель, а менеджер, к тому же непопулярный», - заявил он. Как известно, Затулин - член команды Юрия Лужкова, а московский мэр неоднократно озвучивал идею отобрать Крым у Украины. И до назначения Зурабова складывалось мнение, что в Кремле берут верх сторонники идеи конфедерализации и последующего расчленения Украины. По крайней мере в околополитической среде эти идеи активно обсуждались. Особенно после августовской войны в Южной Осетии, завершившейся юридическим оформлением раздела Грузии. Стоит надеяться, что с этими весьма опасными проектами на Украине покончено.
И, наконец, самое важное для нас, православных. Стоит надеяться, что назначение послом Михаила Зурабова станет гарантией сохранения церковного единства. Ведь именно поощрением со стороны России политического сепаратизма подпитывалась и подготовка нового церковного раскола на Украине на почве автокефалии. В некоторых околоцерковных кругах прямо обсуждались проекты действий на случай провозглашения Киевом автокефалии с последующим отложением ряда епархий, переходом крупных монастырей в ставропигию и т.д. Одновременно люди, обсуждавшие эти проекты, распускали слухи о заговорах в среде украинского епископата, о том, что Русская Церковь может положиться только на одного митрополита на Украине, остальные архиереи, мол, спят и видят себя в автокефальной церкви. Будем надеяться, что с этими проектами покончено. Всем серьезным наблюдателям давно было понятно, что ключи к автокефалии находятся не в Киеве, а в Москве.
Таким образом, Зурабов должен создать почву для победы на Украине пророссийских политических сил, укрепить позиции тех политических и церковных деятелей, которые нацелены на единство Киева и Москвы, Матери городов русских и Первопрестольной. Удастся ли ему это сделать? Поживем - увидим.
Если удастся, появится шанс на возрождение Исторической России. Ведь Украина, Белоруссия и РФ - это и есть Россия. Та Россия, которая только и сможет выполнить замысел Божий о себе, как о Третьем Риме.