Россия возвращается в Европу

Визит Святейшего Патриарха Алексия II показал, что Русской Православной Церкви есть о чем свидетельствовать народам Европы

0
371
Время на чтение 9 минут
А.М.КолышкинПервый официальный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Францию и его выступление на Парламентской ассамблее Совета Европы в Страсбурге, по выражению иностранных СМИ, уже стали своего рода "исторической вехой в отношениях Востока и Запада" и положили новое основание для развития дружественных отношений между Поместными Православными Церквами и европейским христианским миром, в весьма благоприятном свете представив Россию на международной арене. Посещение Предстоятелем Русской Православной Церкви Европы и первой католической страны - Франции - стало грандиозным событием для всех западных христиан и привлекло пристальное внимание иностранных и отечественных СМИ, вызвав огромную волну комментариев со стороны политиков и религиозных деятелей как в России, так и за границей.

Поводом к визиту Святейшего Патриарха в Европу стало его выступление на очередном заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. И надо сказать, что так достойно и основательно перед представителями международного сообщества не выступал, пожалуй, еще ни один религиозный деятель. Даже выступления Иоанна Павла II, считавшегося в свое время в Европе одним из самых талантливых риторов, носили куда более блеклый характер. В отличие от папы Римского, который всегда в своей деятельности стремился ориентироваться на либеральные ценности и так называемые "права человека", Святейший Патриарх Алексий, напротив, апеллировал к христианской нравственности и свободно говорил о недопустимости пропаганды греха и порочной практики абсолютизации прав личности.

Выступление Предстоятеля Русской Церкви в ПАСЕ стало для Европы настоящим откровением и звучало полным диссонансом с теми нелепыми предположениями и штампами, которые высказывались накануне во французских СМИ. Вообще в европейской прессе приезд Его Святейшества во Францию анонсировался весьма тенденциозно, а Русская Православная Церковь изображалась как нечто тождественное советской власти и "режиму Путина". Французские журналисты всеми силами стремились показать ущербность русского священноначалия, подавляющего "благородное стремление" украинских и прочих раскольников "к свободе от диктата Москвы". В связи с этим перед самым своим отъездом в Париж Святейший Патриарх Алексий дал интервью французскому журналу "La Vie", в котором разъяснил позицию Русской Церкви по всем самым острым вопросам.

В первую очередь, Его Святейшество выразил признательность народу Франции за то, что он "после Октябрьского переворота 1917 года гостеприимно принял под свой кров значительное число эмигрантов из России". "Наверное, западному человеку трудно в полной мере представить то, через что мы прошли. Русская Православная Церковь претерпела беспрецедентные гонения со стороны государства, исповедовавшего воинствующий атеизм. <...> Наша страна увидела больше мучеников и исповедников, чем первые века христианства!", - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. Однако за 20 прошедших лет, отметил Патриарх, число приходов увеличилось в четыре раза. "Мы стремимся воссоздавать не только стены храмов, но и человеческие души", - заявил Алексий II.

Тем не менее, это не смогло остудить пыл французских журналистов, которые продолжали "готовить" европейскую общественность к визиту "еще одного советского лидера". Впрочем, справедливости ради, необходимо отметить, что такая позиция французских СМИ по поводу визита Алексия II была связана отчасти и с заявлениями представителей Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата, которые привыкли судить о духовной жизни в России по временам советской эпохи. Так, накануне визита газета "Фигаро" опубликовала статью секретаря Экзархата русских приходов Михаила Сологуба "Русское православие - это и французская реалия", в который он призвал защитить французских верующих от Московского Патриархата и предоставить православным во Франции полную автономию.

Однако, чем жестче была "критика" в адрес Русской Церкви, тем весомее звучали слова Святейшего Патриарха Алексия, который во время своего визита неустанно призывал народы Европы вспомнить о своих христианских корнях и не повторять тех жестоких ошибок, которые произошли на рубеже веков в России. После 70-ти лет советской неволи, когда на Россию привыкли смотреть как на оплот воинствующего атеизма, европейцы неожиданно для себя услышала голос Предстоятеля Русской Церкви и смогли почувствовать, что в России, несмотря ни на что, все еще сохраняются те незыблемые основы христианской нравственности, которые за последние годы во многом были утрачены в Европе. Своим визитом Святейший Патриарх Алексий лишний раз напомнил европейцам, что русский народ считает себя неотъемлемой частью христианской Европы, а Россия, также как и другие европейские страны, чувствует свою ответственность за ее будущее.

В этой связи визит Святейшего Патриарха в Европу имел и важное политическое значение. В Страсбурге Алексий II встретился с председателем ПАСЕ Рене ван дер Линденом и генеральным секретарем Совета Европы Терри Дэвисом, а также с премьер-министром Сербии Воиславом Коштуницей, а в Париже его принял президент Франции Николя Саркози, который высоко отозвался о политической и консолидирующей деятельности Русской Православной Церкви в мире. Причем весьма показательно, что ПАСЕ пригласила Патриарха выступить практически в том же формате, в каком выступают государственные лидеры, а в Елисейском дворце Его Святейшество был принят по протоколу, соответствующему приему главы правительства, чем было выражено особое уважение к Русской Церкви и ее Предстоятелю. В ходе общения с Николя Саркози Его Святейшеству удалось заручиться поддержкой французского президента в некоторых церковно-государственных вопросах. Отвечая на слова Алексия II о том, что "добрые отношения между Россией и Францией основываются на том общем, что есть в культуре двух народов, и на общих христианских ценностях", французский лидер заявил, что во Франции и везде, где Церковь отделена от государства, яркое и сильное ее присутствие в общественной жизни полностью совместимо с принципом светскости государства.

Не удивительно поэтому, что православный молебен и чин поклонения Терновому Венцу Христа Спасителя в Соборе Парижской Богоматери, на котором присутствовал Святейший Патриарх Алексий, вызвал огромное внимание французов, и транслировался в прямом эфире практически по всем французским телеканалам. Правда, в России по этому поводу уже разразилась бурная дискуссия, связанная с тем насколько подобные "экуменические богослужения" допустимы с точки зрения православных канонов. Предупреждая подобные вопросы, заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин еще 4 октября заявил в интервью "Интерфаксу", что никаких экуменических молитв в Париже не было. "В храме и рядом с ним находилось около девяти тысяч человек. Все они имели возможность слышать наполненные мудростью и красотой слова православного богослужения на французском языке", - пояснил отец Всеволод.

А Служба коммуникаций ОВЦС МП на днях дезавуировала появившуюся в ряде СМИ информацию о якобы имевшем место "совместном православно-католическом богослужении". "В ходе своего пребывания в Париже Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поклонился великой святыне христианского мира - Терновому венцу Господа Иисуса Христа, хранящемуся в Соборе Парижской Богоматери. Перед этим состоялся краткий православный молебен, а не совместное православно-католическое богослужение", - отмечалось в сообщении службы коммуникаций.

Впрочем, о допустимости совершения православных богослужений в католических храмах говорилось уже не раз. "Русская линия" в свое время уже писала об этом и вряд ли сейчас стоит об этом повторяться. А вот на что, действительно, следует обратить внимание, так это на то, чем закончилась встреча делегации Русской Церкви во главе со Святейшим Патриархом с религиозными лидерами католической Франции. Важность этой встречи очевидна не только потому, что у Русской Православной Церкви до сих пор сохраняются довольно серьезные разногласия с Ватиканом, но и в связи с тем, что во Франции находится довольно большое количество русских приходов. Не секрет, что у русских эмигрантов далеко не всегда складываются нормальные отношения с местными властями, и в условиях, когда русские священники вынуждены оборудовать под свои храмы гаражи и частные дома, поддержка Французской конференции католических епископов, о чем шла речь во время встречи Патриарха Алексия II и председателя конференции кардинала Жан-Пьера Рикара, была бы как никогда кстати. Кроме того, у православных во Франции, также как и у французских католиков и протестантов, чаще всего возникают похожие проблемы: защита нравственности, борьба с абортами и эвтаназией, миротворчество и благотворительность - вот то широкое поле совместной деятельности, о которой говорилось на встрече, состоявшейся в здании Французской епископской конференции.

Не случайно, комментируя итоги визита Патриарха Алексия во Францию кардинал Жан-Пьер Рикар заявил: "Я полагаю, что есть три пункта, которые нам следует обсудить с Патриархом Алексием II. Первый пункт касается того, как нам продолжить взаимное знакомство наших Церквей, а также того, как нам лучше узнать друг друга, лучше понять, и, следовательно, жить в братских отношениях, характеризующихся уважением, мирным сосуществованием и солидарностью. Во-вторых, необходимо сказать, что сегодня мы сталкиваемся, как в России, так и во Франции, хотя и в различных ситуациях, с огромным вызовом, которым является евангелизация. Следовательно, необходимо понять, как можно вместе ответить на этот вызов. Третий пункт, который нам хотелось бы обсудить с Алексием II, касается общей ответственности христиан в деле созидания большого европейского дома. Мы вовсе не желаем игнорировать эту "стройку", поскольку сегодня она является наиважнейшей, так же, как очень важно поговорить с ним о том, носителями каких ценностей являемся мы сами, как христиане. И, конечно, есть еще миссия служения человеку, которая обращена ко всем нашим европейским соотечественникам". На вопрос же, может ли деятельность Русской Православной Церкви стать "вдохновляющим фактором для Запада", католический прелат ответил: "Я считаю, что мы нуждаемся в этом, если желаем, чтобы Запад вернулся к вере и к христианской жизни".

Что же касается встречи Святейшего Патриарха Алексия с папой Римским Бенедиктом XVI, то такая возможность Предстоятелем Русской Церкви никогда не исключалась, однако, как неоднократно отмечали в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, эта встреча всегда рассматривается в одной связи с прекращением католического прозелитизма на канонической территории РПЦ и поддержки унии на Украине. "Я никогда не исключал возможности подобной встречи. Я восстаю лишь против того, чтобы она состоялась только ради официальных снимков! Перед тем, как эта встреча свершится, в наших отношениях должны произойти глубокие изменения, но в данный момент существует много препятствий", - заявил Патриарх Алексий в интервью французской газете "Монд".

Но все же больше всего приезда Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ждала русская диаспора. 3 октября в храме Трех Святителей на французском подворье Русской Православной Церкви было не протолкнуться. Здесь Патриарх Алексий совершил молебен святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, а затем в зале Корсунской епархии встретился с православными епископами, осуществляющими свое архипастырское служение во Франции, а также в других странах Западной и Центральной Европы. Главной темой этой беседы стало обсуждение путей к совместному служению в духе соборности и улучшению пастырского взаимодействия в странах, находящихся вне канонической территории какой-либо из Поместных Православных Церквей.

Об итогах этого заседания СМИ ничего не сообщали, однако, очевидно, что эта встреча имела принципиальное значение и, безусловно, еще будет иметь свои последствия для нормализации жизни русских приходов в Европе. Напомним, что в настоящее время заграницей до сих пор не существует сколько-нибудь удовлетворительного канонического устройства церковной жизни. Сегодня в Европе параллельно существуют приходы РПЦЗ, находящиеся в ведении епископа Женевского и Западно-Европейского, храмы Русской Православной Церкви, которыми через местных архиереев фактически управляет ОВЦС МП и приходы так называемого Русского экзархата в Западной Европе, в 1931 году по политическим мотивам временно перешедшие к Константинопольскому Патриархату и до сих пор не вернувшиеся к Матери-Церкви - во главе с архиепископом Команским Гавриилом.

Между тем, Святейший Патриарх Алексий II еще в апреле 2003 года заявлял о необходимости упорядочения канонического устройства русских приходов заграницей. Принимая во внимание совокупность всех пожеланий западноевропейского священноначалия, Предстоятель Русской Православной Церкви выступил тогда с предложением об объединении всех русских приходов в Западной Европе, в том числе и находящихся в юрисдикции Зарубежной Церкви, в единый Митрополичий округ под омофором Патриарха Московского и всея Руси. Однако это предложение тогда не было услышано. Теперь, особенно с подписанием "Акта о каноническом общении", этот вопрос вновь начинает обсуждаться и визит Его Святейшества во Францию, где он, в частности, встретился с архиепископом Команским Гавриилом, только лишь способствовал этому.

"С особым чувством я молился о тех, кто был вынужден покинуть родину, оказавшись на чужбине, - подчеркнул Патриарх Алексий II, подводя итоги своего визита. - Я неоднократно выражал благодарность Франции за то, что она милостиво приняла русскую эмиграцию, которая нашла здесь вторую родину". При этом Патриарх Алексий отметил, что после подписания Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей многие представители второго и третьего поколения русской эмиграции духовно вернулись к своей Матери-Церкви. "Дай Бог, чтобы единство русских людей, где бы они не жили, укреплялось", - подчеркнул Святейший Патриарх.

Что ж, дай Бог! Тем более, что визит Святейшего Патриарха Алексия II в Европу лишний раз показал, что Русской Православной Церкви есть что предложить западному миру, и она готова свидетельствовать народам Европы о высоких началах христианской нравственности.
Александр Колышкин, заместитель главного редактора Русской линии
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Михайлович Колышкин
Благими намерениями...
США подтвердили сообщения о вторжении своих войск в Сирию
28.10.2008
Мирные переговоры на Ближнем Востоке на грани срыва
Ципи Ливни не смогла создать новое коалиционное правительство - в Израиле вновь объявлены парламентские выборы
28.10.2008
Второй Курбский
Бывший советник Владимира Путина Андрей Илларионов выступил с резкой критикой экономических мер российского правительства
27.10.2008
Все статьи Александр Михайлович Колышкин
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Александр Волков
25.11.2024 06:33
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.11.2024 06:14
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.11.2024 02:52
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Агафон
24.11.2024 22:06
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34