Наши разногласия

В чем причины расхождений между православными патриотами и православными радикалами

Новости Москвы  Восстановительный съезд Союза Русского Народа 
0
492
Время на чтение 7 минут
Сегодня в Москве проходит 2-й Съезд Союза Русского Народа, который может оказаться последним в недолгой истории попытки возродить в современных условиях крупнейшую монархическую организацию Российской империи. Ситуация сейчас такова, что в СРН неизбежно произойдет раскол: либо на самом съезде, либо вскоре после съезда. Раскол неизбежен, ибо СРН оказался буквально между молотом и наковальней. С одной стороны, в руководстве СРН оказались люди, открыто позиционирующие себя как безбожники или язычники, причем это люди из ближайшего окружения нового лидера Союза генерала Леонида Ивашова (Сергей Кучеров и Валерий Задерей). Разумеется, они мечтают превратить СРН в организацию немонархическую и даже неправославную. С другой стороны, жуткую активность развили радикалы Михаил Назаров, Константин Душенов, Александр Турик, Татьяна Миронова и их союзники. Они, прикрываясь православной и монархической риторикой стремятся превратить СРН в дубинку для борьбы против Церкви (конечно, под лозунгами церковного "оздоровления"). Удивительная, кстати, ситуация: Назаров и Задерей остро полемизируют между собой, однако, если проанализировать их взгляды, то получается, что их конечные цели в принципе не противоречат друг другу. Получается, что делают они одно общее дело, хоть и никогда не признаются в этом. Наглядный пример диалектики.

В СРН остались, конечно, и здоровые силы, стоящие на православно-патриотических позициях, но вероятность того, что этим людям удастся одержать верх в Союзе, крайне мала.

Между тем, такие люди как Сергей Кучеров и Валерий Задерей не представляют реальной опасности для православно-патриотического движения, поскольку являются для нашего движения по большому счету людьми внешними. А вот деятельность Михаила Назарова и его единомышленников представляется весьма опасной ввиду активного использования этими людьми православно-монархической риторики, а также в силу соблазнительности их идей. Поэтому, крайне важно разобраться, в чем опасность идей Назарова и его единомышленников и почему они для нас неприемлемы.

В последнее время, как известно, приобрела довольно жесткий характер полемика между Олегом Платоновым и Михаилом Назаровым, Алексеем Сениным и Константином Душеновым. Автор этих строк не принимал активного прямого участия в этой полемике, но в целом солидаризировался с позицией Платонова и Сенина, из-за чего мое имя нередко поминают недобрым словом в своих филиппиках г-н Назаров и его сподвижники. К сожалению, полемика зачастую ведется по поводу всяких мелочей и частностей, оппоненты цепляются к неважным ошибкам, неудачным оборотам, неточным цитатам, из-за чего у сторонних людей возникает мнение, что эти споры являются неким подобием классической ссоры гоголевских Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Из-за чего нередко раздаются предложения к участникам полемики закончить споры миром. Недавно М.Назаров заявил на одно из предложений примириться с оппонентами, что это невозможно, ибо полемика носит принципиальный характер. Это - один из немногих в последнее время случаев, когда я полностью согласен с Михаилом Викторовичем.

Есть целый ряд принципиальных вопросов, по которым мы решительно расходимся с нашими оппонентами. Причем, расходимся кардинально! И затушевать эти противоречия уже невозможно.

Каковы же эти вопросы, разделяющие нас на православных патриотов и православных радикалов (или революционеров)? Основных пять:
1. Отношение к Святейшему Патриарху, Священноначалию Русской Православной Церкви и к иерархии вообще.
2. Отношение к воссоединению Русской Церкви.
3. Общая оценка современной ситуации.
4. Отношение к власти.
5. Отношение к революции.


Конечно, взгляды Михаила Назарова, Константина Душенова, Александра Турика и Татьяны Мироновой на конкретные исторические и политические реалии могут различаться. Так в частности, не всегда совпадают их воззрения на роль Сталина, отношение к КПРФ или Белому движению, но эти различия не мешают им по базовым позициям солидаризироваться. Поэтому рассмотрение их позиции как единой, хоть и грешит неким огрублением реальности, но вполне корректно и допустимо. Они представляют собой единый идеологический феномен, который можно назвать православным радикализмом.

Рассмотрим подробнее конкретные пункты наших разаногласий.

1. Отношение к Святейшему Патриарху, Священноначалию Русской Православной Церкви и к иерархии вообще.
Назаров придумал для нас бранную кличку - православные паписты. Помню, когда я еще состоял членом Правления СРН, у нас возникла острая полемика с г-ном Назаровым. Я подверг критике его выпады против Патриарха и нашей Церкви и сказал, что для СРН недопустима критика нашей иерархии. Назаров уже тогда, если мне не изменяет память в феврале с.г., обозвал меня православным папистом. В ответ я заметил, что жизнь в Германии, видимо, не прошла для Михаила Викторовича даром, он там заразился протестантским духом борьбы против иерархии. Назаров не нашелся, что ответить, но вскоре отомстил мне, организовав клеветническую кампанию.

Обвинение назаровцами нас, православных церковных людей в папизме, конечно чистая выдумка. Мы не считаем нашего Патриарха непогрешимым, навроде Римского Понтифика. Но мы чтим Предстоятеля нашей Церкви, как отца нашего духовного, любим его, искренне молимся о нем. Такое любовное отношение к Святейшему Патриарху присуще подавляющему большинству православного народа и никаким отщепенцам не удастся его разрушить.
Пренебрежительное же отношение к Патриарху, которое свойственно практически всем лидерам радикализма, - болезнь известная в истории, имя ей - гордыня.

Радикалы называют себя монархистами. Однако это - недоразумение. На самом деле они - настоящие либералы. Не уважая иерархию, они не стремятся воспитывать в себе умение повиноваться. Напротив, у них другие идеалы. В истории они отыскивают примеры неповиновения, борьбы против власти. Они любят приводить в пример как Святитель Николай "заушал" еретика Ария, ставя себя, ничтоже сумняшеся, вровень с великим Светильником Церкви.

Однажды в полемике К.Душенов саркастически назвал позицию Русской линии верноподданнической. Было странно слышать от человека, называющего себя монархистом, что верноподданничество - это плохо.
Радикалы не являются настоящими монархистами. Можно с полной уверенностью предположить, что они признают только такого "царя", который торжественно объявит программой своих действий книжку Назарова "Вождю Третьего Рима", в незнании которой Михаил Викторович уже обличил генерала Ивашова. Их позиция напоминает позицию тех многочисленных сановников, которые накануне рокового 1917 года стремились поучать Святого Царя Николая Александровича как нужно "правильно" царствовать.

2. Отношение к воссоединению Русской Церкви.
Не случайно мы резко разошлись с радикалами по вопросу о воссоединении Церкви. Это, действительно ключевой вопрос современной церковной жизни. А для радикалов - это трудно разрешимая внутренняя проблема. Несомненно, преодолевая последнее наследие братоубийственной гражданской войны, Русская Церковь усиливается. А значит - усиливается в целом и Россия, в том числе и власть, выступившая в лице Президента Владимира Путина главным посредником на начальном этапе переговоров РПЦ и РПЦЗ. Из этого следует, что воссоединение Церкви - это поражение радикалов, как в РПЦ так и в РПЦЗ.

Они честно пытались сопротивляться, пытались сорвать объединительный процесс. Несколько раз публично выступал против Назаров, было инспирировано совместное заявление РОНСа и Имперского Союза-Ордена, чтобы создать видимость оппозиции в РПЦ процессу объединения. Они проиграли. Внутри Церкви в Отечестве не нашлось сколь-либо влиятельных сил, выступающих против церковного единства. Но даже внутри РПЦЗ противники объединения оказались в явном меньшинстве.

В связи с ситуацией вокруг воссоединения Церкви остро встал вопрос о союзниках. Как известно, решительными противниками единства Русской Церкви выступали такие члены РПЦЗ как кадровый сотрудник ЦРУ, бывший посол США на Украине Джон Хербст, бывший сотрудник КГБ, перебежавший в США Константин Преображенский, бывшие клирики РПЦ, имеющие незавидную репутацию. Неоднократно с неприятием идеи воссоединения Русской Церкви выступали такие яростные русофобы как Збигнев Бжезинский, Мадлен Олбрайт и др.

Казалось бы, уже одно это должно было бы насторожить критиков церковного единства. Если против воссоединения выступают ЦРУ и Бжезинский, то уместно ли человеку, называющему себя патриотом, быть их союзником?! Мы полагали, что вопрос риторический. Ан нет! Ничем не смутить православных радикалов. На форуме "Русской линии" одному из них - Александру Турику - был прямо поставлен вопрос о его отношении к таким союзникам. Однако Александр Степанович не смутился и написал в ответ, что, мол, это - политика, что и СССР имел своими союзниками США и Англию во время Великой Отечественной... Так что радикалы ведают, что творят. Для борьбы с "ненавистным режимом" они не остановятся перед заключением союза хоть с Чубайсом, хоть с Ходорковским, хоть с Березовским. Уж если союз с Бжезинским их не смущает, то что там какие-то Чубайсы. Современное воплощение ленинской логики: готовность заключить союз хоть с чертом, лишь бы против Самодержавия!

3. Общая оценка современной ситуации.
Конкретные идеи и действия радикалов вытекают из их общей оценки ситуации в стране. Их ложные выводы базируются на ложном базовом тезисе. Радикалы полагают, что корень всех проблем в России состоит в том, что власть захвачена узким компрадорским слоем. Именно нынешняя элита является главным тормозом на пути возрождения России. Народ, полагают они, к возрождению готов. И тут просматриваются явные аналогии с большевизмом. Такое абстрактное народолюбство очень напоминает народолюбство большевиков и эсеров, те тоже любили абстрактного мужика, но возненавидели реального, далекого от стремления воплощать в жизнь их безжизненные схемы.

Михаил Назаров в своем послании "Вождю Третьего Рима" пишет: "Этого [превращения России в Третий Рим - А.С.] не происходит лишь потому, что власть в стране захватил правящий слой, не способный к оздоровлению государственной жизни и не нуждающийся в этом. <...> Изменить положение может только смена всей государственной системы" (с.797). Это и есть ложный базовый тезис. Проблема не только в низком качестве правящего слоя, но и в низком качестве самого народа. А значит надо прежде всего нравственно воспитывать народ, чтобы он смог выделить из себя более качественную элиту. А этого одной сменой государственной системы не решить, нужна кропотливая работа по оздоровлению самого общества, чем и занимается Русская Православная Церковь. Нужно воцерковление народа и его элиты. Однако такая работа, видимо, не вдохновляет радикалов, им подавай простое и скорое решение проблемы. Им подавай революцию!

Назаров после ложного тезиса дает не менее ложный главный совет вождю Третьего Рима: "В числе первых шагов вождь Третьего Рима должен привлечь в структуры власти всех уровней заблаговременно выделенных лучших граждан России, понимающих создавшуюся угрозу существования России и готовых к жертвенному служению" (с.805). Ах, как это мило: "заблаговременно выделенных"! Видимо, г-н Назаров где-то в кустах прячет этот орден меченосцев, который в нужный момент по зову назаровского вождя выйдет на арену! Ну, прямо 33 богатыря во главе с дядькой Черномором, выходящие из моря-окияна.

Опасность этого ложного тезиса радикалов состоит в том, что тут перемешана правда с ложью. Низкий нравственный уровень нынешней элиты - вещь очевидная. Но улучшить ее качество можно не сменой государственной системы, не заменой Суркова на Назарова, но именно воцерковлением общества.

Продолжение следует


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Россия – идейный центр незападного мира
Новый манифест Владимира Путина
08.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Новости Москвы
Все статьи темы
Восстановительный съезд Союза Русского Народа
История, повторившаяся в виде фарса
Союз Русского Народа унаследовал только худшие черты своего исторического предшественника
04.06.2007
Союз нерусского народца
Политический некролог об этнопатриоте
30.04.2007
Остановить преследование Бориса и Ивана Мироновых
Александр Шахматов обратился с открытым письмом к Президенту РФ В.В.Путину
14.12.2006
"Немедленно освободить Бориса Миронова"
Заявление Главного Совета Союза Русского Народа
13.12.2006
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12