Тонкая, вибрирующая…
Словно шло ей играть Неродившуюся душу – из символической, знаменитой «Синей птицы», закрученной вокруг своеобразных возможностей постижения бытия, словно способна была воплощать невоплотимое.
А. Степанова, кажется, воплотила – по-своему перетолковав – все перлы классического репертуара: вот обыденно светская, своеобычно надменная Бетси Тверская, а тут противоположная ей фактически Софья – из «Горя от ума», чья простоватость отчасти нелепа, отчасти …хитра.
Степанова прекрасно показывала, раскрывала нежным цветком двойственность человеческую, огонь и воду, умудряющиеся сосуществовать в пределах одного (метафизического) сердца, и жизнь била по незримым проводам от её ролей.
…блокадница, убеждённая в коммунистических идеалах, как единственных верных, Мария Ивановна из фильма «Запомните меня такой»…
Грустно начинающийся фильм, пустынными панорамами великого города, виньетками осенних листьев, и непримиримость героини Степановой словно контрастирует с показанным…
И запоминается, запоминается – именно такой, как представлена, какою хочет, чтобы запомнили.
…есть ли нечто общее в образах Аркадиной и Раневской?
Огонь разочарования?
Степанова показывает и его, прожигающий трагедий сущностный состав классических героинь, и то, что сад будет разрушен, как дом былого, наполняет Раневскую такой неизбывностью, что душа заходится.
Зрительская душа.
Степанова была из тех актрис, что сосредоточенно-виртуозной игрой меняют зрительскую душу, приближая её к тому, что называют катарсис.
Или – погружая в него.
И остаётся она – остаётся сиять галереей исполненных ею – противоречивых, мучительных, щедрых на разнообразие - жизней…

