Русский ответ на «Скотный двор» Оруэлла

О «Журавликах» Дмитрия Орехова

0
12
Время на чтение 4 минуты

Аллегорический роман – один из самых выразительных и мощных инструментов политической и социальной критики. «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, пожалуй, самое известное произведение этого жанра, в середине XX века стал не только осуждением тоталитарных режимов, но и глубокой рефлексией о природе идеологий вообще. Однако оруэлловская перспектива несла в себе и определённую западоцентричность, сосредоточив внимание исключительно на советском опыте. Именно здесь роман Дмитрия Орехова «Журавлики» может быть прочитан как сильный ответ России на эту оптику.

 

 

Произведение, построенное в форме аллегории, изображает общество журавликов, живущее на острове. Их мир основан на принципах коммунального быта и взаимного разделения благ, отрезан от внешних угроз и соблазнов. Но с появлением серых грызунов этот порядок рушится. Грызуны, обещая «свободу» и «утопусию», вовлекают журавликов в идеологическую и культурную трансформацию. За их речами скрывается культ индивидуального интереса и жажда потребления – риторика современного либерализма. Именно в этой точке Орехов расходится с Оруэллом: если «Скотный двор» обличает сталинизм и вырождение революционных идеалов, то «Журавлики» вскрывают противоречия либеральной идеологии и философии «открытого общества».

Так оба текста представляют два полюса аллегорического дискурса. Оруэлл предупреждает об опасности превращения коллективных идеалов в тоталитаризм; Орехов же показывает, как либеральный индивидуализм и рынок, проповедуя свободу, порождают новые формы зависимости и подчинения. Поэтому «Журавлики» – не просто ответ Оруэллу, а попытка осмыслить политическую реальность XXI века с русской точки зрения.

В Турции когда-то был период, когда социальная критика в литературе занимала сильные позиции. Такие великие писатели, как Назым Хикмет, Яшар Кемаль и Орхан Кемаль с большой откровенностью писали о феодальном укладе своего времени, о несправедливости в деревне, о классовых различиях и об отношениях эксплуатации. Их произведения были не просто индивидуальными историями – они становились зеркалом, отражающим совесть целого народа. В те годы роман был не просто эстетическим жанром, но формой сопротивления, призывом к осознанию. Однако в современной турецкой литературе эта традиция слабеет: всё меньше произведений, в которых говорится о социальных противоречиях, классовой структуре, о разрушительном влиянии капитализма на человеческую душу. Феодальный строй сменился гораздо более сложной капиталистической системой, но её воздействие на личность, её повседневные формы невидимого давления редко находят отражение в наших романах. При этом именно сегодня такие темы, как одиночество человека, обесценивание труда, порабощение личности культурой потребления, должны были бы стать центральными для литературы. К сожалению, современный роман избегает анализа этой реальности, оставаясь на поверхности и ставя эстетику выше содержания.

С точки зрения истории русской литературы, роман Орехова продолжает давнюю традицию аллегории – от социальных сатир Гоголя и ядовитых памфлетов Салтыкова-Щедрина до утопических фантазий Чернышевского. Однако писатель переосмысливает это наследие, помещая его в контекст современных идеологических дискуссий. В центре повествования – темы глобализации, потребительской культуры, культурной гегемонии и неравенства, скрытого под маской либеральной риторики.

За сказочной формой скрываются острые вопросы сегодняшнего мира:

– Что на самом деле значит свобода?

– Создают ли идеологии обещанные ими райские пространства или лишь новые формы власти?

– Является ли встреча культур шагом вперёд – или иной стороной разрушения?

«Журавлики» – это не только художественное произведение, но и значимый источник для изучения политической философии, идеологической критики и культурологии. Роман Дмитрия Орехова расширяет линию аллегорической критики, начатую Оруэллом, и становится новым голосом из России в глобальной литературной дискуссии о свободе и власти. Это произведение открыто поднимает вопрос о тех духовных и социальных ранах, которые наносит человеку капиталистическая система.

Я надеюсь, что книга российского писателя, недавно переведённая на турецкий язык, станет поводом для начала нового интеллектуального обсуждения в нашей стране. Уверен, что это обсуждение будет полезным для всех. В этом и заключается подлинная сила литературы: в способности сталкивать разные взгляды и заново формировать общественное сознание.

 

 

Серкан ЭКЕР, писатель (Стамбул)

 

Впервые опубликовано в газете «Литературная Россия»

 

 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Бодрящий пинок Путина
Новый комментарий от Тимофеев Александр
16.11.2025 15:19
В трёх соснах-государствах
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.11.2025 15:06
«Сибирь прирастала верою»
Новый комментарий от учитель
16.11.2025 04:33
Фильм «Хроники русской революции». Кому выгодно?
Новый комментарий от учитель
15.11.2025 18:20
Из-за страсти к покеру или по причине поддержки ВСУ?
Новый комментарий от учитель
15.11.2025 11:43
«Провал политики на рынке труда»
Новый комментарий от учитель
15.11.2025 11:32
Обманки как орудие переговорной войны
Новый комментарий от Апографъ
15.11.2025 03:36