В последнее время Третьяковская галерея подарила любителям изящного искусства целый «букет» художественных выставок. Выставки очень разные: прекрасные, хорошие, средние, есть и слабенькие, если не сказать больше. Но есть и совершенно особые, такие, которые не забываются и остаются с тобой навсегда. К последним относится персональная выставка художника Бориса Кустодиев, завершившаяся в последних числах сентября.
Борис Михайлович Кустодиев горячо и беззаветно любил Россию, русский народ, русские праздники, русскую природу. Русь – главный герой всех его картин. Я переходил из одного зала в другой, подолгу останавливался то около одного, то около другого произведения, отмечал замечательное мастерство, с которым они были написаны, их неповторимый колорит, верность жизненной правде. А около одной из картин задержался, наверно, на полчаса.
Полотно называется «Купчиха за чаем». Это шедевр из шедевров, главное, программное произведение художника. Перед нами дородная красивая русская женщина, которая проводит время за послеобеденным чаем. На столе много вкусных изделий, которым нужно отдать должное. Хитрый кот не упускает возможности приласкаться к хозяйке и получить за это вкусную награду. У героини открытое, спокойное, типично русское лицо; она занята не столько чаем, сколько размышлением о быстротекущей жизни с ее неповторимыми нюансами. Она уверена в своем завтрашнем дне, в благополучии своей семьи, не сомневается, что жизнь подарит ей, ее мужу и ее детям много счастливых незабываемых минут.
Моделью для картины художник выбрал Галину Адеркас, представительницу древнего дворянского рода из Астрахани, родины Кустодиева. Она жила в том же подъезде, что и художник, и охотно согласилась позировать. В то время она училась в медицинском институте и гордилась тем, что помогает Борису Михайловичу в его работе.
Купчиха, без сомнения, верующая воцерковленная женщина. Об этом говорят три храма, в левой и правой части картины. Вполне возможно, утром боголюбивая христианка посетила храм, помолилась о здравии и спасении своей семьи, исповедалась и причастилась Святых Христовых Таин. Отдохнув и соснув часок-другой, она принялась за чай.
Героиня кустодиевского полотна – это, на мой взгляд, русская Мона Лиза.
Художник мог бы назвать свою картину и по-другому, например, «Русская женщина». Знакомясь с этим произведением, думаешь о Руси, о ее народе с его открытым характером, доброжелательностью, гостеприимством, хлебосольством и, конечно, с его православной верой. Сама собой возникает такая мысль: Русь – это лучшее, что есть на белом свете.
Еще один интересный момент. Картина написана в 1918-ом году. Совсем недавно произошла ломка русской жизни; Россия погрузилась в хаос и разруху; в стране царил большевистский произвол; люди страдали от голода, холода, отсутствия самых необходимых средств к существованию. Борис Кустодиев жил со своей женой в Петербурге, испытывая на себе все «прелести» атеистического режима. Кроме того, он был тяжело болен. Опухоль в позвоночнике (давнишний, очень коварный недуг) приковала его к инвалидной коляске. Несмотря на это, он каждый день трудился, создавая одно произведение за другим. «Купчиха» появилась в это трудное время не случайно. Картина явилась едкой сатирой на безбожный большевистский режим, погрузивший страну в нищету и бесправие. Художник как бы говорит: вот какая чудесная жизнь была до переворота, вот какими благами пользовались люди, вот какое хорошее настроение было у них! А вы что сделали с моим дорогим и любимым Отечеством?
Художник пригвоздил антинародный режим к позорному столбу еще одной картиной. Я имею в виду полотно «Большевик» (оно почему-то отсутствовало на выставке). Содержание его таково. По городским улицам, густо заполненным народом, шагает сумрачного вида мужчина в темном бушлате. Он попирает его своими грубыми сапогами, неся в руках красное знамя, которое заполняет почти все верхнее пространство картины. Мужчина похож на мрачного демона-разрушителя.
Самое удивительное то, что большевики ничего этого не заметили, они «прочитали» картину по-своему, мол, это идет хозяин новой жизни. И дали ей зеленую улицу. Картина публиковалась везде и всюду: в газетах, журналах, в школьных учебниках. Не каждому доступно читать подтекст кустодиевских произведений. В этом он схож с другим русским гением – с Николаем Васильевичем Гоголем, многие сочинения которого до сих пор не прочитаны.
Кустодиев был хорошо знаком с Федором Шаляпиным, который не раз посещал мастерскую художника, подолгу беседовал с ним, восторгался его картинами. Было бы странно, если бы Борис Михайлович не написал портрет знаменитого певца. «Портрет Федора Шаляпина» - еще один шедевр художника. Певец написан на фоне провинциального города, на зимних улицах которого в разгаре народное гулянье; герой в роскошной бобровой шубе; у его ног любимый бульдог Ройка; чудесно изображена русская зима.
Художник создал обобщающий образ русского человека с его широкой душой, удалым характером, с веселым озорством, с уверенностью в себе, с его силой, отвагой и мужеством.
Борис Кустодиев был по-настоящему верующим человеком. Чтобы это узнать, не нужно читать его биографию (там все равно об этом ничего не сказано), нужно просто познакомиться с его творчеством, с его замечательными картинами (а это лучше всего сделать на персональной выставке). В них присутствует дух Православия, дух христианской жизни. Художник пишет не просто Русь, а Святую Русь. Это духовная выставка. Масленица, Пасха, день Пресвятой Троицы – как же не порадоваться в эти праздники, как же не перенести их на холст?! Как же не пройти с верующими православными христианами Крестным ходом по лицу Русской Земли?!
Православная Россия излучает свет всему миру. Борис Михайлович не только хорошо знал это, но и старался передать его в своих картинах. Вот почему в них много света, особенно там, где он пишет русскую зиму.
Кустодиев любил русский народ и вообще все русское: обычаи, наряды, гулянья, летнюю страду, русское приветливое застолье, затеи, русские пословицы и поговорки, златоверхие храмы, колокольный звон, праздничные богослужения. Это художник совершенно оригинальный, его не спутаешь ни с одним живописцем. Он нашел свой путь в искусстве, свою манеру письма, у него свое видение русской национальной жизни. Он создал свой неповторимый художественный мир.
Около меня остановились две женщины.
-Это ведь всё иллюстрации к книгам Ивана Шмелева, - сказала одна из них, обводя взглядом зал.
-Я тоже об этом подумала, - сказала ее подруга, – так оно и есть.
Апостол Павел сказал: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь!» (Флп. 4, 4). Герои произведений Бориса Кустодиева радуются жизни. Да и как не радоваться, когда наступает то масленица, то Пасха, то другие христианские праздники! Как не радоваться, побывав на праздничном богослужении в храме и причастившись Небесных Таин?! Как не радоваться, встретив своего лучшего друга, православного христианина, у которого на лице написано: у меня сегодня день ангела?!
То, что писал Борис Кустодиев, этого уже нет и никогда, к сожалению, не будет. Не будет счастливой купчихи, не будет ее друзей и знакомых, не будет счастливых минут за чаем.
А потеряли мы все это по своей вине, потому что отказались от Бога и стали жить не по Его законам, а по своей греховной воле.
Господь Бог даровал Борису Кустодиеву большой талант. Этот дар он развил и усовершенствовал. То есть поступил как «добрый и верный раб» (Мф. 25, 14-30), не в пример своему учителю, художнику Илье Репину, который написал несколько вредных, ложных, отвратительных картин. Создавая свои неповторимые произведения, Кустодиев честно и вдохновенно служил Богу.
А теперь передаю эстафету фотографиям, которые я сделал в залах Третьяковки. Они помогут познакомиться с творчеством художника тем читателям Русской народной линии, которым, по тем или иным причинам, не удалось посетить выставку.
Николай Петрович Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России
Фото автора