Под покровом Божией Матери

Вышенской Успенской женской обители 400 лет

0
5
Время на чтение 5 минут
Фото: Плащаница Божией Матери

 

  На самой дальней окраине Рязанской земли, среди живописных березовых и сосновых рощ, на берегу скромной красавицы речки Выши затерялся Успенский монастырь. Впрочем, затерялся лишь для людей далеких от церкви и христианства. А для верных православных христиан он известен, причем очень хорошо. Особенно много людей заполняют его в престольный праздник – Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этом году этот праздник совпал с запоминающимся   юбилеем: монастырю исполнилось четыреста (!) лет. Славная дата! Как же прошел этот замечательный праздник? Очень организованно и торжественно.   

 

В храме

 

 Всенощное бдение, в среду вечером, совершил епископ Скопинский и Шацкий Питирим. А на другой день, утром, в обитель прибыл митрополит Рязанский и Михайловский Марк, который возглавил торжество. Он частый гость обители, навещая ее с большим удовольствием.

   С позволения боголюбивого читателя делаю небольшое отступление, чтобы поведать краткую историю монастыря.

 

I

 

Вышенская Успенская пустынь известна с 1625 года (а по некоторым источникам, еще ранее). Она находилась на левом берегу реки Выши. Весной, во время таяния снегов, река разливалась так широко, что угрожала обители. Монахи решили переехать на новое место. По устному церковному преданию, его указала Сама Пречистая Дева. Иноки опустили в воду икону с Ее изображением, она поплыла по течению и после непродолжительного путешествия пристала к берегу. Эта земля принадлежала в то время инокине Марфе Иоанновне, матери царя  Михаила Романова. Отец настоятель подал к ней челобитную с просьбой о переносе обители. Просьба была удовлетворена, и монастырь переселился на новое удобное место.

Не сразу и не вдруг он встал на ноги, были в его истории периоды неустройства и всякого рода искушений. Вот что писал, например, в 1753 году настоятель обители – иеромонах Авраамий – правящему архиерею: «В прошлых годах прислан к нам в ножных железах иеродиакон Николай, и он, сняв с себя показанные железа, живет в обители не смирно и всякий церковный доход похищает. Неведомо куда псалтирь с часословом продал. Воску во обитель святую подают, и оный воск он, Николай, украл… В монастыре он ничего не строит и монастырь разорил весь и нас морит голодною смертию: дня по три и больше едим без соли».

Прибыв в обитель и увидев собственными глазами, в каком жалком состоянии она находится, епископ Феофил решил или упразднить ее, или приписать к Саровской пустыни. Однако через некоторое время он изменил свои планы, назначив в Вышу нового настоятеля. Выбор пал на старца Тихона, насельника Саровской пустыни.

Ознакомившись с обителью, иеромонах Тихон написал владыке следующий рапорт: «В церковной трапезе, где придел святителя и чудотворца Николая, пол сгнил и служение исправлять опасно; ризница за ветхостию ни к употреблению, ни к починке никак не способна. Кельи деревянные, ветхие, а некоторые кельи и забор вокруг монастыря почти развалились, да еще и мало келий для братии».

Деятельный по натуре, отец Тихон приложил много сил, энергии, а главное молитв, для скорейшего восстановления обители. Он пробыл настоятелем сорок четыре года. За это время было построены восемь каменных корпусов для братских келий, каменная ограда вокруг монастыря с башнями и келиями в них; вместо деревянной и очень ветхой колокольни – каменная четырехъярусная с церковью Живоначальной Троицы на втором этаже. Монастырь приобрел два колокола весом в 62 и 105 пудов.

   «Господь невидимо Сам промышлял о возвышении обители Вышенской», - говорил отец настоятель. В марте 1827 года ей была передана чудотворная Казанская икона Божией Матери, которая стала главной святыней. К концу 1842 года в обители было тридцать четыре человека братии и шестнадцать послушников. Расцвет наступил немного позднее, когда ее возглавил архимандрит Аркадий (Честонов). При нем она стала важным и серьезным духовным очагом для жителей Шацкого уезда.

     Особая страница монастыря связана со святителем Феофаном (Говоровым), который пробыл в нем двадцать восемь лет, из них двадцать два в затворе. Но это отдельная история.

 

II

 

Успенский храм

 

      Возвращаюсь к прерванному рассказу.

Богослужение совершалось в Успенском храме. Он был полон. Смотрю на лица: очень много местных христиан, но и гостей немало.

 

Молодежный хор

 

Службу украсил молодежный хор московского Сретенского монастыря «Facetia», которым управлял регент Петр Пархоменко. Хор состоит из тридцати человек, на Вышу прибыло только десять. Но и их оказалось достаточно:  молодые голоса, христианское усердие, плюс мастерство регента – звучание хора было безупречным.

 

Исповедь

 

      Причастие совершалось из четырех Чаш – так много было желающих. Я видел, какие радостные одухотворенные лица были у тех, кто, приняв в себя Небесные Дары, со скрещенными на груди руками проходили в западную часть храма.

   А потом громко загудели монастырские колокола, возвещая о начале Крестного хода. Впереди шли хоругвеносцы, за ними священнослужители, молодежный хор и все, кто участвовал в богослужении.

        -Пресвятая Богородице, спаси нас! – возглашал один из священников.

  И, как эхо, звучали эти слова из уст христиан.

    -Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! – продолжал батюшка.

      -И ныне и присно и во веки веков! – дружно откликались крестоходцы.

   После чтения Евангелия Крестный ход вернулся в храм.

  -Такие великие праздники, как сегодняшний, делают наши сердца более любвеобильными и более ревностными на добрые дела, - сказал митрополит Марк во время общей трапезы, на которую были приглашены все желающие. – Божия благодать, которую мы ощутили, нисколько не меньше той, которую мы ощущаем, приезжая в Дивеево.

 

Ревностная христианка

 

      Игумения Димитрия сказала:               

       -В Евангелии есть такие слова: «И, зажегши  свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 15). Это сказано как бы и о нашей обители, которая является свечой духовной.  В течение четырехсот лет свет Евангельской истины освещал умы и сердца многих и многих поколений русских людей, проживавших не только в ближайшей округе, но и далеко за ее пределами. Этот свет не ослабевает и поныне, и к нему тянутся души всех страждущих и обремененных, всех, кто желает наследовать Царствие Небесное.

Можно сказать и по-другому: Выша - это "яко древо, насажденное при исходищих вод" (Пс. 1, 3), древо, на ветвях которого созрели чудные плоды. Вкуснее и слаще их нет ничего на свете. Эти плоды может сорвать каждый благочестивый человек. Вкусив их, он становится добрее и чище, а его душа готова обнять весь мир. А самое главное, они помогут ему избежать темниц ада.

 Николай Петрович Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России

Фото автора

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Петрович Кокухин
Он угодил Богу
Рассказ о Вышенском подвижнике благочестия
31.08.2025
Великий духовный светоч
Рассказ о престольном празднике, который состоялся в Вышенской обители
15.07.2025
Звуковой апостол
Рассказ о двух духовных праздниках, состоявшихся в Вышенской обители
19.06.2025
Дедушка в рыжем треухе
Непридуманная история
03.06.2025
Роман о русской смуте
Заметки о главном произведении Михаила Шолохова
26.05.2025
Все статьи Николай Петрович Кокухин
Последние комментарии
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Русский танкист
17.09.2025 20:00
Двойные стандарты Бориса Корчевникова
Новый комментарий от Константин В.
17.09.2025 19:42
«Я первый генерал, перед которым Бонапарте так бежит»
Новый комментарий от Русский Иван
17.09.2025 18:40
Почему суд над Юшковым, а не над «судьями»?
Новый комментарий от Человек
17.09.2025 18:33
Какие сионисты, какой Хабад?
Новый комментарий от Русский Иван
17.09.2025 18:18
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Русский Иван
17.09.2025 17:44
Россия на распутье
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
17.09.2025 17:01