I
Скопинская и Шацкая епархия во главе с епископом Питиримом и Вышенская обитель готовятся к прославлению архимандрита Аркадия (Честонова), который был ее настоятелем во второй половине девятнадцатого века. Он сочетал в себе качества настоящего христианского подвижника, вел строгую аскетическую жизнь, выполнял уставы Православной Церкви, был мудрым наставником словесных овец. При нем обитель стала образцовой - как в духовном, так и в материальном отношении.
Один важный момент: святитель Феофан Затворник пребывал в обители как раз в то время, когда ее возглавлял архимандрит Аркадий. Их связывала тесная христианская дружба. Отец Аркадий сделал все возможное для того, чтобы жизнь епископа была благоприятной во всех отношениях. Он построил второй деревянный этаж в доме, где нес послушание владыка, заботился о том, чтобы тот ни в чем не нуждался и мог, не отвлекаясь, выполнять свое главное дело - нести людям слово Истины.
Епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев) так характеризовал главу Вышенской обители: "Строгий к себе, почти суровый, молчаливый, он умел сорастворять строгость власти настоятеля с любовью отца к подчиненной ему братии. Смиренный, нестяжательный, не имевший с собой иногда и копеек, он являлся примером для братии молитвенной настроенности, усердия к церковной службе, скромности в обстановке и воздержания в пище".
Отец Аркадий постоянно заботился о благоустройстве вверенной ему пустыни. "Устройство монастыря с внешней стороны имеет большое значение для ровного течения монашеской жизни, - писал он, - без этого внутренняя иноческая жизнь, помимо других искушений, всегда будет испытывать трения и с этой стороны".
Вот еще одна важная сторона его деятельности: он заботился о просвещении русского народа; в частности, многое сделал для Шацкого духовного училища: открыл в нем храм, лечебницу и библиотеку; была учреждена стипендия его имени для нуждающихся учеников.
По совету и благословению епископа Феофана отец Аркадий построил второклассную школу в селе Купля. В ней были большая библиотека, класс игры на скрипке, современные учебные лаборатории, в физическом кабинете центробежная машина, воздушный насос, микроскоп и другие приборы. Дети из бедных крестьянских семей жили в школьном пансионе за счет Вышенской пустыни. А самое главное, обучение в этой школе строилось на Евангельской основе. Церковь в ней носила имена трех Вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Ученики принимали активное участие в богослужениях: пели на два хора на клиросах, читали паремии, каноны, шестопсалмие. В большие и двунадесятые праздники учащиеся попарно отправлялись в монастырь для участия в богослужении.
Кроме того, на средства монастыря отец Аркадий построил церковно-приходскую школу в селе Шаморга, школу и церковь в селе Золотая Поляна. "Мы получаем из мира и должны давать в мир", - любил повторять он.
II
Архимандрит Аркадий отошел ко Господу первого ноября 1907 года и был похоронен в Вышенском монастыре. В конце двадцатого века его останки были перенесены в село Эммануиловку и погребены за алтарем храма преподобного Сергия Радонежского.
Первый шаг к прославлению угодника Божия был сделал совсем недавно: его останки были обретены и доставлены на некоторое время в Вышенский монастырь. А двадцатого августа (в этот день исполнилось двести лет со дня рождения архимандрита) последовал второй шаг: перенесение его останков на постоянное пребывание в Вышу.
Торжество возглавил епископ Скопинский и Шацкий Питирим; ему сослужил епископ Канский и Богучанский Вячеслав. В село Эммануиовку, где совершалась праздничная Божественная Литургия, прибыло много паломников из разных концов рязанской земли. Почти все они причастились Святых Христовых Таин.
А затем состоялся торжественный Крестный ход. Мне показалось, что я со своими немощами не смогу его одолеть. Однако мои опасения, к счастью, оказались несостоятельными: Божия благодать укрепила меня, и я ни на один шаг не отставал от других крестоходцев. Тем более дорога к Вышенскому монастырю шла среди лесной живописной зоны, среди берез, елей и сосен. Погода нам благоприятствовала: по небу плыли редкие облака, а солнце освещало наш путь. Навстречу не попалась ни одна машина, и ни одна не перегнала нас.
Во время нашего шествия мы совершили панихиду о приснопоминаемом архимандрите Аркадии.
-Упоко-ой, Господи, душу раба-а-а Твоего-о-о, - дружно пели мы, ни на секунду не останавливаясь.
-Упоко-ой, Господи, - откликались сосны, березы, клены, тихо покачивая ветвями.
Мы продолжали:
-Со духи праведных скончавши-ихся душу раба-а Твоего-о, Спа-асе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе-е, Человеколю-юбче-е.
И с новыми силами закончили:
-В покоищи Твоем, Госпо-оди-и, идеже вси святии Твои упокоева-а- ются, упокой и душу раба Твоего-о, яко Един еси Человеколю-ю-у-бец.
Но вот и монастырь. Мы вошли в его святые врата. Останки архимандрита Аркадия вернулись в то место, где он служил Богу в течение многих лет и достиг духовного совершенства.
-Ве-ечна-а-ая па-а-амя-а-ать, - эти слова пели все, кто вошел в Казанский собор. Никто из нас не сомневался, что душа отца Аркадия находилась сейчас здесь, вместе с нами, и что она радовалась, как и мы. А еще мы не сомневались, что угодник Божий молится о всех нас.
Затем гроб с останками усопшего священники внесли в крипту Христорождественского собора, и мы, войдя сюда, могли проститься с батюшкой. В крипте было так хорошо, что уходить отсюда не хотелось. Даст Бог, Русская Православная Церковь, рассмотрев праведную жизнь архимандрита, прославит его вскоре в лике святых.
Николай Петрович Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России
Фото автора