Предпринимательство предпринимательству рознь: интересно то, что не только на обогащение конкретного лица работает, но на меру общего блага…
А. Ханжонков, будучи организатором русского кинопроизводства, хорошо доказал это.
Жизнь тёрла его, суля опыт: Ханжонков участвует в Русско-японской войне, обретая сложное знание жизни, завершая войну в чине подъесаула: и полученные деньги: причитающаяся ему выплата в пять тысяч рублей, вкладываются им в киноиндустрию.
Для начала был прокат иностранных фильмов и кинодукументалистика: воспринимавшаяся тогдашним зрителем вполне игрово; первый фильм, выпущенный его ателье – «Драма в таборе подмосковных цыган», - первая драма, искры страстей, о чём писали тогдашние газеты…
О, робкие первые шаги отечественного кино!
Ханжонков издаёт журнал, посвящённый кино, снимает новые фильмы: энергия и жизнелюбие его поразительны: уже не передвигаясь без костылей, он продолжает неустанные труды; эмиграция его была краткой – он возвращается: его энергия и возможности в области кино нужны молодой советской республике.
Вот он – заведующий производством «Пролеткино».
Он писал сценарии и выступал, как режиссёр, под эгидой его фирмы вышли фильмы, плотно ложившиеся в историю кинематографа; образы, созданные классиками литературы, находят воплощение в кино…
Язык его развивается.
Имя Ханжонкова точно мерцает серебристою славой развития кино.