Созерцание, как высшая ступень монашеского делания, финал духовной лестницы: если вообразить её финал.
Если представить саму лестницу, начинающуюся всюду и нигде, а приводящую…
Знал ли Исаак Сирин к чему приводит?
…что, в сущности, может быть известно о нём, коли и наследие его: то увеличивается, новое находят, то под сомнение попадает уже существующее…
Житие, записанное на арабском, долгое время было единственным вариантом восстановить его явь, потом, уже в девятнадцатом веке, проявилось ещё одно: сколь расширяющее представление об Исааке?
Горы раскрываются уступами: скиты в горах, как минимальное приближение к небу.
Рукоположенный в Ниневии во епископы, Исаак отрекается от оного через пять месяцев.
Причина неизвестна.
Возможно – считает административную лестницу несовместимой с подлинно духовной, а наставления его именно таковы.
Он представлял, что такое благодать?
Давая поучения, как встать под лучи её…
Он, живущий в монастыре, где и похоронен.
Аскет, ратоборствующий всё внешнее; поэт аскезы, эстетик её, иссушающей тело, ради тела духовного.
Пустынник, живущий в горах; но писания адресованы не только монашествующим.
Идеальный мир, вероятно, рассматривал, как монастырь, сулящий духовную ширь: другой не надо.
Последние ступени духовного подвига молитвы: хотя современному большинству будет попросту непонятно – при чём тут подвиг.
Да и как молится можно много часов?
Стоит ли?
Что такое собирание себя в целостность хорошо показывает Сирин, верша свои труды.
Райские Сирины внимали его пению без музыки.
Молитвенное созерцание Бога, о котором писал?
Вероятно, надо истолковывать в символическом контексте, иначе – бездна непонимания засосёт.
Он исполнял свои произведения, полагая себя постигшим вектор правильного житья; то, что вектор этот подойдёт единицам, мало что решающим в общей картине мира, возможно, не особенно важно.