Мощный гул времени, вложенный в стихи: будто гулом этим, рождённым войной, и произведено стихотворение, превратившееся в знаменитую, скорбную и жизнеутверждающую одновременно, песню:
Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат –
В серой шинели рядового
Шёл солдат.
Шел солдат, преград не зная
Шёл солдат, друзей теряя,
Часто бывало –
Шёл без привала,
Шёл вперёд солдат.
Большая часть поэтических произведений М. Матусовского становились песнями: известными всей стране, душу возвышающими, чистыми и честными…
От стихов шёл такой силы музыкальный свет, что сами они словно требовали музыкального истолкования.
Варьировались: от суровости до нежности, вот – словно живая нежность, плазма её пульсирует:
Лишь только подснежник распустится в срок,
Лишь только приблизятся первые грозы,
На белых стволах появляется сок –
То плачут березы, то плачут берёзы.
Как часто, пьянея средь ясного дня,
Я брёл наугад по весенним протокам,
И Родина щедро поила меня
Берёзовым соком, берёзовым соком.
Высота простоты, в которой заключена жизненная сложность.
Сложность – подразумевающая глубину, которой нет предела: сколько не исследуй человеческую суть, финала исследованию – в его поэтическом аспекте – не предвидится.
Задушевность дружбы просияет огнями: в том числе прекрасного, доброго и тёплого фильма – «Верные друзья»:
Шёл ли дальней стороною,
Плыл ли морем я,
Всюду были вы со мною,
Верные друзья.
И бывало, в час тревоги,
В сумрачный денёк,
Освещал нам все дороги
Дружбы огонёк.
А вот – детский вариант: бодрость и задор, звон только начавшейся жизни, движение, которому не поставлены пределы:
Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам!
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором!
Спой-ка с нами, перепёлка-перепёлочка.
Раз иголка, два иголка – будет ёлочка,
Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка,
Раз словечко, два словечко – будет песенка.
Всё, казалось, все стороны жизни охватил поэт: всё стало песнями: и сегодня действующими на душу, коли не совсем зачерствела эгоизмом.