Мне хорошо с ними, мама…

Рассказ

0
116
Время на чтение 6 минут

Вот уже полгода, как Виктор Краюхин слёг – отнялись ноги. Он давно страдал суставами, но всё же, хоть через силу, а выходил на улицу, заставляя себя немного пройти. По утрам выгуливал дворняжку Чуню, которую лет пятнадцать тому подобрал возле мусорных баков ещё крохотным щенком. Дворняга – такая уж, видать, уродилась – так и осталась мелкой, низкорослой, как какой-нибудь карликовый шпиц, если его очень коротко остричь. С тех пор Чуня являлась полноправным членом семьи, «хозяйничала» в двухкомнатной малогабаритке наравне с Виктором и его матерью – кроткой старушкой, которой давно перевалило за восемьдесят.

Самому Виктору – под шестьдесят. От природы моложавый, с худым лицом и таким же худым телом, с белёсо-голубыми глазами, как у ребёнка, которые от пристрастия к «зелёному змию» потускнели, – он заметно и как-то резко постарел. До пенсии ему совсем немного, какие-то месяцы. Когда он попал под сокращение, потерял работу (ноги уже тогда плохо слушались), и материнских крох едва стало хватать на квартплату да на хлеб с молоком, старушка долго упрашивала сына, чтобы тот оформил себе пенсию – по инвалидности. Но из-за лени ли, по какой ли другой причине, Виктор лишь отмахивался да отнекивался: дескать, инвалидность ещё получить надо. И дадут ли её? А лишний раз по врачам бегать, справки собирать… это ж такая канитель!.. И стаж у него… смешно сказать.

Словом, сидел на шее у матери который год и ждал чего-то, а чего – одному Богу известно. О каких-либо переменах к лучшему в своей жизни даже не мечтал, о бывшей жене не вспоминал, о детях… с тех пор, как последний раз виделся с ними, столько времени прошло, что и не знает, где они, как?.. В общем, как жил раньше – шиворот-навыворот, никчёмно, так и теперь… О таких ещё говорят: на голове густо, а в голове пусто.

Ныне, в аккурат на Великий пост, и вовсе слёг из-за ног. Ко всему прочему у него внутри что-то стало шалить: то желудок прихватит, то ещё что-то, а то и сердце сожмёт так, что ни шевельнуться, ни крикнуть.

В последнюю, Страстную неделю, Виктору стали сниться родственники и всё почему-то покойники. Со вторника на среду, например, приснились ему отец и старший брат Михаил, погибший ещё в Афганскую. Позавчера – тётка с мужем и ещё кто-то, умершие много лет назад. В эту ночь – шурин Андрей, офицер-подводник с Дальнего Востока, от белокровия скончался. Виктор видел шурина всего лишь один раз на своей свадьбе, а вот надо же – приснился.

Сестра Валя тоже приснилась – опухоль головного мозга у неё врачи обнаружили, но поздно. Бедная, страшно мучилась она перед смертью.

Если всех перечислять, немалый список получится. Вот почему в ночь со среды на четверг сон был как бы особенный, даже старушка-мать это заметила, ибо проснулся он в этот раз несколько возбуждённый.

- Витя, что это ты?

- А что?

- Да улыбаешься.

- Так, мам, ничего…

- Небось, опять наших видел?

На вопрос матери Виктор и впрямь – лишь улыбается: значит, видел. Но улыбается той блаженной улыбкой, которая радует и пугает одновременно.

- Не нравятся мне твои сны, сынок, – покачивает головой мать.

- Мне хорошо с ними, мам…

- С покойниками-то?..

Сын молчит. Да и надо ли что-то объяснять, вроде бы и так всё ясно.

- Что хоть на этот раз?.. – любопытствует она. 

Виктор, облокотившись на руку, приподнимается, стараясь сдвинуть две большие подушки так, чтобы можно было принять полусидячее положение, откинувшись на них спиной. Мать ему помогает, поправляя сбившуюся простынь и одеяло. Здесь же, виляя хвостом, крутится у неё под ногами Чуня, стараясь запрыгнуть на кровать.

- А ну, пшла отсель… – незлобиво замахивается на неё старушка. – Стирай потом за тобой простыни да наволочки.

Чуня всё понимает, смиряет свой собачий нрав и ложится на половичок, специально постеленный для неё в углу комнаты, между стулом и шкафом, возле батареи.

- Так кто приснился-то? – старушка присаживается на краешек кровати, в ногах сына.

Счастливая улыбка сходит с лица Виктора, но не потому, что он чем-то опечалился, вовсе нет, просто он старается сосредоточиться, вспомнить сон.

- Захожу я будто бы к тётке Лизе, – начинает он рассказывать, – но квартира, вроде бы, как наша, только коридор большой. Захожу, значит, а из коридора тётку Лизу не вижу, хотя точно знаю, что дома она. Стою, значит, я в коридоре, а из комнаты выходит Алексей Иваныч – и ко мне…

Виктор замолкает и погружается в себя. 

- Дальше-то что? – выждав некоторое время, вопрошает мать, стараясь вывести сына из задумчивости.

- Дальше-то… – словно придя в себя, повторяет он. – А дальше Алексей Иваныч, вроде как, в комнату уходит, к тётке Лизе, и почему-то сердитый. Он же всю жизнь сердитый был, ты же помнишь…

Мать согласно кивает.

- Ну вот. Он уходит, а мы в коридоре с Иваном…

- Он-то откель взялся?

- Откель, откель… – без насмешки, мягко, даже ласково передразнивает её Виктор. – Не знаю откель. Ведь это же сон.

Иван – сын упомянутых тётки Лизы и Алексея Ивановича – приходился Виктору двоюродным братом, он погиб в автомобильной аварии.

- Что дальше-то? – уже не терпится узнать матери.

И вновь улыбка светится на лице Виктора.

- Выходим мы с Иваном на лестничную площадку, а у меня в руках откуда-то свиток. Оказывается, свиток этот я принёс…

Он вновь замолкает, но на этот раз мать не даёт сыну впасть в задумчивость:

- Что за свиток-то?

- Поминальный, кажется, – Виктор напрягает память. И уже уверенней: – Да, поминальный… Я свиток этот Ивану-то даю, чтобы он в церковь с ним пошёл, за упокой чтобы подать... я же не могу, ноги-то мои не ходят. Так вот, даю Ивану этот свиток. Он его стал смотреть, а там вместо имён фотографии. Да чёткие все такие. А свиток большой, как рулон, и длинный, если его раскручивать…

- Без имён, что ли? – переспрашивает непонятливая старушка.

- Я же сказал, вместо имён – фотографии: и тётки Лизы, и Алексей Иваныча, и Валентины… всех, в общем.

- Ну, ну…

- Что «ну-ну»?.. Иван вдруг как бросит это свиток, да как матюгнётся, да крепко так, мол, тебя ещё здесь не хватало, меня то есть… Я и проснулся.

- Свят, свят… – перекрестилась старушка. С полминуты посидела возле сына молча. Так же молча встала и, слегка ковыляя, вышла из комнаты.

В этот же четверг Виктор попросил мать обтереть его влажным полотенцем и достать чистую сорочку. А ещё попросил маленькую картонную иконку, что все эти годы пылилась на подоконнике в его комнате.

«В заштат никак собрался… сынок-то мой», – спокойно подумала старушка. Именно что спокойно, без вздохов, без охов и ахов, лишь с той глубинной печалью, с какой мать, пережившая своих детей, устаёт от земной жизни, стремясь поскорей в жизнь вечную, смиряясь с судьбой, покорно принимая всё, что уготовано.

Через несколько дней Виктор умер. А ещё через несколько дней пропала Чуня: выбежала во двор и не вернулась.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Михайлович Карпунин
Чемпион
Рассказ
03.03.2025
Морфиновая помпа
Памяти моей жены киносценаристки Виктории Евсеевой
28.01.2025
Петька
Рассказ
26.03.2019
Не сотвори себе кумира
К спорам вокруг стихотворения иеромонаха Романа (Матюшина) «Тоска по плену»
08.01.2019
Все статьи Геннадий Михайлович Карпунин
Последние комментарии
«Немота и добровольная слепота поражают»
Новый комментарий от диакон
27.03.2025 21:18
Праздничный коллапс
Новый комментарий от Рабочий
27.03.2025 20:47
Новые тенденции кадровой политики Кремля
Новый комментарий от Агафон
27.03.2025 19:16
«Русская народная линия» нуждается в вашей помощи
Новый комментарий от Агафон
27.03.2025 18:55
Про Гоголя и кухню
Новый комментарий от РОНОЛ
27.03.2025 17:42
Почему чиновники не хотят заняться проблемой абортов?
Новый комментарий от Апографъ
27.03.2025 16:38