Иконы пишутся не торопясь

Иконостас художника Г.А. Скотиной

0
17
Время на чтение 5 минут

С того момента, как я впервые встретился и поговорил с художником Г.А. Скотиной, я хотел совершить эту поездку, побывать в старинной балахнинской церкви Спаса Нерукотворного Образа 1668 года постройки.

Из статьи заместителя директора Государственного архива Нижегородской области в городе Балахне Ж.Д. Кувшиновой «Об истории храма Спаса Нерукотворного образа г. Балахны», опубликованной на сайте газеты «Рабочая Балахна», я заранее довольно подробно узнал об истории этого прихода. Жанна Дмитриевна в своём материале приводит сведения из «Церковной летописи Спасской церкви», составленной в 1886 году приходским священником Львом Константиновичем Беловым и из других документальных источников, хранящихся в фондах Центрального архива Нижегородской области.

Автор в своей статье так пересказывает содержание летописи: «В сотной грамоте 1620 г. указано, что на Никитской улице была деревянная тёплая церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа с Введенским пределом. Вот возле неё, как пишет священник, «солепромышленник Григорий Ефремов Добрынин по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея великия и малыя России Иоасафа II (…) построил нынешнюю каменную о пяти главах церковь с трапезою без придела. Основание сей церкви положено 1668 года 8 сентября. Церковь эта была украшена Добрыниным лучше всех балахнинских церквей: в ней одной были резные и золочёные царские двери, серебряные сосуды, дорогие ризы, пояса с жемчугом и прочее». В 1702-1704 гг. перед западным приделом выстроена шатровая колокольня, богато украшенная цветными изразцами.

В послереволюционные времена, после принятия новой властью декрета от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства, Балахнинский уездный комиссариат начал национализацию церковного имущества. Спасскую церковь закрыли 6 марта 1926 года.

Дальнейшая судьба строения полна драматизма. Реставрация Спасской церкви, как памятника истории и культуры республиканского значения (постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г.), была впервые проведена лишь в 1959-1962 гг. В распоряжение же Русской Православной Церкви оно перешло лишь 31 августа 1995 года. Конечно же, всё убранство храма было потеряно. Внутреннее его состояние необходимо было приводить в порядок. И одним из первых с начала совершения службы нужно было воссоздать иконостас. За эту работу взялась Галина Алексеевна, которую и завершила за пятнадцать лет. Посмотреть на эти труды мы и отправились в Балахну.

Первым делом, проехав весь город, в начале проспекта Дзержинского в трёхэтажном доме навестили Скотину в её квартире. Хозяйка было тут же решила усадить нас за стол, но скоро поддалась настойчивым просьбам в первую очередь всё-таки съездить в церковь Спаса Нерукотворного Образа, а уж потом обед да чай со сладостями.

Погода пасмурная. Изредка начинает накрапывать дождь. Но, может, это и к лучшему – в церкви кроме нас никого. Неспешно переходим от иконы к иконе, прикладываемся к ним. Галина Алексеевна указывает, какая из них – её работы. Вот большая Введение во храм Богородицы, другие такого же размера Святая Татьяна, Равноапостольная Нина Грузинская…

Иконостас не может не поражать красотой и величием.

– Вот это работа! – невольно полушёпотом восклицаю я.

Конечно, на это величие сразу обращаешь внимание, когда только заходишь в церковь, но я сознательно старался отводить взгляд, чтобы не испортить главного впечатления, когда подойду ближе к солее.

– Когда они открылись, ничего у них не было, – уточняет Галина Алексеевна, – тогда я и решила: «Надо им отнести».

И отнесла первые иконы.

– Отец Евгений Юшков говорит, это красиво, потому что один человек писал. И то теперь не знаю что – все ходят смотреть, как в музей. А чего такого. Я знаю Машу в Москве, она и храм расписала, и иконостас. Одна тётенька пять иконостасов сделала, и всё сама одна. Я же за двадцать лет только один. И то с перерывами – когда мебельная фабрика не работала, никакой доски негде было взять, ждали. Теперь тут не знаю что – как к знаменитости ходят: из библиотеки, из музея, ещё откуда-то из редакций… Я уж попросила женщин на лето сделать перерыв.

– Не вижу большой иконы Максима Грека, которую вы написали.

– Она в алтаре, её выносят только на праздник.

– Как родилась мысль оформить иконостас?

– Да когда началась тут служба, то кто-то привёз много больших репродукций напечатанных на бумаге икон. Хотели ими всё завесить. А я сказала – не надо этого делать и вообще торопиться. А лучше всё сделать постепенно и хорошо, по-настоящему. Отец Виктор, теперь болящий, поддержал меня. У меня для себя был написан Образ Спаса Нерукотворного на большой чертёжной доске. Его первым я и отвезла в церковь на автобусе. Вообще мне хотелось писать большие иконы, вот и взялась за работу.

Идём вдоль стен храма, рассматриваем и прикладываемся к иконам.

– Это епископ Лаврентий (Князев) Балахнинский, викарий Нижегородской епархии – поясняет Скотина. – Его расстреляли и утопили в революцию… Не зная за что?

– Как за что? За веру.

– Какое время страшное мы пережили!..

Уже дома я открыл в интернете сайт «Церковный календарь» и прочитал житие священномученика Лаврентия, расстрелянного латышами в тюрьме нижегородского ВЧК, что располагалась тогда на улице Малая Покровская. Тело епископа, по словам очевидцев, вывезли на Мочальный остров и бросили в Волгу.

– А вот Иоаким и Анна, – подводит меня Галина Алексеевна к другой большой иконе.

Так от образа к образу обходим весь храм, фотографируемся на память в центре, на фоне иконостаса, выходим на улицу.

Старинная церковь хороша, стройна, украшена изразцами древнерусским орнаментом и за столетия, кажется, стала только величественнее.

Дома у Скотиной устраиваем обед, перед которым успеваем сфотографировать листы с графикой и кое-что из живописных работ (это всё для редакционного архива), получить в подарок от художника икону Образа Спаса Нерукотворного, написанную на старой почерневшей иконной доске. Хозяйка недавно закончила над ней работать, как и над другой подобной, только новой доске с ковчежком.

Вот с этим драгоценным благословением и отправляемся в обратный путь.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Викторович Сдобняков
У него был не простой путь в искусстве
Прощание с Виктором Ивановичем Пуриховым
29.11.2024
Утрата
На кончину А.А. Строкина
27.11.2024
К идеалу простоты, добра и правды
Н.Н. Страхов и Ф.М. Достоевский о романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
22.08.2024
Было ли возможно спасти СССР?
О мемуарах В.А. Крючкова
05.08.2024
Все статьи Валерий Викторович Сдобняков
Последние комментарии
Иначе Россия рискует утерять функцию Удерживающего
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
08.12.2024 19:07
Приятный яд тщеславия
Новый комментарий от Валерий
08.12.2024 18:53
Нужна ли нам мобилизация общества?
Новый комментарий от Константин В.
08.12.2024 18:15
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от С. Югов
08.12.2024 17:55
Ватикан – главный бенефициар уничтожения Православия на Украине
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.12.2024 16:58
Халява скоро закончится, сэр!
Новый комментарий от учитель
08.12.2024 16:30
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от учитель
08.12.2024 16:12