Из записной книжки паломника
Я давно почитаю святую равноапостольную Феклу, которая ради Христа отвергла все соблазны суетного лукавого мiра и облеклась в нетленные одежды поста и покаяния. Мне очень хотелось побывать в Сирии, куда угодница Божия прибыла, чтобы наставить на путь спасения многие заблудшие души. Я помолился ей, и она исполнила желание моего сердца: в составе большой паломнической группы я отправился в далекую южную страну.
Мы больше часа ехали по холмистой однообразной пустыне. Впереди показались горы, и мы въехали в ущелье. И на правом, и на левом склонах лепятся небольшие белые домики. Это село Маалюля, в котором находится монастырь святой Феклы. Он поражает своими размерами: несколько больших серо-белых корпусов у правого склона (в одном из них живут девочки-сироты, которых воспитывают монахини); между ними, на возвышении, белоснежный храм, на крыше которого расположены купол с крестом и колокольня. Храм назван именем Иоанна Крестителя – в знак того, что святая Фекла первой в Маалюле крестила местных жителей, которые были идолопоклонниками.
Нас встретила матушка игумения с сестрами.
Входим в храм, в нем много икон, но самая главная из них - святой Феклы; совершив благодарственный молебен, мы поднялись по крутой лестнице и оказались у пещеры, в которой подвизалась угодница Божия. Чтобы войти в пещеру, надо наклонить голову. Пещера небольшая, в ней царит полумрак; почти половину ее занимает престол, на котором горят свечи, - тут святая Фекла молилась. Я преклоняю колени и прошу ее устранить сети лукавого над Россией и помочь русскому народу обратиться к Господу Богу; затем с благоговением прикладываюсь к нише, за которой покоятся мощи равноапостольной Феклы.
Через другую дверь выхожу на площадку и иду к святому источнику. Монахиня подает мне ковш с драгоценной влагой. Вода холодная, родниковая, но холод не чувствуется – вода чудодействует; пью, пью и не хочется отрываться; остановился только потому, что не хватило дыхания дальше пить; умываю лицо – какая благодать!
Следом за мною ковш взял молодой мужчина. Выпив до дна, он сказал:
-Зачерпните еще!
Молодец! Это очень хороший способ узнать святую Феклу.
Целебная вода придала нам необыкновенную бодрость; мы вышли из монастыря и направились вверх по горной дороге. Перед нами были песчано-желтые высокие скалы. Мы подошли к ним вплотную, и только тогда увидели узкий проход, который терялся вдали. По этому проходу святая Фекла вошла в село. Он был такой узкий, что наша группа растянулась на многие десятки метров. Было видно, что скалы по молитвам святой Феклы действительно раздвинулись: если на одной стороне скалы была выпуклость, то на другой – углубление, из которого эта выпуклость вышла. Проход был похож на реку, которая, прихотливо извиваясь, текла по Богом назначенному направлению.
Я поднял голову – небо едва виднелось среди взметнувшихся вверх скал.
«Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас», - вспомнил я Евангельские слова. – У святой Феклы была вера наверняка больше горчичного зерна, а у нас – сколько нас ни собери – и тысячной доли того зернышка не найдется. А если бы нашлась, то мы бы уже давно раздвинули горы нашего неверия, - размышлял я, шагая по тесному нерукотворному коридору. Этот путь привел угодницу Божию в Царствие Небесное, а нас - к почитанию ее подвигов и стремлению жить так, как она.
Вскоре мы оказались в том месте, откуда открывалась чудесная панорама села Маалюля. На склонах ущелья были видны небольшие отверстия – келлии христиан первых веков.
-Жители села до сих пор говорят по-арамейски, на языке, на котором говорил Господь наш Иисус Христос и Его ученики, - сказал наш гид. – Четырнадцатого сентября, в день праздника Воздвижения Креста Господня, люди зажигают на горах большие костры. Все село озаряется дивным сиянием. Христиане поют и танцуют. В 325 году, когда в Иерусалиме был обретен Крест, на котором был распят Иисус Христос, с помощью таких костров была передана радостная весть в Константинополь.
Пока мы возвращались в Дамаск, где нас ожидал зафрахтованный самолет, я перебирал в памяти драгоценные подробности жития угодницы Божией.
Святая Фекла была ученицей Апостола Павла. От него она услышала об Иисусе Христе и о том, что путь ко спасению лежит через многие скорби…
В сорок пятом году по Рождестве Христовом святые Апостолы Павел и Варнава, благовествуя миру Евангелие, пришли в Иконию (юг современной Турции). Они поселились у Онисифора. В этом городе жила восемнадцатилетняя девушка по имени Фекла. Она была красива, прекрасно образована и богата (ее отец был римским наместником в Иконии). Фекла любила слушать беседы Апостола Павла, стоя у окна вместе с другими жителями города. На добрую почву упало семя слова Божия – девушка уверовала во Христа. Павел, по внушении свыше, сказал, что девушка, хранящая ради любви к Иисусу свое девство, подобна Ангелу, она – невеста Христу, а Христос – ее Жених. Фекла решила презреть все сладости этого мира и служить Иисусу в чистоте до самой кончины.
Мать Феклы, узнав об увлечении дочери, схватила ее за руку и силой увела домой; здесь она дала волю своему гневу: била дочь, таскала за волосы, топтала ногами; а потом заперла в комнату и морила голодом. И все же, побеждаемая естественной материнской любовью, плакала о своем чаде. Через два дня, выпустив Феклу из домашнего плена, она обняла ее и сказала:
-Образумься, дочь моя. Ты поверила басням какого-то проходимца. Лучше подумай о предстоящей свадьбе. У тебя есть обрученный жених, богатый, красивый, благородный. Он очень любит тебя и ждет не дождется того часа, когда ты станешь его женой.
Они сели за праздничный стол. Фамир (так звали ее жениха) предлагал ей разные кушанья. Но Фекла ни к чему не притронулась; она смотрела вниз и думала о своем Небесном Женихе. Когда Фамир хотел обнять и поцеловать ее, она плюнула ему в глаза и вырвалась из его рук, как птица из сети. Мать пришла в ярость и снова стала бить ее, а Фамир, сильно опечаленный, пошел к правителю Иконии.
-В нашем городе появился опасный человек, - сказал Фамир. – Он прельщает народ и обращает его к Иисусу Христу, распятому на Кресте. Он заморочил голову моей невесте, которая сначала любила меня, а теперь не только не хочет на меня смотреть, но и гнушается мною как прокаженным.
Правитель призвал к себе Павла и спросил, кто он и чем занимается в городе. Апостол стал рассказывать ему о Христе и об Евангельском учении.
-Послушаем тебя в другой раз, - прервал его правитель и приказал заключить Павла в темницу.
Фекла, узнав об этом, тайно покинула дом и под покровом ночи пришла в тюрьму. Она сняла с себя драгоценное ожерелье, золотые серьги, кольца и отдала их стражнику, сказав, что ей нужно пройти к Павлу.
Стражник, с радостью приняв золото, открыл двери темницы. Фекла вошла в камеру. Павел, увидев юную красавицу, пришел в ужас: он подумал, что к нему пришла блудница. Когда же Фекла сказала ему, кто она и с какой целью явилась в темницу, Павел успокоился и похвалил девушку за ее любовь ко Христу, за мужество и за твердую веру. Фекла пробыла в темнице всю ночь, слушая поучения Апостола и слагая их в своем сердце, как многоценное сокровище. Павел наставлял девушку и далее хранить целомудренное девство и утвердил ее в учении Христовом.
Между тем в доме Феклы обнаружили, что она куда-то исчезла. Возникло подозрение, что она наложила на себя руки. Мать рыдала о своей любимой дочери, Фамир – о невесте, рабы – о своей госпоже. Слуги искали девушку по всему городу и не находили. Наконец стало известно, что она в тюрьме. Посланцы, войдя в темницу, увидели, что Фекла сидит около Павла и с величайшим вниманием и наслаждением слушает его слова. Девушку привели домой, а о случившемся доложили правителю. Тот назначил суд над Апостолом.
Когда Павла привели в судилище, народ закричал:
-Этот человек достоин казни, потому что он – волхв!
Правитель долго допрашивал его, но не нашел в нем никакой вины, кроме проповеди Христовой, и потому не осудил на смерть, а повелел бить и изгнать из города. Вместе с Павлом были изгнаны Варнава и Онисифор с сыновьями. Впрочем, Павел и сам стремился побыстрее покинуть этот город, так как его жители противились слову Божию. Апостол и его спутники поселились в пещере недалеко от Иконии, желая узнать, что будет с Феклою. Они наложили на себя строгий пост и усердно молились о ней.
Правитель, призвав к себе Феклу, старался убедить ее не отвергать своего жениха, а относиться к нему с прежней любовью и почтением. Однако старания его не увенчались успехом. Тогда мать Феклы, разгневавшись и совершенно потеряв контроль над собой, закричала, обращаясь к правителю:
-Сожги ее, потому что она нарушила все законы: отвергла не только меня, но и своего жениха! Пусть ее смерть послужит уроком для других девиц! Она не дочь мне, не порождение утробы моей, но проклятое отродье и сухая ветвь! Сожги ее побыстрее!
Правитель приказал приготовить побольше сухих дров и хвороста для костра. Воины взяли Феклу за руки, чтобы отвести на место казни. Но она отстранила их и, сотворив крестное знамение, сама взошла на приготовленное для нее место, готовая сгореть – не страшен был ей огонь вещественный, ибо она горела огнем любви Божественной.
-Я твоя, Жених мой возлюбленный! – сказала она и увидела Иисуса Христа, Который благословлял ее, повелевал ничего не бояться и быть твердой в вере.
Воины подожгли хворост и дрова со всех сторон. Пламя взметнулось вверх и окружило Феклу, не причиняя ей никакого вреда. В следующую минуту начался проливной дождь с градом, который погасил костер. Люди в страхе разбежались. Фекла сошла с костра совершенно невредимой.
Тогда правитель отдал святую на съедение зверям. Однако ни львы, ни тигры, ни пантеры не прикоснулись к святой деве: кровожадные звери вели себя, как безобидные овцы. Люди пришли в изумление: одни из них прославляли Бога, Которого исповедовала Фекла, другие – хулили Его:
-Она – чародейка! - кричали они. – Ее чары заключены в ее одежде! Вот почему не прикасаются к ней звери!
Правитель был того же мнения. Он перенес казнь на завтра.
-Не кормите зверей, - распорядился он. – Голодные, они в один миг растерзают ее на части.
Наступило утро. Феклу снова вывели на арену. Правитель громко произнес:
-Обнажите эту волшебницу, и мы посмотрим, останется ли она цела.
Слуги исполнили приказ. Один стыд оставался ее покровом. На арену выпустили зверей. Барсы и пантеры, львы и ягуары, тигры и леопарды при виде юной девы преклонили головы и, как бы стыдясь ее наготы, отступили назад. Дивное зрелище: звери чувствовали стыд! Они отводили свои глаза от девичьей наготы, а люди бесстыдно смотрели на нее. Безсловесные животные стали обличителями людей: будучи кровожадными по природе, звери приняли на себя нрав целомудренного человека; люди же, будучи разумными, уподобились диким зверям. Но чего они достигли? Обнажив при всех юную деву, они хотели обесчестить ее, но добились противного – подняли ее честь.
Одна из львиц подошла к Фекле и стала лизать ей ноги, как бы воздавая честь ее девственному целомудрию.
Народ, пораженный чудом, воскликнул:
-Велик Бог, исповедуемый Феклой!
Мучитель же, кипя злобой, как ехидна, решил погубить юную деву иным способом: он приказал вырыть глубокую яму, наполнить ее различными гадами и бросить туда святую. Но змеи и скорпионы не причинили ей никакого вреда.
Правитель, убоявшись Бога, хранящего Феклу, велел с честью облечь ее в одежду и отпустил на свободу.
Охраняемая Ангелом хранителем, святая дева удалилась в дикую незнакомую пустыню. Ее жгло солнце и томила жажда, но она продолжала свой путь. В зеленых оазисах, где били родники, она отдыхала. Через несколько месяцев Фекла достигла Маалюльских гор. Силы оставили ее. Чтобы спуститься в селение, надо было преодолеть высокую гору. Упав на колени, святая дева попросила Господа помочь ей. И произошло чудо: гора расступилась и образовала узкий проход, по которому Фекла вошла в селение (слово «маалюля» в переводе с арамейского означает «проход»).
Угодница Божия поселилась в пещере на краю ущелья, проводя дни в строгом посте. По ее молитве здесь забил святой источник. Узнав о ее безпорочной жизни, к ней стали приходить люди из разных сел. Фекла наставляла их в христианской вере, крестила в святом источнике, исцеляла различные недуги. Она прожила в Маалюльской пещере долгую аскетическую жизнь и отошла ко Господу в возрасте девяноста лет.
Фекла в переводе с еврейского означает совершенная. Такой она и явилась своему Небесному Жениху – совершенная в своих добродетелях.
Николай Петрович Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России