…Петро не дождётся потусторонних известий: старик Семён, с которым договаривался о знаке с того света, оный знак не подаст, и дальнейшая жизнь развернётся в недрах коллективизации, в пределах коренного слома привычной яви, и смены альфы жизни…
Классическая «Земля» А. Довженко начинается с картины смерти: столь спокойной и естественной, что завораживает своей немой тишиной таковая картина, словно вылепленная из живой плазмы человеческого материала мудрецом кино…
Любование природой будет последним: прежде чем растворится в земле старик Семён, а душа его, отстрадавшая положенное на земле, уйдёт в пределы, из которых почему-то так сложно дать знак оставшимся.
Фильм был подвергнут критике: избыток натурализма послужил причиной; фильм с годами был признан одним из самых поэтических и трепетных в мировом кино: наполненный плазмой бытия, он и смерть трактовал просто, как один из элементов жизни…
Пантеизм фильма завораживает и сегодня: коли вглядываться внимательно, отстранившись от слишком суетной современности.
Поначалу, казалось, судьба Довженко далека от кино: банальность приходского училища, а затем Сосницкого городского, считавшегося высшим начальным, ничего особенного не сулили.
Он учится в Глуховском учительском институте, преподаёт потом в Житомире физику, гимнастику, естествознание.
Гроздь фильмов зреет подспудно.
Вступив в Украинскую коммунистическую партию, Довженко оказывается в расплаве событий, слишком круто менявших реальность; после утверждения на Украине Советской власти, занимает различные должности; и, наконец, открывается кино: куда Довженко приходит 32 лет – не имея опыта, но сразу начиная работать на Одесской кинофабрике…
До этого, впрочем, был ряд карикатур: операторы часто хорошо рисуют, но Довженко становится режиссёром.
Он пишет сценарий фильма для детей, пробуется в качестве актёра, потом снимает «Арсенал»: гудящий трагедией людей, накрытых мощью исторических событий…
Фрагменты последних месяцев Первой мировой с крушением поезда, везущего демобилизованных, переходят резко к событиям, густеющим на киевском оружейном заводе «Арсенал».
Большевик в центре.
Январское восстание, противостояние с лихими бандитами-гайдамаками, и – жесточайшая расправа – финалом.
Интересно, что Довженко планировал посвятить себя комедийному кино: то, насколько судьба распорядилась иначе, свидетельствует о малом варианте выбора, предоставленном человеку.
Довженко – трагик.
Трагедия живёт в нём, художнике, своей альфой, сущностью огня, человеческим множеством, сметаемым ею.
Он же – философ и поэт кинематографа: начальное движение «Земли» ярко сообщает об этом.
… «Щорс» снимается четыре года: легендарный персонаж отсвечивает былинною, сказовой силой: да и события, представленные в фильме, тянут на эпос.
Впрочем, размах возможностей Довженко-режиссёра велик: лёгкая, насквозь смешная «Ягодка любви» подтверждает оное.
В жизни Довженко было много политики: драматургия этой жизни оказалась сложна: пристальный надзор, установленный за режиссёром органами госбезопасности, как СССР, так и Украины, красноречив; но сии сети времени истаивают: остаётся искусство.
В призме своего дара Довженко совмещал – режиссуру, драматургию, писательство; режиссура, оставаясь главной, обогатила мир рядом перлов, остающимися во многом альфой развития кинематографии – и вестью из тех времён, в которые выпало жить Довженко – одному из ярчайших киномастеров мира…