Степан Писахов – с бородой, словно из белопенной, морской волны слепленной; сказочник, к какому едут, как ко всезнаю, ибо мудрость его словесных вибраций сердце учит, представив сказки, поучительные без дидактики, а как язык сияет!
Малина – не язык.
Ведь недаром – Сеня Малина раскроет народно-словесную живопись: сочинённую Писаховым на основе бытовавших сказов…
Сказочно-разговорный слог будоражит и веселит: будто вышиваются надписи по камню – да, да, так невероятно: и камень вечности обнажает серую сущность свою, украшенную россказнями Сени Малины.
Сказки-бухтины: так, если быть точным – с жанровым определением; одна из разновидностей сказового бытования, восходящего к устным традициям; и Сеня, высмеивая и женские пороки, и поповскую глупость, и полицейскую жадность, кривляется скоморохом, ухает совой, на соме прокатится, проказник, егозит: а мораль всегда высветлена…
И самородные камешки писаховского языка сверкают-переливаются…
Борис Шергин – рядышком; он такие сказки тоже запустит! Покатится «Волшебное кольцо»! нравоучая балбесов – а в каждом, увы, от такого что-то сидит.
Плетётся язык, творится его узорочье сложное, и «Пронька грязный», выиграв пари своё немытое, и забавляет, и размышлять заставляет: мол, что главнее в жизни…
Каждый выбирает для себя?
Жизнь всем подскажет…
Торжественно-печальные старины выпевались им плавно, и переход к озорному слогу «Шиша московского» осуществлялся постепенно, с искрой и игрой…
С перцем, с собачьим сердцем разгонятся, расколют свет, сказки Шергина, сияя поэтикой народной сатиры.
Его Леонов оценил, и, написав, словно ввёл в круг вечности.
Вслух их читать – заслушаешься, литература обогащается внеположенным фольклором, а красот столько!
Кружева словесные, вышивка…
И народно-самородный Платонов исполнил «Волшебное кольцо», точно гусли взял, отказавшись, отчасти, от слога собственной неповторимости, вывернутого, с алогизмом корневых решений-речений; и здесь народное переносил, дыша правдой хлеба и бересту с надписями на праязыке разворачивая.
Густо всё – хоть Финист, ясным соколом взлетающий, хоть «Безручка», хоть «Умная внучка»…
Сияют нам эти народные-авторские-своеобычные сказки, сияют, точно играя преемственностью, и хороши взбитые их пышные слои, и не оскудевают красотой и правдой.