Бардовская песня. У этого термина много понятий: авторская, самодеятельная, туристская... Но как бы ни называли этот удивительный и самобытный жанр песенного творчества, он зримо отличается от других своей необычайной искренностью и душевной теплотой не только исполнителей, но и слушателей, создаёт атмосферу неподдельного доверительного звучания и взаимного сердечного расположения. Ведь каждый стих под звучание гитары – это трепетный резонанс души, сердца и мыслей. Это неподражаемый праздник, духовно объединяющий людей не только во времени, но и в пространстве.
Бардовская песня – жизненное призвание для нескольких поколений творцов самых разнообразных профессий – физиков, врачей, геологов, химиков, педагогов, актёров, рабочих и инженеров. В их творчестве поэтическое слово гармонично соединяется с мелодией и дополнено неповторимой исполнительской интонацией.
Окунаясь в мир тёплого человеческого общения посредством музыки и поэзии, познаёшь чистоту и свежесть ритмов, выразительных интонаций и нюансов, где нет места фальши и лжи. А слова каждой песни наполнены глубокой человеческой мудростью – так, как передаёт эта поэтическая строфа:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя...
...Порой слышишь недостойное пренебрежительное отношение к бардовской песне – мол, каждый тешит себя, как может, не утруждая желанием постигнуть глубины подлинно высокого искусства, отсюда торжествует невежество, падает общий уровень культуры в обществе и т.д. Дескать, и барды от этого далеко не ушли, и вовсе никакое это не искусство...
Что ж, печальное падение нравственности и культуры, особенно в нынешней молодёжной среде, больше других подверженной растлевающему влиянию антиискусства, общеизвестно. Что же касается авторской песни и оригинального бардовского исполнения, смею утверждать, это вовсе не так, что покажу ниже на конкретном примере.
Но сначала кратко коснусь истории вопроса, без чего, полагаю, нельзя получить ответа на вопрос: бардовская песня – это народное искусство или пустое дилетантское времяпрепровождение?..
Временные корни бардовской песни довольно глубоки. Достаточно вспомнить: изначально слово «бард» возникло в кельтском языке и обозначало низший жреческий сан в касте друидов. Звание барда получал человек, мастерски владеющий магией звука, знавший наизусть тысячи древних баллад и поэтических преданий, умеющий пением и музыкой поднять боевой дух воинов и даже врачевать тела и души.
И это ещё не всё. Согласно данным понимающих специалистов, бард – «полноценный» поэт и музыкант в одном лице в британской и гэльской средневековых культурах. Барды выполняли эстетические функции, схожие с функциями музыкантов – сказителей других народов, например, скандинавских скальдов, персидских ашугов, славянских скоморохов, французских трубадуров и труверов, греческих рапсодов и африканских гриотов, индийских утгатаров. Известный их представитель – Томас Лермонт, кстати, предок нашего гениального Лермонтова...
Но вернёмся в наше время. В современном понимании, бард - человек, исполняющий музыку собственного сочинения. У советских бардов 1950-х годов были свои многочисленные творческие слёты, фестивали, в то время авторская песня получила невероятно огромное распространение. Барды исполняли песни, где была не только музыка, но и стихи – всё собственного сочинения.
Как правило, современные барды играют на гитаре. Это их неизменный атрибут. А вот кельтские барды играли на арфе. Так что бардовская песня имеет глубокие и разнообразные корни – национальные, эстетические, морально-этические. Сразу вспоминаешь добрым словом наиболее известных российских бардов: супругов Никитиных, Юрия Лозу, Александра Розенбаума, Владимира Высоцкого, Олега Митяева, Юрия Визбора, Егора Летова... Они являли собой самых ярких и популярных исполнителей, но ведь было несчётное число бардов «рангом» пониже.
Помню, в 1960-70-е – годы моей юности гитара стала молниеносно распространяться не только на профессиональной сцене, но и в массовой среде в городах, сёлах, а в деревнях и станицах даже изрядно потеснила популярную русскую гармонь.
Читатель старшего поколения, возможно, помнит кинофильмы с участием блистательного русского актёра Николая Рыбникова – «Девушка с гитарой», «Весна на Заречной улице», «Высота». И уж наверняка помнит, что неизменным спутником его ярких героев по жизни была семиструнная гитара, которой они доверяли свои самые сокровенные чувства и мысли, под гитару трогательно исполняли лирические песни, признавались своим девушкам в любви и верности... И зрителям было не так уж и важно – профессионально пел киноартист или непрофессионально. Важно было другое – завораживающая теплота и неподражаемая искренность исполнения, с которой он выражал свои душевные переживания и заражал этими высокими благородными чувствами всех зрителей. Недаром эти песни знают и поют по сей день.
Припомнилась мне и другая популярная песня тех далёких лет:
Когда после вахты гитару возьмёшь
И тронешь струну за струной,
Ты словно опять не надолго зайдёшь
К единственной, самой родной.
Шумит волна,
Звенит струна,
Гитара поёт и поёт –
Поёт о той,
Что вновь с тобой,
Что вновь с тобой...
Автора слов этой трогательной песни В. Малкова и композитора Ю. Слонова время, может, из памяти поколений и стёрло, но вот простую и одновременно чарующую и захватывающую песню забыть невозможно...
...Как особый вид поэтико-музыкального искусства – именно искусства! – бардовское творчество имеет своих теоретиков. Так, Сергей Лебедев пишет: «Бардовская песня как род занятий являет собой теоретически неразрешимый парадокс. С одной стороны, как всякое занятие, обретшее институциональность и традицию, она развивается по пути профессионализации. Она эволюционирует к разновидности сценического искусства, более конкретно – искусства эстрадного. С другой стороны, сущностной характеристикой бардовской песни остаётся именно её неформальность, как минимум, не обязательно требующей профессиональной подготовки. Поэтому сохранение такого вида художественного творчества как бардовская песня требует в качестве обязательного условия удержания баланса между содержанием и формой».
Оставим за скобкой нашего разговора неприязненно-субъективные выпады иных теоретиков против бардовской песни: мол, она всегда была символом дурного вкуса, никогда не содержала в себе ни серьёзной поэзии, ни сколько-нибудь приличной музыки и т.д., и т.п.
Надо понимть, что не жанры искусства сами по себе могут быть один лучше или хуже другого, а качество исполнительского мастерства. Это неписанный закон любого творческого процесса. Что можно возразить против того, что песни Окуджавы, Кима, Высоцкого, прозвучавшие в культовых фильмах времён застоя и перестройки, десятилетиями распевает вся страна?.. Как отнестись к тому, что уж у этих-то песен есть и эфир, и огромная популярность, и масса переизданий. Трудно найти человека в любом возрасте, который бы не проникался до глубины души бардовскими шедеврами Юрия Визбора («Ты у меня одна»), Владимира Высоцкого («Песня о друге»), Булата Окуджавы («Ваше благородие...»), Александра Розенбаума («Вальс-бостон»), Александра Галича («Облака»), Ады Якушевой («Ты – моё дыхание»), Сергей Трофимова («Родина»), Сергея Никитина («Александра»), Юрия Кукина («За туманом»), Олега Митяева («Как здорово!») и многих - многих других.
Что отличает эти нравственно чистые, зачастую высокогражданственные произведения от так называемой, откровенно и справедливо презираемой в обществе попсы? Душевная проникновенность и максимальная доверительность, простота на уровне высокого мастерства, чистота сердечных порывов - и ни грана пошлости и аморального невежества.
...С вершин необъятных споров о бардовской песне опустимся в лоно её реальной жизни и деятельности на одном показательном конкретном примере, причём в самой что ни на есть глубинке, в предгорном посёлке Псебай, что в Краснодарском крае. Там в июне с.г., в течение трёх дней проводился фестиваль бардовской песни «Псебай – жемчужина Кубани», его участниками были музыканты и поэты из разных регионов страны.
С 2012 года стало доброй традицией проведение этого творческого лирического и патриотического мероприятия. Проводился фестиваль в два этапа: первый прошёл в заочном формате, в котором приняли участие более 100 человек из разных уголков нашей страны. Было учреждено три номинации: «Авторская песня», «Бардовская классика» и «Поэзия».
Итоги конкурса подводило компетентное жюри во главе с председателем, известным российским бардом, композитором и педагогом Сергеем Суворовым из г. Санкт-Петербург. Помогали ему бард Роман Абрамцов, председатель совета ветеранов Мостовского района Светлана Селютина и известная кубанская поэтесса Анна Перевозова.
Второй этап был очным, в нём приняли участие лучшие конкурсанты, члены жюри и почётные гости фестиваля, который проходил в живописнейшем месте - на берегу горной реки Малая Лаба на базе Ретрит центра «Белые скалы». Вся романтическая обстановка фестиваля располагала к тёплому, душевному откровению и полному взаимопониманию всех его участников. Даже экзотическая южная природа, казалось, понимающе откликнулась на общее духоподъёмное настроение поэтов и музыкантов: установились тихие тёплые дни, завораживающе светила луна и таинственно мерцали в глубине ночного неба звёзды, слух ласкало лёгкое зазывное пение ночных птиц, что ещё больше усиливало общий романтический настрой...
Особенностью фестиваля было и то, что проходил он в день памятной скорбной даты – 22 июня, что вызвало акцентированное патриотическое звучание в выступлениях всех его участников. В этот день состоялось проведение свечи памяти на берегу реки Малая Лаба, работали различные мастерские по поэзии, авторской и патриотической песне и вокалу. Завершился день концертом юмористической песни, гитарой по кругу, концертом знакомств и прощальным костром.
Второй особенностью фестиваля было проведение трёх выездных концертов в домах культуры окрестных поселений – Псебая, Шедка и в районном посёлке Мостовской. Всюду зрители приветствовали бардов бурными аплодисментами.
Нелегко было жюри выявить наиболее талантливых авторов, ведь практически все показали, как могли, неравнодушие и к жанру бардовского исполнения и его жизнерадостному патриотическому звучанию в наше нелёгкое военное время.
Программа очного фестиваля отличалась насыщенностью и включала в себя концерты для жителей района, интересные экскурсии по живописному ущелью «Белые скалы».
Главное, что на Белых скалах вновь встретились друзья, единомышленники, которым не безразлично, как развивается бардовское движение и поэзия самодеятельных, творческих людей. Они сверили часы, услышали вновь созданные произведения своих товарищей, получили заряд духовной бодрости и решили в следующем году встретиться вновь, чтобы три дня в предгорье Северного Кавказа опять зазвучали стихи и песни самобытных авторов.
Все участники фестиваля выразили особое признание своему неизменному руководителю, активному организатору и идейному вдохновителю Владимиру Геннадьевичу Ассовскому за его неустанную, творческую и организаторскую деятельность, за преданную любовь к жанру авторской песни. Столь же высокой благодарности удостоились Глава Мостовского района С.В. Ласунов, Председатель Совета депутатов А.В. Ладанов, его заместитель М.И. Акользин, отдел культуры администрации Мостовского района, а также главы поселений Псебая и Шедка А.А. Алексеев и А.И. Букин – за большую помощь в проведении фестиваля.
...Говорят: когда говорят пушки – музы молчат. Встреча бардов в Мостовском районе убедительно опровергает этот афоризм.
Владимир Юдин,
пос. Мостовский, Краснодарский край