Когда говорят пушки – музы не молчат…

14-й фестиваль патриотической авторской песни и поэзии «Псебай – жемчужина Кубани»

0
87
Время на чтение 8 минут

Бардовская песня. У этого термина много понятий: авторская, самодеятельная, туристская... Но как бы ни называли этот удивительный и самобытный жанр песенного творчества, он зримо отличается от других своей необычайной искренностью и душевной теплотой не только исполнителей, но и слушателей, создаёт атмосферу неподдельного доверительного звучания и взаимного сердечного расположения. Ведь каждый стих под звучание гитары – это трепетный резонанс души, сердца и мыслей. Это неподражаемый праздник, духовно объединяющий людей не только во времени, но и в пространстве.

Бардовская песня – жизненное призвание для нескольких поколений творцов самых разнообразных профессий – физиков, врачей, геологов, химиков, педагогов, актёров, рабочих и инженеров. В их творчестве поэтическое слово гармонично соединяется с мелодией и дополнено неповторимой исполнительской интонацией.

Окунаясь в мир тёплого человеческого общения посредством музыки и поэзии, познаёшь чистоту и свежесть ритмов, выразительных интонаций и нюансов, где нет места фальши и лжи. А слова каждой песни наполнены глубокой человеческой мудростью – так, как передаёт эта поэтическая строфа:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя...

...Порой слышишь недостойное пренебрежительное отношение к бардовской песне – мол, каждый тешит себя, как может, не утруждая желанием постигнуть глубины подлинно высокого искусства, отсюда торжествует невежество, падает общий уровень культуры в обществе и т.д. Дескать, и барды от этого далеко не ушли, и вовсе никакое это не искусство...

Что ж, печальное падение нравственности и культуры, особенно в нынешней молодёжной среде, больше других подверженной растлевающему влиянию антиискусства, общеизвестно. Что же касается авторской песни и оригинального бардовского исполнения, смею утверждать, это вовсе не так, что покажу ниже на конкретном примере.

Но сначала кратко коснусь истории вопроса, без чего, полагаю, нельзя получить ответа на вопрос: бардовская песня – это народное искусство или пустое дилетантское времяпрепровождение?..

Временные корни бардовской песни довольно глубоки. Достаточно вспомнить: изначально слово «бард» возникло в кельтском языке и обозначало низший жреческий сан в касте друидов. Звание барда получал человек, мастерски владеющий магией звука, знавший наизусть тысячи древних баллад и поэтических преданий, умеющий пением и музыкой поднять боевой дух воинов и даже врачевать тела и души.

И это ещё не всё. Согласно данным понимающих специалистов, бард – «полноценный» поэт и музыкант в одном лице в британской и гэльской средневековых культурах. Барды выполняли эстетические функции, схожие с функциями музыкантов – сказителей других народов, например, скандинавских скальдов, персидских ашугов, славянских скоморохов, французских трубадуров и труверов, греческих рапсодов и африканских гриотов, индийских утгатаров. Известный их представитель – Томас Лермонт, кстати, предок нашего гениального Лермонтова...

Но вернёмся в наше время. В современном понимании, бард - человек, исполняющий музыку собственного сочинения. У советских бардов 1950-х годов были свои многочисленные творческие слёты, фестивали, в то время авторская песня получила невероятно огромное распространение. Барды исполняли песни, где была не только музыка, но и стихи – всё собственного сочинения.

Как правило, современные барды играют на гитаре. Это их неизменный атрибут. А вот кельтские барды играли на арфе. Так что бардовская песня имеет глубокие и разнообразные корни – национальные, эстетические, морально-этические. Сразу вспоминаешь добрым словом наиболее известных российских бардов: супругов Никитиных, Юрия Лозу, Александра Розенбаума, Владимира Высоцкого, Олега Митяева, Юрия Визбора, Егора Летова... Они являли собой самых ярких и популярных исполнителей, но ведь было несчётное число бардов «рангом» пониже.

Помню, в 1960-70-е – годы моей юности гитара стала молниеносно распространяться не только на профессиональной сцене, но и в массовой среде в городах, сёлах, а в деревнях и станицах даже изрядно потеснила популярную русскую гармонь.

Читатель старшего поколения, возможно, помнит кинофильмы с участием блистательного русского актёра Николая Рыбникова – «Девушка с гитарой», «Весна на Заречной улице», «Высота». И уж наверняка помнит, что неизменным спутником его ярких героев по жизни была семиструнная гитара, которой они доверяли свои самые сокровенные чувства и мысли, под гитару трогательно исполняли лирические песни, признавались своим девушкам в любви и верности... И зрителям было не так уж и важно – профессионально пел киноартист или непрофессионально. Важно было другое – завораживающая теплота и неподражаемая искренность исполнения, с которой он выражал свои душевные переживания и заражал этими высокими благородными чувствами всех зрителей. Недаром эти песни знают и поют по сей день.

Припомнилась мне и другая популярная песня тех далёких лет:

Когда после вахты гитару возьмёшь

И тронешь струну за струной,

Ты словно опять не надолго зайдёшь

К единственной, самой родной.

Шумит волна,

Звенит струна,

Гитара поёт и поёт –

Поёт о той,

Что вновь с тобой,

Что вновь с тобой...

Автора слов этой трогательной песни В. Малкова и композитора Ю. Слонова время, может, из памяти поколений и стёрло, но вот простую и одновременно чарующую и захватывающую песню забыть невозможно...

...Как особый вид поэтико-музыкального искусства – именно искусства! – бардовское творчество имеет своих теоретиков. Так, Сергей Лебедев пишет: «Бардовская песня как род занятий являет собой теоретически неразрешимый парадокс. С одной стороны, как всякое занятие, обретшее институциональность и традицию, она развивается по пути профессионализации. Она эволюционирует к разновидности сценического искусства, более конкретно – искусства эстрадного. С другой стороны, сущностной характеристикой бардовской песни остаётся именно её неформальность, как минимум, не обязательно требующей профессиональной подготовки. Поэтому сохранение такого вида художественного творчества как бардовская песня требует в качестве обязательного условия удержания баланса между содержанием и формой».

Оставим за скобкой нашего разговора неприязненно-субъективные выпады иных теоретиков против бардовской песни: мол, она всегда была символом дурного вкуса, никогда не содержала в себе ни серьёзной поэзии, ни сколько-нибудь приличной музыки и т.д., и т.п.

Надо понимть, что не жанры искусства сами по себе могут быть один лучше или хуже другого, а качество исполнительского мастерства. Это неписанный закон любого творческого процесса. Что можно возразить против того, что песни Окуджавы, Кима, Высоцкого, прозвучавшие в культовых фильмах времён застоя и перестройки, десятилетиями распевает вся страна?.. Как отнестись к тому, что уж у этих-то песен есть и эфир, и огромная популярность, и масса переизданий. Трудно найти человека в любом возрасте, который бы не проникался до глубины души бардовскими шедеврами Юрия Визбора («Ты у меня одна»), Владимира Высоцкого («Песня о друге»), Булата Окуджавы («Ваше благородие...»), Александра Розенбаума («Вальс-бостон»), Александра Галича («Облака»), Ады Якушевой («Ты – моё дыхание»), Сергей Трофимова («Родина»), Сергея Никитина («Александра»), Юрия Кукина («За туманом»), Олега Митяева («Как здорово!») и многих - многих других.

Что отличает эти нравственно чистые, зачастую высокогражданственные произведения от так называемой, откровенно и справедливо презираемой в обществе попсы? Душевная проникновенность и максимальная доверительность, простота на уровне высокого мастерства, чистота сердечных порывов - и ни грана пошлости и аморального невежества.

...С вершин необъятных споров о бардовской песне опустимся в лоно её реальной жизни и деятельности на одном показательном конкретном примере, причём в самой что ни на есть глубинке, в предгорном посёлке Псебай, что в Краснодарском крае. Там в июне с.г., в течение трёх дней проводился фестиваль бардовской песни «Псебай – жемчужина Кубани», его участниками были музыканты и поэты из разных регионов страны.

С 2012 года стало доброй традицией проведение этого творческого лирического и патриотического мероприятия. Проводился фестиваль в два этапа: первый прошёл в заочном формате, в котором приняли участие более 100 человек из разных уголков нашей страны. Было учреждено три номинации: «Авторская песня», «Бардовская классика» и «Поэзия».

Итоги конкурса подводило компетентное жюри во главе с председателем, известным российским бардом, композитором и педагогом Сергеем Суворовым из г. Санкт-Петербург. Помогали ему бард Роман Абрамцов, председатель совета ветеранов Мостовского района Светлана Селютина и известная кубанская поэтесса Анна Перевозова.

Второй этап был очным, в нём приняли участие лучшие конкурсанты, члены жюри и почётные гости фестиваля, который проходил в живописнейшем месте - на берегу горной реки Малая Лаба на базе Ретрит центра «Белые скалы». Вся романтическая обстановка фестиваля располагала к тёплому, душевному откровению и полному взаимопониманию всех его участников. Даже экзотическая южная природа, казалось, понимающе откликнулась на общее духоподъёмное настроение поэтов и музыкантов: установились тихие тёплые дни, завораживающе светила луна и таинственно мерцали в глубине ночного неба звёзды, слух ласкало лёгкое зазывное пение ночных птиц, что ещё больше усиливало общий романтический настрой...

Особенностью фестиваля было и то, что проходил он в день памятной скорбной даты – 22 июня, что вызвало акцентированное патриотическое звучание в выступлениях всех его участников. В этот день состоялось проведение свечи памяти на берегу реки Малая Лаба, работали различные мастерские по поэзии, авторской и патриотической песне и вокалу. Завершился день концертом юмористической песни, гитарой по кругу, концертом знакомств и прощальным костром.

Второй особенностью фестиваля было проведение трёх выездных концертов в домах культуры окрестных поселений – Псебая, Шедка и в районном посёлке Мостовской. Всюду зрители приветствовали бардов бурными аплодисментами.

Нелегко было жюри выявить наиболее талантливых авторов, ведь практически все показали, как могли, неравнодушие и к жанру бардовского исполнения и его жизнерадостному патриотическому звучанию в наше нелёгкое военное время.

Программа очного фестиваля отличалась насыщенностью и включала в себя концерты для жителей района, интересные экскурсии по живописному ущелью «Белые скалы».

Главное, что на Белых скалах вновь встретились друзья, единомышленники, которым не безразлично, как развивается бардовское движение и поэзия самодеятельных, творческих людей. Они сверили часы, услышали вновь созданные произведения своих товарищей, получили заряд духовной бодрости и решили в следующем году встретиться вновь, чтобы три дня в предгорье Северного Кавказа опять зазвучали стихи и песни самобытных авторов.

Все участники фестиваля выразили особое признание своему неизменному руководителю, активному организатору и идейному вдохновителю Владимиру Геннадьевичу Ассовскому за его неустанную, творческую и организаторскую деятельность, за преданную любовь к жанру авторской песни. Столь же высокой благодарности удостоились Глава Мостовского района С.В. Ласунов, Председатель Совета депутатов А.В. Ладанов, его заместитель М.И. Акользин, отдел культуры администрации Мостовского района, а также главы поселений Псебая и Шедка А.А. Алексеев и А.И. Букин – за большую помощь в проведении фестиваля.

...Говорят: когда говорят пушки – музы молчат. Встреча бардов в Мостовском районе убедительно опровергает этот афоризм.

Владимир Юдин,

пос. Мостовский, Краснодарский край

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Александрович Юдин
Памятная книга о казаках
Н.Д.Спицын «Казак о судьбах казачьих» (Майкоп, 2020 г.)
24.11.2024
Предсказание Сталина
Размышления о причинах актуальности наследия советского вождя
01.11.2024
«Мне писать, как дышать…»
О стихотворном сборнике Натальи Поколоды «Вровень с правдой», Краснодар, 2023
15.08.2024
Не позволяй душе лениться!..
О творчестве Маргариты Порываевой
21.06.2024
Америка останется не оплаканной…
Памяти писателя (15.03.1924 – 29.03.2020)
14.03.2024
Все статьи Владимир Александрович Юдин
Последние комментарии
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Новый комментарий от Русский танкист
03.12.2024 17:04
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от влдмр
03.12.2024 16:47
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
03.12.2024 16:19
Патриарх Кирилл – от имени и во имя Русского народа
Новый комментарий от АБС
03.12.2024 15:43
Аргументы сторонников «похабного мира»
Новый комментарий от Кирилл Д.
03.12.2024 14:55