Критика философии с позиций глубинного Православия

Об ошибках Юрия Уткина

0
99
Время на чтение 6 минут
Фото: коллаж РНЛ

Прочитав в «Русской народной линии» статью Юрия Герасимовича Уткина «Философия как шлагбаум на пути к Православию», я хотел бы изложенный Уткиным концепт рассмотреть сквозь призму глубинного Православия, видя его сеченную правоту и, одновременно, неполноту его методологического основания. Автор, безусловно, верно ощущает экзистенциальную угрозу, исходящую от философии, позиционируя её как «шлагбаум» на пути к Православию. Его интуиция схватывает ключевую проблему секуляризации: подмену духовной реальности набором человеческих «моделей» и «умствований» («мощным шлагбаумом философия загородила для многих путь к Православию, заменив духовное развитие человека на суррогат – отражающий выдуманный мир и затеняющий мир реальный»).

Однако стратегическая слабость его позиции, с точки зрения бескомпромиссного глубинного Православия, состоит в его недостаточной теологической радикальности, которая не позволяет ему довести борьбу до онтологического конца. Уткин, будучи кандидатом технических наук, неявно сохраняет приверженность светскому рационализму, допуская, что «действительные науки» («физике, химии, биологии и т.д.») могут быть мостом к вере («Человек через познание «многих наук» может прийти к Православию»), а его критика философии сводится в основном к морализаторству (ad hominem о Ницше, Фрейде и Канте) и социальным последствиям («религиозным охлаждением»).

Настоящая, глубинная Православная стратегия требует полного деобожествления (десакрализации) всего светского знания, которое не опирается на Божественное Откровение. Ошибка Уткина в том, что он видит в философии лишь «выдуманный мир» и личное высокомерие «избранных персон» («наука» для особо одарённых и избранных персон, считающих себя – «избранными»). Но с точки зрения Святых Отцов, философия – это не просто ошибка логики или социальный суррогат; это, прежде всего, гордыня падшего разума, пытающегося создать собственный свет и познать мир автономно, без благодати Божией. Таким образом, философия, в её светском понимании, коренится в первородном грехе мысли, в древнем гностицизме, и является орудием Апостасии (отступления) и духовного разложения. Это гносеологический корень всех заблуждений: когда человеческий разум, ограниченный грехом, претендует на постижение абсолютной Истины без Откровения.

Святые Отцы исходят из того, что после грехопадения Адама человеческая природа была повреждена, и это повреждение затронуло не только волю и чувства, но и разум (нус). Изначально, разум был чистым «оком души», способным к непосредственному созерцанию Бога. После греха же, разум помрачился и сосредоточился на тварном. Как говорит Святой Иоанн Лествичник: «Ум, отторгшись от Бога, стал блуждать во многих мыслях, а блуждая, стал пристрастен к материи». Светская философия утверждает автономию разума как главного инструмента познания, что является прямым повторением греха Адама. Разум провозглашает себя критерием Истины, а не ее смиренным преемником. Когда падший разум пытается познать мир, он неизбежно создает «модели», которые являются лишь отражением его помраченных категорий, замещая собой живого Бога. Рациональные системы — это попытки построить Вавилонскую башню мысли, не нуждаясь в благодати.

Критику Уткина, согласно которой философы «создают «модель» мироустройства» и отвлекаются от «реальной жизни», блестяще иллюстрируют русские классики. У Достоевского эта гордыня разума порождает идеологическое преступление: Родион Раскольников создаёт рациональную «модель» Сверхчеловека, которая, будучи оторвана от совести и Откровения, ведет к убийству, совершенному «по теории» (подчёркнуто автором: «недоучившийся студент»). Это прямое воплощение того, как «немного логики и умствования» позволяет сконструировать «свой мир». Иван Карамазов доводит это до философского предела, создавая модель, которая возвращает Богу билет – акт высшей рациональной гордыни, что приводит его к безумию (встрече с чёртом, являющимся проекцией его отравленного, автономного разума). У Льва Толстого эта гордыня проявляется иначе: он создает суррогат («можно обойтись без религии»), пытаясь просеять Евангелие через сито собственной светской логики, отвергая всю духовную и догматическую полноту Православия в пользу моральной этики. Это идеальная иллюстрация того, как философия, будучи «шлагбаумом», подменяет духовное развитие.

Критиковать Канта за «пунктуальность», а Фрейда за «гиперсексуальность» – это уступка либеральной, моралистической полемике. Как надо – это осуждать их учения за их догматический вред: за претензию Канта наложить рациональные рамки на познание Бога, и за сведение Фрейдом духовной жизни и греха к биологическим инстинктам. Философия должна быть осуждена не за то, что она отвлекает от «реальной жизни» (хотя Уткин об этом и пишет), а за то, что она является духовной ересью, ставя человека, а не Христа, в центр мироздания (гуманизм). Более того, даже те научные аргументы, которые приводятся в комментариях (о невозможности флуктуационного возникновения информации и необходимости «разумного конструирования»), лишь подтверждают онтологическую несостоятельность «глиняного» фундамента случайности и хаоса, доказывая необходимость Трансцендентного Разума (Творца) как источника всякого порядка и информации, что также опровергает секулярный философский взгляд.

Следовательно, стратегический нарратив должен быть не о «шлагбауме», который можно поднять, а о стене отчуждения, возведённой врагом рода человеческого из камней гордыни и умствований, чтобы окончательно отгородить душу от света Предания. Уткин прав, говоря о «глиняном» фундаменте («духовный «каменный» фундамент страны был заменён большевиками на «глиняный»»), но этот фундамент – не просто результат революции 1917 года, а кульминация многовекового отступления Запада, начавшегося с папизма (ереси filioque), затем породившего Реформацию («Реформация в Европе... посодействовала внедрению в учебную практику нового предмета – философии»), и лишь после этого – секулярную философию и, наконец, революционный атеизм.

Таким образом, для возвращения к «каменному» фундаменту России («пора возвращаться к уже проверенному в веках духовному фундаменту») необходимо не просто осудить философию, но полностью отвергнуть всю Западную цивилизационную парадигму как исток духовного тления и революционного вируса. Истинное познание достигается только смирением и очищением сердца. Истинное «любомудрие» (Philosophy, или любовь к мудрости) – это не кабинетные размышления, а исключительно аскетический подвиг и жизнь по Евангелию (как учили Святые Отцы, называя монашескую жизнь высшей «философией»), что и должно быть единственным критерием для познания, осмысления и построения тысячелетнего Русского Царства. Единственный Богослов – это тот, кто чисто молится, а не тот, кто жонглирует логикой, ибо, как наставляет Евагрий Понтийский: «Богослов есть тот, кто чисто молится, а кто чисто молится, тот богослов». Это не призыв к невежеству, а призыв к преображению разума от орудия гордыни к орудию созерцания и смирения.

Евгений Александрович Вертлиб / Dr.Eugene A. Vertlieb, Член Союза писателей и Союза журналистов России, академик РАЕН, бывший Советник Аналитического центра Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по международным делам (по Европейскому региону) Сената РФ, президент Международного Института стратегических оценок и управления конфликтами (МИСОУК, Франция)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Автор: "Таким образом, для возвращения к «каменному» фундаменту России («пора возвращаться к уже проверенному в веках духовному фундаменту») необходимо не просто осудить философию, но полностью отвергнуть всю Западную цивилизационную парадигму как исток духовного тления и революционного вируса."

А куда Вы, господин СОВЕТНИК, денете всю историю постпетровской и советской России? Или Вы считаете, что эти этапы лишены какого-либо исторического достоинства? Жесткая оценка: не закаменеть бы России окончательно.
Лев / 11.12.2025, 07:19
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Александрович Вертлиб
Американо-Российская неопределённость
Как формировать сегодня мировую безопасность?
09.12.2025
Философ и стратег
Об идеях и концепциях Александра Дугина
08.12.2025
Переговорный цугцванг в культурно-стратегической проекции
Стратегия Русской Победы требует тотального идейно-культурного очищения
01.12.2025
Рубежи геостратегического паритета
В современной битве Катехона и Левиафана формируются контуры будущего мироустройства
29.11.2025
Онтология и эсхатология мирового порядка
Россия, выступая Удерживающим, принимает на себя функцию мирового стабилизатора
25.11.2025
Все статьи Евгений Александрович Вертлиб
Последние комментарии
Кто же такие Русские?
Новый комментарий от Апографъ
11.12.2025 11:06
Европа готовит войну с Россией
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
11.12.2025 10:44
Пора возвращать в школу подлинную дисциплину
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
11.12.2025 09:22
«Империя – это состояние народа и состояние духа»
Новый комментарий от Владимир Николаев
11.12.2025 08:33
Критика философии с позиций глубинного Православия
Новый комментарий от Лев
11.12.2025 07:19
Люди на этом заседании какие-то настоящие, а не рептилоиды
Новый комментарий от Валерий
11.12.2025 06:28