13 января 2020 года на 90-м году жизни отошел ко Господу один из старейших священнослужителей Санкт-Петербургской митрополии, почетный настоятель храма святого Александра Невского в Усть-Ижоре, протоиерей Анатолий Мороз.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий выразил свое соболезнование матушке Марии, родным и близким почившего, в связи с кончиной отца Анатолия.
В своем слове владыка сказал: "Господь наградил новопреставленного библейским долголетием, почти 70 лет он ревностно совершал служение Церкви Христовой на приходах северной столицы. В тяжелых условиях гонений на веру отец Анатолий усердно проповедовал слово Божие и примером своей жизни приводил людей к Господу". Владыка особо отметил многие настоятельские труды почившего, которые он нес без малого 30 лет, с 13 мая 1992 года в храме Александра Невского Усть-Ижоры, где его заботами храм был возрожден, благоукрашен, и где была создана Воскресная школа и приходская община, как единая семья.
О жизненном пути о. Анатолия
Жизненный путь отца Анатолия, как и путь всей нашей Церкви, удивителен, труден, порой скорбен, но и прекрасен. Он родился и вырос в Белоруссии, в благочестивой православной семье (отец был в храме чтецом и певчим). На характер и убеждения будущего пастыря немало повлиял их сельский священник (будущий священномученик) Матфей Крыцук. По его совету юноша поступил в Минскую духовную семинарию.
Митрополит Иоанн (Снычев)
Позже его наставника арестовали и бросили в тюрьму, где он после пыток скончался. После семинарии отец Анатолий отправился поступать в Ленинградскую Духовную академию вместе со своими земляками и однокурсниками из Белоруссии.
Он учился вместе с будущим митрополитом Санк-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычёвым). На путь подвижнического служения они вступили вместе, хотя один избрал для себя монашеский подвиг, другой стал хорошим мужем и добрым отцом, мудрым воспитателем детей и внуков. С матушкой Марией они более шестидесяти лет жили в любви и согласии.
16 марта 1951 года митрополитом Григорием Чуковым о. Анатолий был рукоположен во диакона, а 16 августа 1953 года в сан пресвитера.
Митрополит Григорий (Чуков)
Окончив Академию по первому разряду со степенью кандидата богословия в 1955 году, отец Анатолий весь отдался пастырскому служению и работе с паствой, что очень не нравилось бывшим властям. Они ему предложили «сотрудничать» — попросту говоря, стать доносителем КГБ. Он отказался, и ему запретили служить, лишив регистрации как священнослужителя. Ни в один храм по распоряжению властей его больше не брали, ни на какую работу невозможно было устроиться, более того — репрессиям подверглись даже его дочери. Препятствия на пути отца Анатолия возникали одно за другим, и только непрестанная молитва, крепкая вера и поддержка людей, особенно земляков сослужителей, помогли ему пройти эти испытания. В течение 40 лет до назначения в Александра Невский храм Усть-Ижоры о. Анатолий служил во многих храмах Ленинградской (тогда) епархии. Имея прекрасный теноровый голос, он много лет был участником епархиального хора духовенства, выступая в его составе на многих юбилеях и церковных торжествах.
О последнем месте служения и настоятельства о. Анатолия
Впереди его ждала плодотворная работа на святом и легендарном для русских людей месте - восстановление из руин храма св. блгв. вел. кн. Александра Невского в Усть-Ижоре, где князь Александр 15 июля в 1240 году с небольшой дружиной разгромил шведское войско под предводительством полководца Биргера.
Именно эта победа великого князя Александра на Невских берегах послужила причиной данного ему прозвища Невский. Победа на Неве утвердилась в национальном самосознании нашего народа как величайшее событие, и место, где произошло сражение со шведами, почиталось всегда. Сразу после битвы здесь была воздвигнута часовня, а в 1712 г. в присутствии Петра I освящена деревянная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского.
К началу XX века приход церкви насчитывал свыше 2000 человек.
В 1917 году к власти пришли безбожники. Храм повторил судьбу многих храмов того времени.
Каменный храм был построен лишь в 1799 году. При советской власти он закрывался, во время Великой Отечественной была взорвана колокольня. В 1934 г. его закрыли, сбили кресты, здание использовали для хозяйственных нужд. Опустевшая святыня разрушалась. В начале 60-х просел и обрушился купол храма. В стенах храма местные власти устроили мусорную свалку. В 1985 г. они даже приняли решение о его сносе. Но народная любовь к великому Небесному покровителю Санкт-Петербурга сохранилась в душе народа, и храм в его честь, пусть и полуразрушенный, не тронули.
В 1987 году началось восстановление святыни. 15 июля 1990 года, в 750-летие Невской битвы, храм был передан Церкви. На его руины было больно и страшно смотреть. Казалось, много лет должно пройти, прежде чем вернётся былое величие легендарного храма.
Воспоминания о. Анатолия о том, как возрождали храм Александра Невского
«Митрополитом у нас тогда в 1989 году был будущий Патриарх Алексий II, а я служил в Спасо-Преображенском соборе. О том, чтобы открывать новые храмы, тогда ещё и речи не было. До сих пор их только разрушали… Как-то на праздник Александра Невского собрались мы в Свято-Троицком соборе, человек 80 священнослужителей… После службы подходим под благословение к владыке… Подхожу и я, и вдруг слышу: «Задержитесь, отец Анатолий!» Задержался… Вроде бы никаких проступков за собой не припоминаю… И слышу такое, чего никто до меня в нашей епархии уже много лет не слышал: «Будем восстанавливать храм в Усть-Ижоре… Съездите туда, оцените объём работ!» Поехал. Конечно, вместо храма — груда мусора. Конечно, опыта никакого, рабочих рук мало, средств тоже… Люди собирались — из Ижоры, из Рыбацкого, из Колпина, работали днём и ночью… И всё-таки на ближайшее Рождество Христово мы уже провели первую литургию! Словом, отстроили — и этот храм, и ещё один, кладбищенский, св. равноап. вел. кн. Владимира… Когда-то Александр Невский пришёл на Ижору, чтобы гнать отсюда врагов России. Мы тоже пришли сюда, чтобы гнать врагов — злейших и невидимых!»
За заслуги перед Русской Православной церковью о. Анатолий был награждён правом служения литургии с открытыми царскими вратами до «Отче наш».
В декабре 2018 года в честь 65-летия за безупречное служение Богу и людям в священном сане отец Анатолий был награжден патриаршей наградой, - правом ношения второго наперсного креста с украшениями.
9-й день по исходе души о. Анатолия приходится на вторник – 21 января, память прп. Георгия Хозевита, о котором в конце жития говорится: «Благочестиво пожив, многими трудами угодив Богу, преподобный Георгий заболел тяжелым недугом, и был отозван в небесные обители, достигнув глубокой старости». Этого же сподобился и наш дорогой батюшка о. Анатолий.
40-й день его памяти приходится на 21 февраля, - отдание праздника Сретения Господня, напоминающего нам о молитве праведного Семеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему, с миром…».
Отец Анатолий был опытным наставником, клира и прихожан Александра Невского храма, являясь духовником многих из них. Как пастырь, он обладал большой отеческой любовью и мудростью. Каждый, кто имел счастье соприкоснуться с ним, будет всю оставшуюся жизнь носить отблеск его светлого образа в своём сердце, помнить его наставления и вдохновляться его примером усердного служения Богу, людям и Христовой Церкви.
Упокой Господи в селениях праведных душу усопшего раба Твоего протоиерея Анатолия и даруй ему Царство Небесное! Светлая и вечная ему память!!!
1. Верхний ряд: о. Василий Лесняк, о. Михаил Сечейко, о. Василий Стоиков. Нижний ряд: о. Владимир Шуста, о. Анатолий Мороз и о. Вячеслав Шоломицкий. В 1960-е годы на встрече выпускников СПб Д.А.
2. Три друга одноклассника, на поздравлении о. Анатолия в алтаре храма св. А. Невского
3. Церковь Александра Невского в 1990 г.
4. Храм св. Александра Невского после полного восстановления
5. Внутренний вид и убранство храма св. Александра Невского
6. Вид с Невы на храм Александра Невского в зимнее время
7. Портрет с наградами на груди о. Анатолия у его гроба в центре храма
8. Отпевание о.Анатолия Мороза
9. Прощание с батюшкой
10. Могила протоиерея Анатолия Мороза