…библейское обретает скульптурную плоть: Перекуём мечи на орала – в исполнение Вучетича с необыкновенной силой врывается в реальность…
Гнётся меч под мощною рукою: занесённый молот мистического атлета замер в воздухе…
Он, увы, не опустится никогда: мера агрессии в человечестве не убывает: но скульптура, как мощное искусство, работает на осветление людей: недаром монумент Вучетича установлена и в США, и в России.
Родина-мать, Мамаев Курган.
Ворвавшаяся в небо мощь: меч, поднятый для защиты, не для нападения; и монумент, столь мощно иссечённый из природного материала, становится пламенеющим – метафизическим пламенем – символом.
Вучетич рано проявляет художественные склонности: учится в Ростовской художественной школе.
Рисунок – основа скульптуры, почти костяк.
В Москве, куда скульптор переезжает в тридцатых, он принимает участие в строительстве гостиницы «Москва», постигая нормы и меры архитектуры; в 41 уходит добровольцем на фронт.
В 1943 окончательно определяется художественный мир Вучетича: он выполняет серию скульптурных портретов полководцев прошлого.
Они выразительны.
Они сильно исполнены: и чувство материала Вучетич демонстрирует виртуозное.
Лестница, которой поднимается Вучетич, крута и равномерна.
Воин-освободитель в берлинском Трептов-парке свидетельствует об окончательном становление мастерства.
…пиками которого становятся Родина-мать и Перекуём мечи на орала: звучащие вечными тонами.