Первое воскресенье Великого поста, ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ, как правило, всегда близ дня памяти «седмочисленных» херсонесских святителей, жизни свои положивших ради просвещения начатка русской земли светом истины Христовой… Священномученики Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон в разное время были епископами в Херсонесе Таврическом (Крым).
В эти мартовские дни отмечается 10-летняя годовщина возвращения полуострова «домой», в Россию, и снова мы вспоминаем, что Договор о принятии Республики Крым в РФ был удивительным образом подписан в день обретения мощей великого нашего современника, архипастыря Крымской земли святого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) – 18 марта, а перенесение мощей, «возвращение» в «свой» собор Свято-Троицкий, где он служил пятнадцать лет, прошло 20-го марта 1996 г., именно в день памяти херсонесских святителей, принявших его в свой сонм. Воистину с Торжеством Православия мы празднуем Крымскую весну, состоявшуюся несомненно и молитвенным содействием этих священномучеников, которые несли благовестие о воплощении Бога, о Христе, образе Божием в каждом из нас, о высоком и бессмертном предназначении человеческой души… Благодаря этим святым проповедникам, христианская заря древней Тавриды воссияла немеркнущим Светом, озаряющим тысячелетнее бытие нашего православного Отечества, Державы, удерживающей мир от триумфа зла.
«В день Торжества Православия, – сказал в своей известной проповеди митрополит Сурожский Антоний (Блум), – мы празднуем церковное событие: заключение эпохи семи Вселенских соборов. На седьмом Вселенском соборе был провозглашен догмат об иконах (греч. – «образ», «изображение»), который говорит нам, что, став человеком, Бог стал изобразим, что воплощением Своим невидимый, непостижимый Господь приобрел человеческий лик, и что лик Божий может быть запечатлен линиями и красками; не как портрет, а как внутренний, таинственный образ Божий, познанный, пережитый, знаемый в Церкви.
Как это дивно: у Бога – лик, и этот лик мы можем созерцать; и перед иконой, которая выражает церковный опыт, церковное знание о Боге, мы действительно можем преклонить колена с любовью, с благоговением, с нежностью. Бог стал одним из нас, не Непостижимостью. И вместе с этим по-новому озаряется слово Ветхого Завета о том, что мы созданы по образу Божию; каждый из нас – икона. Как это дивно! Взирая друг на друга, так же как когда мы взираем на икону, мы можем взором веры, взором любви, взором богопочитания прозреть образ Божий».
* * *
Митрополит Антоний (Андрей Борисович Блум,1914-2003 гг.), родившийся в семье сотрудника русского дипкорпуса Б.Э.Блума, имевшего шотландские корни (мать Ксения Николаевна – единокровная сестра знаменитого композитора Александра Скрябина), возглавлял Сурожскую епархию РПЦ (Великобритания и Ирландия), именованную так по его инициативе в честь древней крымской епархии с центром в городе Сугдее (нынешний Судак), известном в русских летописях под названием Сурож. Один из святителей этой древней епархии Стефан Сурожский был избран небесным покровителем церковной области под управлением митрополита Антония, который, как и св. архиепископ Лука, был по профессии врачом, и во время войны работал армейским хирургом.
СВЯТЫЕ АПОСТОЛЫ ПЕРВОПРОХОДЦЫ
Мы знаем, что изначально освятил проповедью слова Божия северное побережье Черного моря, населенное скифами, святой апостол Андрей Первозванный. Это случилось во время третьего путешествия, когда он проник в горы Осетии и Абхазии (где побывал и апостол Симон Кананит), проповедовал в Севасте, обошел берега Черного моря и посетил Херсонес Таврический, нынешний Крымский полуостров.
Первый летописец наш, преподобный Нестор (+1114 г.) рассказывает в «Повести временных лет» («откуда есть пошла земля русская»), по преданию, сохранившемуся до его времени, что святой апостол доплыл по Днепру до самого места, где ныне стоит Киев. Поднявшись на гору, он водрузил Крест и сказал находившимся с ним ученикам: «На этом месте воссияет благодать Божия, воздвигнутся церкви Христу и свет истинный изыдет отсюда на всю страну». Теперь на той самой горе стоит церковь во имя св. Андрея Первозванного.
Дальнейшему распространению христианства в этих краях способствовали, помимо своей воли, сами же его враги: римские императоры ссылали сюда государственных преступников, которыми в первые три века христианства считались и исповедники Христа. Так, в правление Траяна (98-117 гг.) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломни папа Климент, предстоятель Римской Церкви (+ 101 г.).
ПРОПОВЕДЬ В КАМЕНОЛОМНЯХ
Св. Климент, апостол от 70-ти, был учеником апостола Петра.
Жизнь его с детства складывалась нелегко: рос он без матери и отца, которые вместе с двумя его братьями оказались разбросанными по всей империи и разлученными между собой. В чем-то их судьбы напоминают драматическую историю семейства великомученика Евстафия Плакиды… Отец, богатый и знатный римский язычник Фавст, оставив его на воспитание рабам, отправился на поиски потерпевшей кораблекрушение семьи…
Климент воспитывался тщательно, быстро преуспевал в науках, однако лишенный ласки родителей, которых он оплакивал как умерших, ходил часто мрачный и унылый, будучи погружен в мысли о бренности и бессмысленности человеческой жизни…
Как-то, будто случайно он познакомился с одним человеком, который рассказал ему о жизни Христа Спасителя и открыл, какое блаженство вечное уготовано Его последователям. Услышав затем проповедь апостола Варнавы, Климент пожелал сделаться христианином и поехав в Кесарию, принял крещение от апостола Петра и присоединился к его ученикам, среди которых были два его старших брата, о чем он пока не ведал.
Когда первоверховный апостол взял братьев с собой, отправившись морем в Сирию, чудесным образом на одном из островов они встретили свою мать Матфидию, Фавст и Фавстиниан узнали в Клименте брата, а потом апостол Петр встретил и главу семейства Фавста, мужа Матфидии.
Была великая радость, родители также приняли Святое Крещение, все вернулись в Рим, через несколько лет родители с миром отошли ко Господу, а дети продолжали усердно проповедовать слово Божие…
Климент был особенно ревностен к этому святому делу, находился неотлучно при Петре во время пребывания его в Риме, перед своей смертью первоверховный апостол рукоположил его во епископа царствующего града.
В тяжелое время гонений Климент мудро управлял Церковью, многих обратил ко Христу. Он избрал семь писцов, которые записывали подвиги мучеников и таким образом сохранил для нас многие драгоценные известия об их страданиях за Христа.
Во время народного восстания язычники пожаловались императору на низвержение своих идолов и успешную проповедь епископа Климента, и Траян отправил его в заточение в Херсонес Таврический (окраина нынешнего Севастополя) – вместе со многими верующими.
На месте изгнания Климент встретил много христиан, сосланных сюда на тяжкие работы в каменоломнях. Их здесь насчитывалось около двух тысяч. Святой епископ ободрял их и трудился вместе с ними.
Работникам не доставало воды, и Господь чудесным образом указал Клименту источник. Слух о целительной силе чудесной воды, распространившийся по всей округе, приводил сюда многих людей, и Климент всем проповедовал слово Божие. Таким образом множество мужчин, женщин и целых семейств каждый день присоединялись к Церкви и принимали Крещение от Климента при чудотворном источнике.
Все это вызывало злобу гонителей христиан, они пытались принудить Климента принести жертву языческим богам. И когда он отказался это сделать, осудили его на смерть.
Посадили святого епископа Климента в лодку и, привязав ему якорь на шею, потопили в Черном море…
Предание говорит, что однажды после горячей молитвы учеников Климента Корнилия и Фивы и многих христиан море расступилось, и все увидели обнажившуюся мраморную пещеру, в которой покоились мощи св. Климента. Рассказывают, что это чудо повторялось ежегодно в день памяти Климента, и что раз одна женщина, пришедшая для поклонения гробу мученика, не успела унести своего маленького сына, когда нахлынули волны, но через год нашла его живого и веселого в этой чудной пещере…
В девятом веке просветители славян святые Кирилл и Мефодий, прибыв в Херсон, чудесным образом обрели мощи святого Климента и, вынув их из моря, отнесли часть в Рим, другая же часть осталась в Херсоне и была впоследствии перенесена в Киев св. Владимиром, Крестителем Руси.
Древняя церковь св. Климента в Риме была построена на месте дома священномученика, в ней и были положены его мощи. В этой церкви похоронен и святой просветитель славян Кирилл.
В 1762-1774 гг. в Москве был воздвигнут большой, шестипрестольный храм св. Климента (Спаса Преображения), не имеющий аналогов в московском зодчестве, более похожий на петербургские и европейские храмы (рядом с метро «Третьяковская»).
ВОСКРЕСИТ ТОЛЬКО БОГ, В КОТОРОГО ВЕРУЕТ ИЗГНАННЫЙ ПРОПОВЕДНИК
Первые столетия новой эры звучала на северных берегах Понта Эвксинского, Черного моря проповедь о Христе… Хотя изгнанники многих обращали к истинному Богу, большинство жителей Таврического полуострова оставалось во мраке язычества. В этой стране было также много иудеев, которые всеми силами старались воспрепятствовать распространению веры во Христа и вместе с идолопоклонниками преследовали и мучили христиан. Но святая любовь воспламеняла сердца всех верующих и невзирая на гонения, проповедь о Христе не переставала здесь звучать.
В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Это была переломная эпоха, когда город, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии. В 16-й год царствования Диоклетиана (301), когда начиналось очередное жестокое преследование христиан, патриарх Иерусалимский Ермон послал несколько епископов в разные страны для проповеди святого Евангелия, и двое из них, Ефрем и Василий прибыли в страну тавроскифскую, в город Херсонес.
Они долго проповедовали здесь, затем святитель Ефрем отправился к народам, жившим по Дунаю, где в благовестии Христовом претерпел много скорбей и трудов. Во время начавшегося гонения он был обезглавлен. Это (год кончины неизвестен) случилось 7/20 марта.
Василия же, продолжавшего проповедовать слово Божие в Херсонесе, идолопоклонники, подвергнув поруганию и избиению, изгнали из города. Святой удалился на гору неподалеку от Херсонеса и поселился в пещере. Изгнанный за имя Христово, он усиленно и непрестанно молил Бога о просвещении заблудших язычников.
В это время в Херсонесе у знатных горожан неожиданно скончался единственный и горячо любимый сын. Его погребли вне города, наступила ночь, но убитые горем родители не отходили от гроба… И вот, когда силы их сковала дремота, явился им во сне сын, и со слёзной молитвой попросил их обратиться к святому Василию, живущему в пещере, сказав, что его может воскресить только Бог, в Которого верует изгнанный и оскорбленный горожанами иноземный проповедник.
Когда епископ, силою Божией освятил воду и возлил её на умершего, призывая с великой верой помощь Святой Троицы, мертвый юноша ожил, к несказанной радости отца и матери. Святой Василий с почетом был введен в город, многие язычники, поражённые чудом, уверовали и крестились.
С этих пор вера христианская стала быстро распространяться в городе и окрестностях. Вскоре, по повелению императора Максимилиана Галерия (305-311), гонение на христиан разразилось с новой силою.
Христоненавистники вооружились и против Василия: 7/20 марта 309 года они ночью ворвались в его дом, связали его, поволокли по улицам и забили до смерти камнями и палками. Тело святителя было брошено за городом на съедение псам и птицам и много дней лежало без погребения, но осталось нетронутым. Потом христиане тайно похоронили в пещере святое тело мученика.
Через некоторое время один из учеников святого Василия отправился морем в страну Геллеспонтскую и повстречал там трех епископов, некогда выехавших из Иерусалима вместе с Ефремом и Василием на апостольскую проповедь – Евгения, Елпидия и Агафодора.
Страна Геллеспонтская – Фригия, на западе нынешней Турции, в свое время здесь проповедовали Евангелие апостолы Иоанн Богослов, Варфоломей, Филипп и сестра его Мариамна. В Иераполе, столице Фригии принял мученический венец апостол Филипп.
Евгений, Елпидий и Агафодор, узнав об участи своего собрата, прославили Бога, увенчавшего Василия мученическим венцом, и пожелали продолжить святое дело просвещения язычников. Христиане приняли их с радостью, святители с жертвенной самоотверженностью проповедовали Благую весть, но вскоре язычники и иудеи восстали против них и побили епископов камнями (ок.311 г.). Тела мучеников бросили за городом без погребения, но христиане с благоговением похоронили святых в пещере…
По прошествии нескольких лет, уже в царствование святого равноапостольного Константина Великого (+337г.) из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий. Сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но святой император, уже склонявшийся к христианской вере, не допустил насильственных действий против проповедника: он издал указ, по которому херсонесским христианам беспрепятственно разрешалось совершать богослужения.
Стараниями святителя Еферия в городе был построен храм, и епископ мирно правил своей паствой… Чтобы отблагодарить императора за покровительство христианам, святитель Еферий во второй раз отправился в Константинополь. На обратном пути он заболел и скончался на острове Алос (в Греции) 7/20 марта.
С МОЛИТВОЙ СРЕДИ ПЛАМЕНИ
Оплакав кончину Еферия, христиане Херсонеса обратились к св. Константину Великому с просьбой прислать им архиерея, и на место почившего прибыл к ним епископ Капитон. С радостью приняли его верные, но язычники, которых здесь оставалось немало, как и иудеев, потребовали от него чудесного знамения, чтобы уверовать в Бога, Которого он проповедует.
Епископ Капитон, твердо уповая на Господа, сохранившего верных отроков в пещи вавилонской, вошел прямо в одеянии архиерейском в разложенный ими огонь, долго молился среди пламени, и потом вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горящих углей.
Множество народа крестилось тогда, о чуде, совершенном епископом Капитоном, и о великой вере святого было возвещено императору Константину и святым отцам на проходившем тогда Первом Вселенском Соборе в Никее (325 г.). Вот как звучит это в акафисте: «Новаго святителя дарова Церковь Восточная Церкви Херсонстей - Капитона всеславнаго, егоже великою радостию прияша неточию людие правовернии, но и невернии; наипаче же, егда пред всеми сотвори чудо велие, невредимо пребыв во огни и на ризе своей изнес из пламени углие горящее, но не сожигающее. Известившеся о сем чудеси, царь и святии отцы Перваго Собора Вселенскаго прославиша Бога и великое дарование епископа Капитона, людие же, видевшии его, возопиша к своим святителем: Радуйтеся, велицыи наши и преславнии чудотворцы…»
Святой Капитон несколько лет был епископом в Херсонесе. Однажды, на пути в столицу империи он был застигнут бурей, прибившей корабль к берегу в устье Днепра. Местные жители-язычники ограбили корабль, захватили в плен спутников святителя, а ему самому Господь попустил принять мученический венец.
КОЛЫБЕЛЬ ХРИСТИАНСТВА ДЛЯ РУСИ
Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси. С IX века Херсонес все более привлекает внимание русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к V-XIV векам.
Церковь установила совершать 7/20 марта память первых семи епископов, проповедовавших в Херсонесе Таврическом – святых Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона. Нам, русским, должна быть дорога память этих первых проповедников слова Божия в той области нашего Отечества, откуда и для остальной России воссиял свет истинной веры.
В 987 г. В ХЕРСОНЕСЕ ПРИНЯЛ КРЕЩЕНИЕ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР († 1015 Г., ПАМЯТЬ 15/28 ИЮЛЯ). ЭТОТ ДРЕВНИЙ ГОРОД СТАЛ КОЛЫБЕЛЬЮ ХРИСТИАНСТВА ДЛЯ РУСИ.
* * *
«О всеблаженнии угодницы Божии, святителие Христовы и страстотерпцы Василие, Ефреме, Евгение, Елпидие, Агафодоре, Еферие и Капитоне, услышите моления наша и благохваления, к вам возносимыя, призрите на вся наша нужды - душевныя и телесныя, помогите нам, странствующим в мори житейстем и далече отстоящим от вас, возвышайте наша мысли, чувства, желания и намерения от земнаго к небесному, да безбедно прешедще сланое страстей море и минувше без боязни тени смертныя, преселимся радостно во страну живых, идеже представше пред лице Бога вечнаго, выну поем с вами: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!» (Кондак 13).
Акафист святым священномученикам, в Херсоне епископствовавшим, был составлен архиепископом Димитрием (Муретовым) в середине XIX в. Как сообщалось в московском синодальном издании, от 1900 г. – «В честь сих священномучеников есть придел в Одесском кафедральном соборе и немало храмов в Таврической и Херсонской епархиях. На отпустах они поминаются во всех церквах Херсонской епархии наряду с равноапостольным Владимиром. В 1851 г. по указанию Преосвященного Иннокентия (Борисова) Херсонскою Консисториею сделано распоряжение о повсеместном в Херсонской епархии праздновании дня памяти (7 марта) Херсонских священномучеников по примеру дней праздничных: именно, чтобы накануне отправляемо было всенощное бдение, а самый день – литургия по уставу о храмовых главах». (По книге «Семь священномучеников в Херсоне епископствовавших» (Жизнеописание. Служба. Акафист)». Издание Херсонесской общины во имя Святого равноапостольного князя Владимира Крымской и Симферопольской епархии УПЦ, 2003 г.
ЛУКА КРЫМСКИЙ, ВЫДАЮЩИЙСЯ СВЯТИТЕЛЬ И ХИРУРГ, ЛАУРЕАТ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ
А вот как проходило более двадцати лет назад обретение честных останков святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
«В ночь с 17 на 18 марта 1996 года, на Крестопоклонной седмице, во Всехсвятском храме Симферополя собрались члены епархиальной Комиссии по канонизации святых, наместники крымских монастырей, духовенство. Высокопреосвященнейший Владыка Лазарь совершил молебен и попросил приснопамятного Владыку о помощи в обретении его мощей.
Приблизительно около двух часов ночи вскрыли могилу и начали вынимать грунт. Священники непрерывно служили панихиды и пели стихиры Кресту. Было очень холодно, пронизывающий ветер раскачивал старые кладбищенские деревья. Но когда Владыка Лазарь спустился в могилу и своими руками поднял мощи святителя, ветер мгновенно стих, и воцарилась благоговейная тишина. Духовенство и миряне с зажженными свечами, стоя на коленях, умиленно пели панихидное «Святый Боже». Священники внесли мощи в храм Всех Святых. А у стен храма бесноватая страшным голосом кричала: «Не мучь меня, отпусти меня, святитель!..».
В течение трех первых дней Крестопоклонной седмицы Владыка Лазарь совершал Литургии Преждеосвященных Даров, и в среду, 20 марта, состоялось торжественное перенесение честных останков святителя в кафедральный Свято-Троицкий собор. Собралось все духовенство Крымской епархии и священнослужители из других областей Украины. Процессию сопровождали офицеры и матросы Черноморского флота, студенты Крымского медицинского института, жители города, многочисленные гости. За гробом вместе со священниками шли и те, кому выпало счастье быть свидетелями его святительского подвига. На торжества прибыли также родственники архиепископа Луки.
Крестный ход шел центральной улицей города. Первая остановка была сделана на Рыночной площади, где с особой торжественностью отслужили панихиду, и Высокопреосвященнейший Владыка Лазарь обратился со словом к присутствующим, в котором, в частности, сказал: «На крымской земле происходит событие исключительной важности. Яркая личность архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) видится нам сегодня спасительным маяком, к которому каждый из нас должен направлять свой взор, по которому должны ориентироваться общественные силы, ищущие возрождения нашего народа».
Сама природа оказалась созвучной духовной радости, переполнявшей сердца верующих. После холодных и пасмурных дней появилось солнце, рассеялись тучи. Так после всех лишений и гонений, которые претерпел Владыка, обнажилась правда Божией славы, являющаяся нам во святых. Так свет Христов сияет и просвещает всякого, хотя не все и не всегда это видят из-за житейской суеты и душевной непогоды.
Цветы, зажженные свечи напитывались благоуханием, исходящим от мощей святого. Над ракой плыло золотое облако молитвенных песнопений, обволакивая процессию, равной которой не припомнят и старожилы крымской земли. Пришедших проводить святые мощи собралось, по приблизительным подсчетам, тридцать пять – сорок тысяч. Это было трогательное зрелище. В городе царила атмосфера духовного праздника, подчиняя неверующих, привлекая маловерных. Святитель возвращался в свой собор, где служил и проповедовал пятнадцать лет. Не случайно перенесение мощей состоялось в день памяти семи священномучеников херсонесских. Прославленные святые принимали в сонм святых крымской земли святителя-исповедника Луку. (По материалам книги протодиакона Василия (Марущака) «Святитель-хирург: житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого»).
КАЖДЫЙ ИЗ НАС – СВЯТАЯ ИКОНА БОЖИЯ
И ещё, в завершение. Есть в историческом бытии Киммерии – Тавриды – Крыма особенность: полуостров, хоть и находился с самых древних пор на оживлённом перекрёстке морских коммуникаций и торговых путей, был, что называется, равноудален от устоявшихся, коренных цивилизационных центров, будь то Иерусалим, или же Рим, а потом Константинополь, а затем и Третий Рим – Москва, причем удален сильно, оставаясь для них глубокой, окраинной провинцией…
Провинция, как известно, более консервативна, и более оберегает то, что в столичных и крупных городах быстрее подвергается выветриванию, вымыванию, коррозии, эрозии, а также сознательному уничтожению (особенно сейчас), а именно – народосберегающий уклад, коренную ментальность, дух и т.д. (Ломоносов с лаптями).
В новейшее время эта особенность (с 1954 года, когда Хрущев отдал полуостров УССР) проявилась в Крыму, на юго-востоке Украины в сбережении, сохранении ментальной крепости русского православного духа, преимущественно в советском варианте (ибо наш народ, по точному наблюдению, «переварил» марксизм на свой лад, и наша советскость во многом оставалась – и доныне у многих остаётся - «засыпанным», «заваленным» – у кого больше, у кого меньше – христианством, на этом победили в войне, и это проявлялось во всем, вплоть до «Морального кодекса строителя коммунизма» и партсобраний по поводу измены жене).
И когда в 2014 году начались драматические события на Украине, вдруг появились – проявились в Крыму (полузабытом, куда уже россияне почти перестали ездить, по причине совершенной неконкурентности с дешевизной и комфортом турецких берегов) такие люди, как Сергей Аксенов и Алексей Чалый, Владимир Константинов и Наталья Поклонская (у общей любимицы и день рождения 18 марта!), и все 97 процентов жителей Крыма, и тридцать три богатыря, и «вежливые люди», и вся Новороссия, Донбасс, Донецк, Луганск и герои-подпольщики в Харькове и Днепропетровске и других городах и весях Украины… Александр Захарченко и Игорь Стрелков, Арсений Павлов («Моторола») и Михаил Толстых («Гиви»), Игорь Плотницкий и Эдуард Ходос, Алексей Мозговой и Эдуард Басурин, Павел Губарев и Денис Пушилин, Игорь Друзь и Маргарита Зайдлер, и тысячи, многие тысячи братьев и сестёр, откликнувшихся на боль и страдания своих ближних... разве это не чудо – Крымская весна, разве не Торжество Православия?..
Радость встречи с такими людьми была для всей РФ (95 процентов …для столиц – 86 на 14) тем более контрастна и разительна, потому что посредством телемедиапространства страны нам много уже лет рисовали и лепили (и доныне продолжают это делать) совсем других «героев», образы-иконы которых всем известны (как они надоели нам, Господи!).
А тут – такие прекрасные горячие русские (по духу) люди, готовые положить жизнь за други своя (и многие уже положили, и предстают Богу… и сейчас, когда идёт Священная война против объединенного Запада, искажающего сам образ Божий в человеке) …
Именно Крымская весна стала горячим катализатором изменения всего российского общества, и через страдания, боль и кровь (а иначе в битве со злом в этом мире быть не может), по благословению Творца «пишется», сотворяется в наших меняющихся сердцах и душах икона – образ желаемой, Святой России, чистой, мужественной и доброй…
Да, мы разные, и те, кого я упомянул, мы, случается, цапаемся между собой, обижаемся, а то и озлобляемся друг на друга, но мы на одной стороне, мы должны быть вместе.
Обратимся ещё раз к митрополиту Сурожскому Антонию: «Сегодняшний праздник икон говорит нам не только о рукописных иконах, не только о том, что Бог изобразим, что Бог стал человеком и у Него человеческий лик и образ; но говорит также, как нам надо относиться к тому, что каждый из нас – святая икона Божия. Как должны мы относиться к себе и друг другу, если только мы это понимаем, если только мы можем об этом вспомнить! Бывают иконы оскверненные, попранные, изуродованные человеческой злобой; и эти иконы нам делаются так дороги, словно это иконы-мученицы; эти иконы нам хочется оберечь, окружить любовью, охранить, потому что они так пострадали от человеческой неправды... Так должны мы смотреть и друг на друга, когда человека изуродовал грех, когда человек ранен, когда так трудно в нем прозреть красоту и славу Божию; тогда-то нам надо глубоко вглядеться в этот святой и оскверненный образ, тогда-то надо приложить весь труд, всю любовь, все благоговение наше, чтобы эта икона, не на древе написанная, а в душе человека, в облике и в образе его, очистилась, исцелилась, вновь освятилась, стала иконой во славу Божию».
ОБРАЗ ОСКВЕРНЕННЫЙ И, ОДНАКО, ОСВЯЩЁННЫЙ
На Последовании Недели Православия после литургии звучат на сугубой ектении прибавляемые по этому случаю прошения: «Не хотя́й сме́рти гре́шных, но ожида́яй обраще́ния и покая́ния, соедини́ всех во Святе́й Твое́й Це́ркви, мо́лим Ти ся, Милосе́рдый Го́споди, услы́ши и поми́луй».
«Устро́ивый мир сей в сла́ву Твою́, сотвори́, я́ко да и́стинною ве́рою и благоче́стием Тебе́, Бо́га на́шего, просла́вят, мо́лим Ти ся, Всеси́льный Тво́рче, услы́ши и поми́луй».
«Да́вый за́поведь Твою́ нам, е́же люби́ти Тебе́, Бо́га на́шего, и бли́жняго своего́, сотвори́, да не́нависти, вражды́, оби́ды и про́чая беззако́ния прекратя́тся, и́стинная же любо́вь да ца́рствует в сердца́х на́ших, мо́лим Ти ся, Спаси́телю наш, услы́ши и ми́лостивно поми́луй».
* * *
«И вот, – завершает проповедь в неделю Торжества Православия митрополит Антоний, – вступим сегодня во вторую седмицу Великого поста, в конце которой святой Григорий Палама будет провозглашать славу человека, будет говорить, что Божия благодать, живущая в человеке, почивающая на нем, касающаяся его, исцеляющая, творящая его новым, что эта благодать – Сам Бог, вселяющийся в нас. Как благоговейно должны мы глядеть друг на друга, как трепетно и благоговейно относиться друг к другу, невзирая на наши немощи, слабости, грехи, ибо мы – образ: оскверненный и, однако, освященный. Аминь».
2016-2024 гг.