Творчество Е.А.Благининой как свидетельство о Христе

К 120-летию со дня рождения

0
885
Время на чтение 17 минут

Имя Елены Александровны Благининой знакомо нам с детства. Оно связано для нас с младенческими и ранними школьными годами. Стихи ее исполнены света и тепла, учат заботиться о близких, любить и ценить их. В нашей памяти запечатлелись дивные, милые, излучающие любовь строки: Мама спит, она устала…/Ну и я играть не стала! /Я волчка не завожу,/ А уселась и сижу.

В годы господства атеизма, тотальной идеологизированности школьных программ произведения Благининой, пронизанные светом добра, милосердия, человеколюбия, читали, изучали, заучивали наизусть в детских садах и начальных классах. Стихи Елены Благининой, наряду с русской классикой, несли детям Благую Весть, христианский взгляд на мир и окружающих людей.

Все творчество Елены Александровны Благининой представляет собой свидетельство о Христе. Это свидетельство проявляется в особой позиции, взгляде, оценках поэтессы, а также в следовании церковной и народной традиции в отборе и художественном освещении тем, образов, мотивов. С большой силой и выразительностью благовестие Благининой звучит в ее стихотворениях о весне: «Верба», «Весна», «Чудо».

Образ весны в церковной гимнографии связан с воскресением Христа, символизирует победу над «зимой смерти. «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа служит залогом не только воскресения всех людей, но и началом всеобщего восстановления природы, испорченной грехом», - говорит в своей проповеди иерей Антоний Русакевич [4]. В каноне на Антипасху, составленном преподобным Иоанном Дамаскином, поется: «Днесь весна душам, зане Христос от гроба, якоже солнце, возсияв тридневный, мрачную бурю отгна греха нашего. Того воспоим, яко прославися… Днесь весна благоухает и новая тварь ликует».

Верба, которая заменяет в России пальмовые ветви, выступая в качестве «победы знамения»( с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами; ветка служит знаком победы Христа над смертью) в то же время гораздо сильнее и очевиднее, чем пальма, выражает идею пробуждения от зимнего&смертного сна и будущего воскресения нас из мертвых: «Общее воскресение /прежде Твоея страсти уверяя /из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. /Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, /Тебе, Победителю смерти, вопием: /осанна в вышних, /благословен Грядый во имя Господне».

В стихотворении «Верба» Благининой читаем: «Сиянье, плеск и щебет во дворе.../А верба вся в пушистом серебре:/Вот-вот сорвутся да и улетят/ Комочки этих сереньких утят./ Притронешься, погладишь - как нежны/ Доверчивые первенцы весны!»

Внешне приведенные стихотворные строки мало напоминают церковные песнопенья праздника «Вход Господень в Иерусалим». Но ликование и свет, которыми пронизаны они, имеют своим истоком Великий праздник, предвещающий воскресение, победу над смертью. Образность Благининой изысканна (сравнение распустившихся почек вербы с пушистым серебром) и, вместе с тем, понятна детям, будит их воображение, трогает, задевает их сердца: почки вербы уподобляются новорожденным утятам. Зрительные и тактильные образы сливаются воедино: маленькие читатели и все мы видим и чувствуем эти оживающие в наших руках, вызывающие нежность и умиление пушистые комочки. Они только родились на свет. Они доверчивы к миру. Они – первенцы, дети весны. Но, в то же время, они готовы сорваться и улететь. Подспудно здесь не только присутствует мысль о хрупкости, мимолетности красоты и человеческой жизни в целом, но и есть легкий, едва уловимый, понятный только воцерковленному, верующему читателю намек на таящуюся в этом праздничном торжестве опасность для Первенца Весны: те же самые люди, которые кричали в «вербное воскресенье» Спасителю «Осанна», завтра будут кричать: «Распни его»!

«Весна» Благининой «Весна» по своему содержанию и форме соотносится со стихотворением «Весенние воды» Тютчева, которое в «Родном слове» К.Д. Ушинского помещено под рубрикой «Страстной понедельник»: именно с этого дня усиливается пост и начинается особенно напряженное ожидание Пасхи, Светлого Воскресенья. Воды у Тютчева шумят, предвещая близкий приход Весны – Христова Воскресенья… Но воды не просто шумят, они блещут и гласят: «Весна идет! Весна идет». Радость и торжество здесь – пасхальные. В «Весне» Благининой меньше торжественных и высоких нот, чем у Тютчева: образы здесь более земные, отражающие быт деревенских детей: «Ещё в домах пылают печки /И поздно солнышко встаёт, /Ещё у нас по нашей речке /Спокойно ходят через лёд! // Ещё к сараю за дровами /Не проберёшься напрямик! / И в садике под деревами / С метлою дремлет снеговик! //Ещё мы все тепло одеты - /В фуфайки, в ватные штаны. /А всё-таки весны приметы/ Во всём, во всём уже видны! /И в том, как крыши потеплели, /И как у солнца на виду /Капели, падая, запели, / Залопотали, как в бреду//И вдруг дорога стала влажной, /А валенки водой полны... /И ветер нежный и протяжный /Повеял с южной стороны…» Вместе с тем перекличка с Тютчевым очевидна – и в размере, и в совпадающем начальном наречии «Еще», которое приобретает у Благининой роль ритмообразующего рефрена. И в присутствующем ожидании Праздника. Взгляд, голос автора, впервые явно обнаруживая себя в приподнятом поэтическом слове «дерева», в полной мере проявляется во второй части стихотворения – в летящей мелодике и звукописи в сочетании с изысканными сравнениями, метафорами, эпитетами : И как у солнца на виду /КапеЛи, падая, запеЛи, / ЗаЛопотаЛи, как в бреду!; И ветер нежный и протяжный /Повеял с южной стороны. Тютчевский праздничный мотив все преображающей воды возникает в конце стихотворения. При этом Благинина использует наречие «вдруг», подчеркивающее резкую смену холода, темноты, зимнего сна природы ее радостным и всегда как бы неожиданным для всех нас пробуждением.

Пасхальный мотив воскресения, победы жизни над смертью, неявно присутствующий в «Весне», в стихотворении «Чудо» получает открытое, развернутое, сильное выражение.

У нас в саду случилось чудо./Нет, правда чудо, я не вру!/ Вдруг ни оттуда, ни отсюда /Оно явилось поутру.// Вчера крыжовник весь светился - / Он был корявый и смешной./ А нынче сразу распустился,/ Стоит под зеленью сплошной.// Какие соки в нём бродили,/ Чтоб чуду этому помочь?/ Или ветра его будили /Весь день вчерашний и всю ночь?// Иль так на солнышке пригрелся,/ Так буйно жизнь в нём расцвела, /Что он, как званый гость, оделся// На праздник света и тепла?

Так же, как и в «Весне», поэтесса прибегает в данном случае к воссозданию интонаций и лексики детской речи, нарочитому снижению высокого словесного образа (Нет, правда чудо, я не вру!). И, вместе с тем, стихи эти напоминают торжествующее песнопение. Они все проникнуты благоговением и трепетом перед чудом воскресения, заканчиваясь выражением «праздник света и тепла», исполненным для всякого верующего русского человека глубокого смысла. Праздник этот, конечно же, - Светлое Воскресенье, Пасха.

Истоки радостного, пасхального мироощущения Благининой – в ее раннем детстве, в ее семье. Дедушка Елены Александровны по матери Михаил Иванович Солнышкин был священником. Именно он научил ее грамоте, церковно-славянскому языку. Память о детстве, проведенном в орловском селе Яковлеве, о строгом и возвышенном строе жизни, о семейных отношениях, проникнутых духом христианской любви, о церковных службах и праздниках стала основой для формирования мировидения поэтессы, ее личности и творчества. Благинина вспоминает:

«Великопостные песнопения «Чертог твой вижду, Спасе мой» или «Да исправится молитва моя я слышу в себе до сих пор так же, как, скажем, концерт для гобоя и скрипки Вивальди или фуги Баха… Помню отец всегда плясал, идя после Пасхальной заутрени под перезвон колоколов. Мать тревожилась: все-таки под колокольный звон плясать нехорошо» [3, с.10].

Заметим, что веселье отца Елены Благининой в пасхальную ночь никоим образом не противоречит православным канонам, соответствуя самому духу, атмосфере этого Великого Праздника. Вспомним телевизионные сюжеты о сошествии Благодатного огня – самозабвенные танцы православных арабов перед входом в Храм Гроба Господня [2, с.11]. В пятой же песне Пасхального канона преподобного Иоанна Дамаскина поется: «Безмерное Твое благоутробие, адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную».

В статье «Опровержение на критики и замечания на собственные сочинения» А.С. Пушкин писал: «Альфиери изучал итальянский язык на флорентинском базаре: не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком» [7, с. 348].

Елена Александровна Благинина вышла из той же среды, из которых выходили московские просвирни. Ее речь – чисто русская по своим истокам – в то же время, вбирает в себя и живительную церковно-славянскую языковую традицию, усвоенную с детства, в глубоко православной семье. При этом Елена Александровна получает блестящее высшее образование, проходит школу поэтического искусства у Валерия Яковлевича Брюсова и Георгия Аркадьевича Шенгели, оканчивает Высший литературно-художественный институт в 1925 году. Была очень дружна с Анной Ахматовой, которая прекрасно понимала масштаб личности и дарования Благининой, относилась к ней как к равной. Памяти Ахматовой посвящено одно из неопубликованных при жизни Елены Александровны стихотворений - Anno Domini (лат.: В лето Господне, т. е. в ... году от Рождества Христова). Этот заголовок повторяет наименование одного из наиболее известных циклов Анны Ахматовой при этом искусно обыгрывается совпадение звучания имени «Анна» с латинским названием года: «Как живется, затворница,/На т о м берегу?/Хороша ль твоя горница/В последнем снегу?//Может елки не ластятся,/Иль не желты пески?/Иль земное злосчастьице/Память рвет на куски?//Иль в небесной хоромине/Ты светла и легка?/И течет Anno Domini/ Над тобой, как река...»;

Поэзия Благининой отличается солнечной природой, прозрачной ясностью, легкостью, богатством и разнообразием языка, на фоне искусного варьирования ритма, стиховых регистров, смены и игры интонаций. Этот сплав народной речи, церковнославянской языковой стихии, пушкинских традиций «нагой простоты», изысканных образов и виртуозной весификацонной техники русского модерна делает стихи Елены Александровны Благининой уникальной. В ее лирике встречаются Золотой и Серебрянный век русской поэзии.

Расхожие стереотипы, в основе которых лежит наша общая привычка упрощать, сводить необыкновенные, из ряда вон выходящие явления к элементарным схемам и ярлыкам, мешала разглядеть гений Благининой при ее жизни. Но и сегодня инерция восприятия ее творчества как не вполне серьезного, лишенного подлинной глубины явления, место которому разве что в детском саду и самых первых классах школы, мешает понять все величие и цветущую сложность ее поэзии. Елена Александровна пишет в своих «Воспоминаниях»: «С тоскливым недоумением я выслушивала разговоры о том, что почему-де не пишу настоящих стихов, зачем впала в детство, зачем не работаю над монументальными вещами. Мне казалось, более того – я была уверена, что делаю настоящие и никак не могла уразуметь, в чем же собственно. разница, ибо никогда не насиловала себя, работая над стихами для детей» [1, с. 207].

Как и у великих предшественников поэтессы, мастеров Золотого века – Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, Я.П. Полонского, Е.А. Баратынского – невозможно провести строгую, четкую границу между ее «взрослыми» и детскими стихами. Одним из таких стихотворений является «Колея»: «Над рожью, дождиком примятой, /Стоит денёк почти сквозной./Орловский ветер пахнет мятой, /Полынью, мёдом, тишиной.// Иду стеной высокой хлеба, /Иду, иду да постою,/ Любуясь, как упало небо/ В наполненную колею.// На синем дне летают птицы, /Плывут печально облака... /Стою... Мне страшно оступиться,/ Мне очень страшно оступиться,– Так эта пропасть глубока!»

В этом стихотворении нет ни одного непонятного детям слова. Возникающая здесь картина природы отличается точностью, конкретностью, узнаваемостью. Эффект соприсутствия читателя создается рядом деталей: вместе с лирической героиней мы идем по дороге средь полей смотрим, обоняем, слушаем, замечая самые мельчайшие детали – примятую дождем рожь, прозрачный, «сквозной» воздух, наполненную водой колею, отражающихся в ней птиц и облака…Особая ласковость интонации создается использованием слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дождиком, денек. Образ «стеной высокой хлеба» полностью соответствует восприятию ребенка: детям все окружающие предметы кажутся гораздо выше, чем взрослым… Но есть в стихотворении и иной, символический план, доступный лишь людям искушенным, умудренным жизненным опытом.

Стихотворение это – о наших корнях и основах. И за конкретными, земными деталями просвечивает облик иной, небесной реальности. Протоиерей Иоанн Журавский пишет о том, что «в Православии небо и земля неотделимы» [5]. В стихотворении Благининой эта сокровенная истина получает художественно убедительное воплощение. Наполненная дождевой водой, проложенная в орловском черноземе глубокая колея предстает окном в небо. Мы одновременно «падаем» и возносимся в это небо. Здесь возникают мотивы земного пути и небесной вечности. Особую роль в их передаче играет настоящее время глагола. Трижды повторяется форма «иду», которая имеет в данном случае наиболее распространенное для глаголов настоящего времени значение: «действие, совершаемое в момент речи». У Благининой мы сталкиваемся как бы с «настоящим репортажа», которое журналисты употребляют для создания эффекта соприсутствия автора и читателей в описываемой ими реальности – здесь и сейчас. Сначала движение носит прерывистый характер, оно сменяется остановками: «Иду, иду, да постою…». Но вот… Стоп кадр! «Стою…» Это – тоже настоящее время, однако значение его – другое. «Настоящее репортажа» сменяется «настоящим вневременным». Мы покидаем земную сиюминутность и оказываемся за пределами времени – в Вечности, перед лицом Ее. [3, с.65].

За словами «страшно оступится» угадываются слова апостола Павла: «Блюдите, како опасно ходите!» (Ефес. 5, 15).

Ряд произведений Е.А. Благининой были отвергнуты советской цензурой. К их числу относится стихотворение «Дурочка», впервые опубликованное в 2015 году, едва ли ни через полвека после своего создания. В Музее писателей орловцев хранится открытка Елены Александровны из архива известного писателя и краеведа Леонида Николаевича Афонина датированная 25 марта 1974 года со словами благодарности за высокую оценку поэтического сборника «Складень», вышедшего из печати в 1973 году. Сбоку открытки – постскриптум: «Дурочка» изъята цензурой и другие некоторые тоже».

В свою очередь выражаю свою благодарность научному сотруднику музея писателей орловцев Ирина Владимировна Самарина за предоставленную возможность ознакомится с сим весьма примечательным документом.

Приведем текст этого малоизвестного широкой аудитории стихотворения полностью.

Дурочка

1

Дурочка плакала в переулке:

Парни обидели - отняли булки,

И насовали в авоську крапивы,

И удалились горды и счастливы.

Дурочка плакала, глазом косила,

Глазом косила, тихо просила:

- Господи, милостивый, вот беда-то,

Не обессудь! Ведь они ребята!

Может, и я за них виновата?

2

Всех раньше встает

И, бродя по закоулкам укромным,

Швыряет остатки-очистки, ошурки -

Животным бездомным.

3

Колючей проволоки жгут

С дороги убрала:

Играют ребятишки тут

Слепцы и старцы бродят тут,

Далёко ли до зла?

4

Подкатила коляску мать,

А уж дурочка тут как тут:

- Я не знаю, как тебя звать,

А меня Дуняшей зовут.

В гастроном дите не бери,

Толчея там у них внутри.

И коляску с дитем не прячь,

Я коляску постерегу...

Ах, ты маленький мой, не плачь,

Агу-агу!

5

Из кулечка сыпала пшенцо,

Наклоняла к голубям лицо:

- Клюйте духи святые,

Людьми проклятые!

Ишь как вас вызвездило,

Разузорило!

И за что газетка позорила?

6

Тишину, сынок не губи,

Что наотмашь бросаешь дверь?

Тишину не губи... люби...

Ведь как сказка она теперь!

7

Поминая черные деньки,

Подбирает корочки, куски...

Всё лепечет что-то...

Всё бормочет.

К Покрову себе кончину прочит.

О каком-то Феденьке талдычет –

Был-де тонколиким, тонкобровым

Долго-долго, неподвижно, кротко...

Что с неё возьмёшь?

Идиотка!

8

Солнце пало на этажи,

А жара гудит всё равно.

Острым свистом своим стрижи

Режут воздух, как полотно.

Облака костер разожгли...

Но пустеет, пустеет двор –

К телевизорам все ушли.

Только дурочка на скамье

Среди птиц, как в родной семье.

Недаром бдительная цензура «встала на дыбы»! В этом стихотворении необычно все до шока: и рифмо-ритменный строй раешного стиха, и прихотливые интонации (от плясового речитатива до причитания и плача) и, конечно, далекая от всех принятых в советской литературе канонов тема - изображение юродивой, да еще в сочувственном ключе. Та, кого все считают «дурочкой», оказывается умнее всего окружающего закосневшего в безбожном быте духовно омертвелого мира. Она молится за обидчиков: «Господи, милостивый, вот беда-то,/Не обессудь! Ведь они ребята». Более того, она чувствует себя виновной, ответственной за них, неразумных, не ведающих, что творят. «Может, и я за них виновата?» Ее плач – не от обиды, как это может показаться при поверхностном восприятии. Плач юродивой сродни плачу Богородицы о погибающей, забывшей Бога Руси.

Эти благининские строки заставляют вспомнить слова Нагорной проповеди Спасителя: «Аз же глаголю вам не противитися злу: но аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую». «Дурочка» являет собой настоящую икону главной Христовой заповеди: «Любите друг друга!»

Не думающими о других, не любящими «ближнего своего», подлинно безумными выступают в стихотворении Благининой не только озорники-ребята, но и те, кто оставил на дороге колючую проволоку, и те, кто равнодушно проходили мимо этого «жгута», способного поранить каждого, а особенно – детей, стариков, слепых; и те, кто громко хлопают дверью, нарушая покой окружающих; и те, кто глумятся над убогой, возвышая себя над ней: «Что с неё возьмёшь?/Идиотка!» ; и те, кто заменяет телевизором общение с ближним и Божьим миром, живьем замуровывая себя в каменных клетках многоэтажных домов: «Солнце пало на этажи…К телевизорам все ушли»…

В пятой строфе стихотворения возникает мотив родственности «дурочки» с птицами. Она называет голубей «святыми» и «проклятыми» И в этом пародоксальном сочетании мы ощущаем присутствие образа автора: здесь – ключ к пониманию идеи стихотворения.

Особого внимания заслуживает рифма: «Клюйте духи свя́тые,/ Людьми прокля́тые». Ударение свя́тые у каждого православного верующего человека вызывает ассоциацию с ангельской песнью: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!», - а также с восходящим к сей песне молитвенному восклицанию: «свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас!» Достаточно прозрачна и ассоциация, связанная с изображением в православной иконографии Духа Святого в виде голубя. Более глубоко, в подтексте присутствует тема отвержения, проклятия миром святости и самого Иисуса Христа, а также непосредственно связанная с этим тема искупления наших грехов Спасителем. Цитирую Послание к Галатам апостола Павла: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: «проклят всяк висящий на древе» (Гал 3:13). В Послании же к Ефе́сянам апостол пишет: «…мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1:7).

Вновь тема родства героини Благининой с птицами возникает в последних двух строках стихотворения, где раешный стих с его плясовой, юродивой окраской сменяется строгим ритмом и серьезной, возвышенной, торжественной интонацией: Только дурочка на скамье/ Среди птиц, как в родной семье. «Дурочка» уподобляется птицам, которых она сама называет «святыми духами». «Святой»» – άγιος, значит «отлученный, выделенный, посвященный Богу» (Лк.2:23). Дурочка «отлучена» от мира, и она – свята, посвящена Богу, является иконой Его заповедей – вместе с многими другими юродивыми, которых Господь послал для свидетельства о Себе нашему заплутавшему народу, после того, как он ушел из Церкви.

Этому свидетельству также посвящено и все творчество Елены Александровны Благининой, – хранительницы и провозвестницы Благой Вести Христа, замечательного поэта, чьи стихи оказали животворящее воздействие на ум, сердце, совесть ряда поколений русских людей, способствуя пробуждению «генной» духовной памяти нашего народа, возрождению православных традиций в нашей жизни.

Сама Благинина о себе сказала скромно:

Я на земле не праздник жизни правлю,

А скромное подвижничество дня,

И потому не блеск звезды оставлю,

А только отсвет тихого огня.

Но мы можем добавить, что и жизнь, и стихи Елены Александровны подобны негаснущей молитвенной свече, зажженной от Благодатного огня.

Иеродьякон Свято-Духова монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии Нафанаил (Б.Г.Бобылев, д.пед.н, проф., магистр богословия, Почетный работник Высшего профессионального образования РФ)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеродьякон Нафанаил (Бобылев)
Смерть! Где твое жало?
Борис Пастернак о подвиге генерала Л.Гуртьева
16.10.2024
«Государство – семейство семей»
В Москве состоялось заседание XXXIII Международного образовательного форума «Глинские чтения»
30.07.2024
Он олицетворял честь, славу и достоинство русского офицера
Памяти полковника Владимира Александровича Туманова
02.07.2024
«Такая же вера удивила Христа в сотнике…»
О книге Н.Головкина «Десантный батюшка. Герой Российской Федерации Михаил Васильев (1971–2022)»
26.05.2024
От устья до истоков
Записки монастырского насельника
07.02.2024
Все статьи Иеродьякон Нафанаил (Бобылев)
Последние комментарии
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Русский танкист
05.02.2025 19:27
Русские просто могут исчезнуть с лица Земли
Новый комментарий от Константин В.
05.02.2025 19:24
Белоруссия и Беларусь: происхождение и суть понятийного конфликта
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
05.02.2025 19:21
Дедушкин сон
Новый комментарий от Elenaelena
05.02.2025 18:06
«Дело вовсе не в победе Трампа»
Новый комментарий от Рабочий
05.02.2025 17:52