Апостол Андрей - «первозванный апостол Христов, Евангелия святаго проповедник, Русския страны богодухновенный просветитель» (Первый кондак акафиста).
Святой Андрей Первозванный – один из двенадцати апостолов, избранных Господом для евангельской проповеди. Имя «Андрей» в переводе с греческого означает «мужественный». Апостол Андрей Первозванный был родом из Римской провинции Галилеи, которую во множестве населяли греки, поэтому многие галилеяне говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Он родился в городе Вифсаиде, в семье рыбака Ионы. Впоследствии жил со своим братом Симоном (будущим апостолом Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского (Галилейского) озера, добывая средство к существованию ловлей рыбы.
С юности апостол Андрей отличался духовной жаждой обретения Бога. Он, в отличие от своего брата Симона Петра, не вступил в брак, желая посвятить себя Богу. Когда святой Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, многие думали, что, возможно, он и есть ожидаемый Мессия. Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым, происходившим из одного с ним города Вифсаиды, сделались учеником пророка, надеясь в его учении найти ответы на свои духовные вопросы. Скоро юноша Андрей стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.
Когда Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1,36), то есть добровольная жертва, приносимая ради спасения всего человечества. Услышав это, Андрей с Иоанном Зеведеевым немедленно последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» - «Пойдите и увидите», - ответил Иисус. И они провели почти весь тот день в беседе с Иисусом. Эта встреча и беседа с Учителем произвели на них настолько сильное впечатление, что они с того дня сделались Его учениками. Поскольку Андрей первым последовал за Иисусом, то он традиционно и зовётся «Первозванным». В этот же день апостол Андрей с радостью сообщил своему брату Симону: «Мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу» (Ин.1,41-42). Таким образом, Андрей был первым из апостолов, который исповедал Иисуса Спасителем (Мессией). После возвращения Господа из пустыни Он увидел братьев Андрея и Петра на берегу Геннисаретского озера, закидывающих сети, и говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним». (Мф. 4,18-20; Мк.1,16).
Из Евангелия мы узнаем, что святой апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек; вопрошал Господа вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Масличной горе о признаках Второго Пришествия Спасителя (Мк.13,3). Вместе с апостолом Филиппом привёл к Иисусу эллинов - язычников, которые пришли в Иерусалим на Пасху, чтобы увидеть Иисуса Христа (Ин.12,20-22). Он присутствовал на Тайной вечере. После славного Воскресения Христова и Его Вознесения, свидетелем которого также был святой апостол Андрей (Деян. 1,13), он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей он исполнился Духа Святого, как и предсказал Сам Господь.
После сошествия Святого Духа на апостолов они разделили между собой страны, куда должны были нести Благую весть, обращая язычников ко Христу. Святой Андрей по выпавшему ему жребию отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию (восточную часть Балкан), Македонию, Ираклию. Продолжительное время апостол Андрей пробыл в Корсуни (Херсонесе – ныне пригород Севастополя), прошел побережье Черного моря, Крым.
Далее апостол Андрей, поднимаясь вверх по Днепру, дошел до места, где сейчас стоит Киев, и сказал бывшим с ним ученикам: «Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей, и отсюда вера христианская распространится на многие земли». Апостол Андрей поднялся на Киевские холмы, водрузил крест и благословил их.
Помолившись, он продолжил свой путь далее на север и дошел до поселений словен, где впоследствии был основан Новгород, и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол с проповедью прошел через земли варягов в столицу империи – Рим. Затем вновь вернулся в Синопу, где в небольшом селении Византий, на месте которого был позднее построен могучий Константинополь, основал христианскую общину, посвятил во епископа одного из 70-ти апостолов Христовых – Стахия и заложил на акрополе храм Богородицы. Попал во Фракию, а оттуда – в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалоники.
На своем пути благовестника первозванный апостол претерпел много мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, Но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские церкви, которым он ставил епископов и священство.
Последним городом, куда пришел Первозванный и где ему было суждено принять мученическую кончину (67год), был греческий город Патры (Патрас) – столица области Ахайи (Ахеи), расположенной на севере Пелопонесса. Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в этом городе: недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола выздоровел знатный горожанин Сосий; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена ахейского проконсула Эгеата, и его брат философ Стратоклий. Совершенные апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры.
Однако римский наместник Эгеат, к которому апостол Андрей не раз обращался со словами Благовестия, взывал к его душе, говорил о чудотворной силе Креста Господня, оставался язычником. Самой неприемлемой в христианском учении для него была проповедь о распятии Спасителя, ведь эта мучительная и позорная казнь назначалась только для самых закоренелых преступников-рабов. Он не понимал, как можно поклоняться Распятому, и назвал проповедь апостола Андрея безумием. Даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата, который заключил его в тюрьму, а потом приказал распять. Язычник думал опорочить святого Андрея, предав его смерти на кресте, который прославлял апостол.
С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя. «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса, ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» - с такими словами апостол Андрей взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их к кресту. По преданию, крест, на котором был распят святой Андрей, имел форму в виде латинской цифры Х. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг него горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осенило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело апостола и с честью погребла его.
В 357 году, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого Евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном храме в Амальфи. При Папе Римском Пие II (1458г.) честная глава святого апостола Андрея была перенесена в Рим и положена в соборе святого апостола Петра. Предания об апостоле Андрее зафиксированы на 50 языках.
Апостола Андрея Первозванного справедливо считают основателем Церкви на нашей земле и покровителем Русских земель: именно он принес сюда христианство и здесь проповедовал о Царстве Божием. Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут свое преемство от апостола Андрея Первозванного, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память св.Андрея Первозванного (30 ноября по старому стилю и 13 декабря – по новому стилю) так торжественно почиталась на Руси. Уже в 11-ом веке, в 1086 году, Всеволод Ярославович, сын князя Ярослава Мудрого, основал в Киеве Андреевский монастырь. В 1086 году Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя апостола Андрея Первозванного. В конце ХI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. Император Петр I, считавший Андрея Первозванного своим покровителем, при основании новой столицы – Санкт-Петербурга – заложил в основание крепости на Заячьем острове ковчежец с частицей мощей Андрея Первозванного. Царь также учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден Российской империи, который давался в награду за выдающиеся заслуги перед государством. С петровских времен Российский флот сделал своим стягом Андреевский флаг (на белом фоне голубой крест формы Х), под сенью которого русские войска одержали множество побед. Именно святому Андрею Первозванному молятся о защите Отечества.
Материал подготовила Мария Тоболова
1. О мощах апостола Андрея