Бесстрашный борец с масонами

Архимандрит Фотий (Спасский; 1792 – 1838)

1 Человек 
941
Время на чтение 8 минут
Фото: гравюра Л. А. Серякова

В историю Русской Церкви архимандрит Фотий (Спасский) вошел как выдающийся церковный и общественный деятель, богослов, подвижник, аскет, борец за права Русской Православной Церкви, за чистоту ее учения, непримиримый противник масонов, бесстрашный обличитель господствовавших в обществе пороков. Имя архимандрита Фотия (Спасского) становится сегодня все более известным. Велик подвиг, совершенный этим христианином, грандиозен его вклад в историю России эпохи Александра I.

Архимандрит Фотий (в миру Петр Никитич Спасский) родился 4 июня 1792 года в селе Тесове под Новгородом в семье чтеца в церкви Преображения Господня Спасского погоста - Никиты Федоровича и его супруги Евфимии. Когда ребенку было всего четыре года, Евфимия ушла в лучший мир, поручив сына Пресвятой Богородице. Несчастливым было детство Петра Спасского при мачехе и суровом отце. Получив начальное домашнее образование, Петр стал чтецом в церкви, затем певчим в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В 1803 году поступил в Новгородскую семинарию, где ему дали фамилию Спасский по месту его рождения. Вскоре он стал ее лучшим учеником. В 1814 году был направлен в Санкт-Петербургскую Духовную академию, но уже через год вынужден был по болезни оставить её. Был назначен учителем в Александро-Невское духовное училище. Начал изучать книги масонов с тем, чтобы уметь опровергать антиправославные мысли, которые в них содержались. Спасский сошелся взглядами с ректором семинарии и первым лицом цензурного комитета архимандритом Иннокентием (Смирновым), ныне прославленным Русской Православной Церковью в лике святых, человеком высоких аскетических воззрений и противником мистицизма. По собственному признанию, Фотий замечал «все слова Иннокентия, поступки, виды, действия, дух веры» и слагал в тайниках своей души «образ жития благочестивого». Для своего наставника он собирал сведения о деятельности масонских лож, составлял списки книг антихристианской направленности. Видя глубокую веру Петра Спасского, владыка Иннокентий предоставил ему кров и пищу в своем доме, а уезжая в изгнание в Пензу в 1819 году, рекомендовал своего ученика своим петербургским единомышленникам как ярого противника масонов.

В первой четверти ХIХ века в связи с распространением в России масонства появилась угроза захвата в стране власти масонами. Никогда Россия не стояла так близко к краю гибели, как в 1817-1822 годах. В это время в нашем многострадальном Отечестве от Варшавы до Иркутска существовало более ста лож, в которые входило более пяти с половиной тысяч человек, почти весь цвет русской аристократии. В Санкт-Петербурге действовало тогда до 20-ти масонских лож, деятельность которых была направлена, по словам Спасского, против «веры Христовой, противу благочестия христианского, противу всякого правительства и порядка гражданского». Всё это поощрялось императором Александром I, который в то время был склонен к «мистическим исканиям». Масоны оказывали влияние на государственный аппарат и овладели средствами массовой информации. Это были люди, лишенные национального сознания, а нередко просто откровенно антирусской ориентации. Неслучайно это время называют «золотым веком масонства».

В 1817 году Спасский принял монашеский постриг с именем Фотий, затем был рукоположен в иеромонаха. Монах Фотий отличался крайней аскезой: постоянно пребывал в воздержании и посте, облекся во власяницу, носил вериги. В 1818 году он был зачислен в соборные иеромонахи Александро-Невской лавры и был назначен законоучителем во Второй кадетский корпус. С первого же года монашеского подвига Фотий резко выступил против господствовавшего в тогдашнем обществе мистического настроения, или, как он выразился в «Автобиографии», «против масонов, иллюминатов, методистов, Лабзина, Сионского вестника и прочих». Он велел скопировать «Катехизис масонов» и написал на нем: «Катехизис масонов, верующих во антихриста, дьявола и сатану». Это произведение он давал читать и списывать кадетам, своим ученикам, через которых собирал сведения о деятельности масонских лож, а также мистических книг. После раздачи «Катехизиса» кадетам генерал И.В. Бербер, видный масон, инспектор кадетского корпуса, распространил слух о том. что Фотий сошел с ума.

Монах Фотий бесстрашно вступил в борьбу с масонством, представителями которого были самые влиятельные лица империи. Слабый физически, в веригах и власянице, с гноившимися ранами на теле, Фотий, однако, имел «дух бодр» (Мф. 26,41), пламенную веру и железную волю. Доблестный воин Христов, он посвятил свою жизнь борьбе за чистоту Православия. Сам монах свидетельствовал, что получил «изведение свыше во сне и разных откровениях, что подобает ему изыти на подвиг против тайных всех обществ». Фотий считал масонов слугами сатаны и авторами книг, которые в России наносили ущерб монархии и Церкви. Архимандрит Фотий был мужественным человеком, защищавшим Православную Церковь от ее врагов, в том числе и масонов. Масонами был окружен друг императора, глава духовной сферы России князь А.Н. Голицын (1773 – 1844), который занимал пост министра народных дел и народного просвещения и являлся председателем Библейского общества. Голицын насаждал идеи христианского универсализма. Он не видел ничего предосудительного в спиритических сеансах и до конца жизни участвовал в них. Занимался он и «бесовским делом» - магнетизмом.

Бороться с идейным могущественным противником князем Голицыным Фотию было чрезвычайно трудно, однако вскоре у него появились союзники в борьбе с тайными обществами и их покровителем князем Голицыным. Ядро так называемой «православной оппозиции», или «русской партии», составили, помимо монаха Фотия, митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский), граф А.А. Аракчеев, президент Российской академии А.С. Шишков, фрейлина А.А. Орлова - Чесменская и др. Движение русской православной оппозиции считало масонские ложи участниками «всеобщего заговора против алтарей и престолов». Вскоре Фотий стал одним из самых ярких представителей православной оппозиции.

Русская партия пыталась противостоять экуменическим воззрениям князя Голицына. Фотий выступил с резкими обличениями антиправославной деятельности Российского Библейского общества, во главе которого стоял князь Голицын. Под видом введения универсальной религии Библейское общество распространяло протестантскую и масонскую литературу. Оно стремилось заменить руководство Церкви самостоятельным просвещением христианина по Библии с помощью массы мистических книжек, распространявшихся по всей России. Общество переводило на русский язык Священное Писание, но первый опыт перевода в 1821 году оказался неудачным: в нем были погрешности в переводе. Осуществлялся он не Святейшим Синодом, а Библейским обществом, в котором многие члены были католиками и лютеранами. «Против Православия явно была брань словом, делом, писанием и всякими образами, и готовили враги новую, какую-то библейскую религию ввести, смесь веры сделать, а Православную веру Христову искоренить», - писал монах Фотий о своем времени.

Встав на путь борьбы с масонством и сектантством, Фотий нажил себе многочисленных влиятельных врагов. 27 апреля 1820 года он произнес знаменитую проповедь в Казанском соборе: «Бога бойтесь, царя чтите», в которой обличал пороки и язвы высшего общества. За эту проповедь он был удален из столицы и был назначен игуменом захудалого Деревяницкого монастыря, что близ Новгорода. К этому времени относится его знакомство с графиней Анной Орловой-Чесменской, одной из богатейших помещиц России, которую направил к Фотию Пензенский епископ Иннокентий. Когда Фотий был удален из Петербурга, она сообщала ему столичные новости, присылала щедрые пожертвования и вообще всячески поддерживала его дух и в то же время хлопотала о возвращении его в столицу. Под ее влиянием митрополит Серафим (Глаголевский) в январе 1822 года перевел Фотия в Сковородский монастырь с возведением в архимандриты, а после Пасхи того же года вызвал в Петербург и поместил в Александро-Невскую Лавру.

21 мая 1822 года в Лавре Фотий лично познакомился с Обер-прокурором Синода князем А.Н. Голицыным, который пригласил его в свой дом. После неоднократных свиданий с князем, во время которых архимандрит преподавал Голицыну «слово и дело Божие по три, по шести и по девяти часов в день», был назван князем «духовным учителем» и «златоустом». 5 июня 1822 года князь Голицын устроил Фотию свидание с Государем. Этому свиданию митрополит Серафим придавал особое значение: он благословил Фотия иконой Нерукотворенного Спаса. При входе во дворец Фотий крестил все входы и выходы, «помышляя, что тьмы здесь живут и действуют сил вражиих». Беседа с Государем велась в течение трех часов о вреде деятельности тайных обществ, о подготовке ими государственного переворота, и государь понял, к какой пропасти толкает страну их деятельность. Фотий доложил царю об «опасности, угрожающей Церкви со стороны её врагов, явных и тайных». После беседы Император 1-го (14) августа издал «Указ о уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ на территории Российской империи», а высокопоставленных масонов отправил в отставку. Это была первая победа русской оппозиции. В день выхода указа Фотий получил из кабинета Его Величества наперсный крест и панагию с драгоценными украшениями. Влияние архимандрита Фотия на царя продолжалось и дальше.

В августе того же, 1822 года, Фотий был назначен настоятелем первоклассного Юрьевского монастыря в Новгородской епархии. Рекомендуя его Синоду, митрополит Серафим выставлял на вид, что им исправлены в короткое время два монастыря без пособия со стороны казны, поэтому есть надежда, что им будет восстановлен и Юрьев монастырь. Перед отъездом он был приглашен к Императрице и в разговоре с ней коснулся, как он выразился, «до князя Голицына и прочих врагов веры, сынов беззакония».

Полтора года, проведенные Фотием в Юрьевском монастыре, были временем, когда сильно укрепился его авторитет. Сочетая в себе качества монаха и одновременно политика, архимандрит боролся с тайными антирусскими силами и, водимый благодатью Божией и помощью нескольких православных мирян, победил тайных беззаконников. Когда в феврале 1824 года он снова появился в Петербурге, то 20 апреля был приглашен явиться в кабинет Государя тайно, с секретного входа и беседовал с ним 3 часа. «Бог любит Церковь нашу, Тебя – Царя и народ…, а потому открываю: можно весь план (составленный для свержения Самодержавия и уничтожения Православной Церкви) разрушить», - писал архимандрит Государю. Фотий был первым, кто отправлял царю послания, в которых обличалась неверная политика в религиозной сфере, которую Александр I проводил в течение почти всего своего царствования – и царь прислушался к архимандриту. После этого Фотий порвал всякие отношения с Голицыным, даже предал его анафеме, не стесняясь всем о том рассказывать.

Появившаяся в 1824 году в русском переводе книга «Евангелие от Матфея» протестантского пастора Иоганна Госснера, распространявшего в Российской империи литературу антиправославного содержания. Книга Госснера – это пасквиль на Православную Церковь и ее служителей. Она дала повод архимандриту просить у Государя аудиенции. Он обратил внимание Александра I на угрожающую для Церкви опасность от распространения подобных книг. Он убедил царя во вреде политики, проводившейся Голицыным, который допускал печатание подобных книг, противоречивших учению Православной Церкви. За этим докладом последовало высылка Госснера из России и отстранение князя Голицына от должности министра народного просвещения, от членства в Комиссии народных училищ.

С воцарением Николая I положение Фотия изменилось: Государь исключил его из среды близких к престолу лиц.

Первая и важнейшая заслуга архимандрита перед Православной Церковью и русским народом состоит в том, что, благодаря его действиям, появился царский указ о запрете масонских лож, и таким образом, события 1825 года не взорвали общество. (Напомним, что большинство декабристов были масонами). Вторая заслуга – возрождение Юрьева Новгородского монастыря, древнейшей на Руси обители. Во всем помогала игумену Фотию его духовная дочь графиня А.А. Орлова-Чесменская, предоставляя свои несметные капиталы на восстановления подведомственных ему монастырей и употребляя свое влияние при Дворе. Оба они подвергались светской травле. «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя» (Пс.118, 134)», - часто повторяла графия Анна Орлова-Чесменская, страдая от гнусной клеветы на неё и ее духовного отца. Сам же Фотий не обращал внимания на сплетни и наговоры светской черни.

Скончался архимандрит Фотий после продолжительной болезни 26 февраля 1838 года на руках своей духовной дочери графини Анны Орловой и был похоронен в Юрьевском монастыре. В 1930-е годы захоронения архимандрита Фотия и Анны Орловой были извлечены из склепа, а их останки разметаны по всему склепу. По преданию, верующие сохранили прах Фотия и погребли его в отдельной могиле, которая сохранилась до наших дней.

Надеемся, что настанет время, когда архимандрит Фотий Спасский будет прославлен в лике святых.

Со времен Петра I борьба с масонством никогда не прекращалась. Известна роль предателей генералов-масонов в свержении нашего последнего Императора св.Николая II. 22 марта этого года Учредитель телеканала Царьград, Константин Малофеев в своем выступлении на Всероссийском образовательном форуме Всемирного Народного Собора сказал: «Именно масоны навязали нам либеральную и «позорнейшую» Конституцию 1992 года… В 2022–м масонам и их агентам был нанесен удар. Им стала спецоперация на Украине. Однако это глобальное противостояние еще не завершено». К сожалению!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Тоболова
Все статьи Мария Тоболова
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40