Репрессивный фактор в воспитании и образовании

1 Маргарита Леонова 
3023
Время на чтение 7 минут
Фото: из архива автора

Репрессивные технологии, присутствующие в обществе еще в более явной форме обнаруживаются в институтах воспитания и образования, связанных с целенаправленным формированием человека: семье, школе, армии, тюрьме.

Несмотря на функциональное различие, все эти институты объединяет некое структурное единство: беззащитность людей, жесткий распорядок дня, запрет на перемещение в пространстве, униформа, организация времени и пространства, в котором индивид становится просматриваемым с различных пунктов наблюдения. При этом, репрессивные технологии существуют независимо от власти, определяя ее содержание. Репрессивные технологии – есть бессознательное власти. Отсюда, незримым идеалом всех воспитательных институтов, практикующих принуждение, выступает тюрьма. Неслучайно, исследователь карательных анатомий власти Мишель Фуко значительную часть своей исследовательской деятельности посвятил тюрьме. Ведь завуалированные в публичном пространстве импульсы репрессивной власти проявляют себя во всей своей полноте, в более явном, неприкрытом виде в пенитенциарной системе. В этом смысле, даже Университет может быть рассмотрен как тюрьма факультетов, учебных программ, лекционных курсов, практических занятий с надзирателями – специалистами, методистами, ассистентами, доцентами и профессорами.

В самой этимологии слова Schooling скрыт репрессивный смысл. Schooling в переводе с английского на русский — «школение», «вышколенный». Не «учение» и даже «воспитание», а «дрессура». Парадоксально, но «schooling» упоминается и по отношению к дрессировке животных — собак, лошадей, хищников.

Не только в филогенезе, но и в онтогенезе изначально объектом воспитания выступает тело, а основным стимулом (от латинского stimulus, буквально -— остроконечная палка, которой погоняли животных) становится — телесное наказание.

Обратимся к Ф. Ницше — автору весьма оригинальной концепции генеалогии морали. Философ не возводил свои теоретические конструкции из предрасположенности мышления из экспликации абсолютных, трансцендентных императивов, лежащих в основе нравственного поступка (как, к примеру, это осуществил И. Кант). Построения Ницше, насквозь пропитанные природно-телесным началом, являют собой своеобразный археологический поиск, попытку представить эволюционную концепцию формирования морального человека.

Согласно Ф. Ницше, история становления морали есть, прежде всего, история происхождения индивидуальной ответственности. Задача выдрессировать животное, способное обещать, заключает в себе задачу сделать человека необходимым, калькулируемым, способным ручаться за себя как за будущность. Но каким образом сотворить человеку-зверю память? «Вжигать – отвечает Ницше, дабы осталось в памяти, поскольку лишь то, что не перестает причинять боль, остается в памяти». Иначе, моральный человек возникает в результате трансформации насильственной организации бытия прачеловека в самоограничение и самоорганизацию.

«Язык тела» (body language), введенный в оборот Ф. Ницше и в народной педагогике явление известное. В секциях художественной гимнастики и училищах искусств тренер и хореограф не повторяют до бесконечности «держи спину!», но просто хлопают под лопатки. «Рукоприкладство» тренера и хореографа направлено на лепку осанки ученика. Можно словами объяснять, можно демонстрировать слайды про правильную осанку, однако, зачастую человек понимает телом раньше, чем умом. Человеческое тело — особый инструмент. Тычки, подзатыльники, оплеухи, встряски за шиворот в руках мудрого учителя подобны движениям рук музыканта, который так же стучит по барабану, давит на струны, трясет бубном, бьет по клавишам. А если принять утверждение Гегеля, что музыкальные инструменты были созданы по образу человеческого тела, то, следовательно, «Не битое тело не звучит».

Каковы аргументы сторонников телесных наказаний в воспитательных целях? «Нас же лупили?», «Лупили, драли как сидорову козу, и ничего. Выросли и поумнели. И даже благодарны. А сейчас правоведы говорят, что бить нельзя. Пороть нельзя. И что теперь? Он в аквариум клея налил, а я его за это – по головке погладить? Он из школы двойку принес, а я ему «чупа-чупс» за это должна купить? Надо пороть, мы так думаем, надо. А то вырастут дебилами, которые понимают только «льзя», а «нельзя» не понимают. Битие определяет сознание. Ведь говорил царь Соломон, что родитель, который жалеет для ребенка розг, не любит своего ребенка. Да и в христианских заповедях есть принцип «не убий», но нет принципа «не бей!».

В русских пословицах и поговорках насилие интерпретируется как средство познания, объяснения, научения — что служит одной из характерных его мотивировок: "За дело побить — уму-разуму учить"; "Это не бьют, а ума дают"; "Бьют не ради мученья, а ради ученья" и т.д. Это же познавательно-объяснительное значение насилия отложилось и в лексике: знание можно «вдолбить», «вбить в голову» и, соответственно, «понять на собственной шкуре».

К сожалению, все это не реликт прошлого, а, сегодняшняя реальность, которая воспроизводится в семье, в системе дошкольного, и косвенно — школьного и даже вузовского образования. Естественно, это неприемлемо. Однако противостоять системе обучения, основанной на подобных заповедях сравнительно нетрудно, поскольку их репрессивный характер очевиден. Но нерв репрессивной педагогики все же в иных, более глубоких, невидимых снаружи вещах.

Прибегнем к аналогии. Человеческие отношения всегда имеют какую-либо размерность, которая связывает людей друг с другом. К примеру, между людьми возникает любовь. Но какова ее цель? Очевидно, целью любви является еще большая любовь. Если любовь не интенсифицируется, то она затухает, либо исчезает вовсе. Иначе, как явление любовь существует только в режиме самовозрастания.

Так же и отношения между педагогом и обучаемым опосредованы особой реальностью, в качестве которой выступает знание. Как и любовь, знание существует в режиме непрерывного роста. Так же, целью знания является еще большее знание. Соответственно, способность поддерживать у обучаемых состояние непрерывного творческого роста, очевидно и образует ту границу, которая разделяет ненасильственную педагогику от репрессивной.

Учитель сердится:

- Я уже который раз объясняю, что половина не может быть больше или меньше, раз она половина, а большая половина класса меня не понимает!..

Есть такой забавный педагогический анекдот: учитель математики долго доказывал у доски теорему, находясь спиной к классу. А классу надоело молча следить за доказательством, и ученики начали шуметь. Тогда учитель повернул голову и строго сказал: «Дети, вы мне мешаете». Вы, естественно, понимаете всю тонкость педагогического юмора: сказать ребенку, ученику, что он мешает на уроке, все равно, что сказать больному: «Перестаньте стонать, вы мне мешаете делать операцию». Соответственно, если дети мешают вести урок, значит, что-то неладно с уроком, но никак не с детьми. Педагогический парадокс: пока дети шумят всё спокойно, но, когда становится тихо, происходит всё самое опасное.

Обратимся к Л.Н. Толстому. В его философской и педагогической системе самым совершенным существом является ребенок, поскольку, в нем наиболее гармонично представлены три начала, определяющие существо человека: истина, добро и красота. Ребенок называет вещи своими именами, с почтением относится к друзьям и людям старшего возраста, обладает гармоничным телом. Поэтому, подлинное, развитое зло может быть вызвано лишь значительным (растянутым во времени) рассогласованием между истиной, добром и красотой, а значит, его носителем может быть относительно взрослый человек.

Сегодня, когда глобализация стала реальностью, вспоминается парадокс, который свидетельствует о том, что как раз идеальными глобалистами являются дети от двух до пяти лет. В этом возрасте они могут усвоить несколько иностранных языков и несколько культур. И это прекрасно.

Наконец, каковы пределы воспитующего воздействия? Ведь стоит вам вступить в коммуникацию с профессиональным педагогом по любому вопросу, то он, как правило, найдет время и для того, чтобы и вас немного поучить, пронормировать своим воспитующим взором. Профессиональный рефлекс! В этой связи, необходимо вести речь о праве человека на воспитание. Если учащиеся, естественно, добровольно отказываются от своего права на принудительное воспитание, то гигантский корпус педагогов не может отказаться от своего долга воспитывать, наставлять на путь истинный, поскольку дезавуируется весь смысл их деятельности. Если обратиться к школьному опыту, то обнаруживается такое положение дел, что чаще всего прибегают к моральным внушениям, публичному осуждению и наказанию детей те педагоги, которые плохо знают свой предмет и не пользуются достаточным авторитетом. Отсюда и пошла въевшаяся в мозги людей чушь: мне читают мораль.

Как заметил Дж. Локк: «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию». Но в то же время, как проницательно отметил Э. Гиббон: У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам».

Александр Иванович Кугай, профессор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, профессор

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Иванович Кугай
Эффект Трампа: психоанализ лидерства
Трамп не нацелен на максимальное затягивание конфликта на Украине, нанесение России стратегического поражения, осознавая его ядерную эскалацию и трансформацию в третью мировую войну
12.09.2024
Триада трагедии: фундаментализм-фанатизм-терроризм
Выступление в Таврическом дворце на Первом Санкт-Петербургском Общественном антитеррористическом форуме, 26.06.2024 г.
01.07.2024
Конструирование межнациональных конфликтов
Философия заводной игрушки (на примере Украины)
18.06.2024
Северный Кавказ в сердце современной России
Выступление в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда на культурно-просветительском мероприятии «Народы Северного Кавказа на защите Ленинграда»
08.05.2024
Оставьте детей в покое!
Национальные экзамены как политический инструмент в Португальской избирательной системе
03.04.2024
Все статьи Александр Иванович Кугай
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41