«Пока две русские армии дерутся – чужаки расколят всю нашу территорию…»

К 160-летию В.И. Вернадского

0
1009
Время на чтение 22 минут

…Заголовок – строка из Дневника (10.ХП.1919) Владимира Ивановича Вернадского (28 февраля [12 марта] 1863 – 6 января 1945). Но согласитесь: нельзя сегодня не заметить – не отметить! – этой строки...

Вернадский считал сложившееся тогда «положение серьезным, т. к. нельзя длить вооруженное междоусобие». Писал: «Для меня ясно, что длительный процесс – гибель России. Пока две русские армии дерутся – чужаки расколят всю нашу территорию. Надо найти выход» [1].

Он повторит и в письме из Парижа в Прагу дочери, Нине Владимировне, 3 июня 1924 года:

«Гражданская война есть одно из величайших преступлений и величайших ошибок.

...Нельзя забывать еще одного факта, который начинает все более проявляться последнее время в сознании окружающих. В белом движении, несомненно, помимо желания, был элемент, противоречащий его основе: помощь иностранцев, конечно, преследовала в общем, а не в отдельных случаях не благо России и стояла в противоречии идеалам России. И это сознание глубоко проникло в мнение многих в России. Что есть настоящий патриотизм? И правильно ли было течение, которое опиралось на помощь чужих, преследовавших цели разрушения русского могущества и русского государства?» [2:72; курсив, курсив+ж. мой, курсив+ж.+ч. автора – Л.В.]

Вообще – крайне интересны дневники и личные письма Владимира Ивановича, тем более, из зарубежья, где он пребывал, работая, издавая свои труды, немало раз и лет. И захочешь, но никак не упрекнешь в неискренности!..

Думаю, полезно было бы ознакомиться с ними «вершителям наших судеб». И позволить гражданам, несмотря ни на что, свободно мыслить. Впрочем, не унижусь до их «позволений»…

Хочу отметить убежденность В.И. Вернадского в том, «что в структуру ноосферы входит человеческая мысль, то есть в реальной жизни человека – свобода мысли должна стоять наравне с теми экономическими "свободами", которые лежат в основе всякого социализма»; в «необходимости свободы мысли как основной, равноценной основной структуры социального строя, в котором личность не является распорядителем орудий производства. Равенство всех без этого невозможно. Но оно невозможно и без свободы мысли» [3; 13-16 июня 1941].

Но еще в 1892 году Владимир Иванович записал в дневнике:

«В явлениях текущей жизни каждая личность тем более имеет влияние на жизнь, тем более ведет к победе мысли (т. е. гармонии и красоты), чем сознательнее постоянно и серьезно она ищет проявления основных идей в окружающей текущей жизни, чем непреклоннее и яснее оценивает каждое явление со стороны общих, дорогих ей принципов и чем более выясняет себе, что именно с точки зрения Мысли и Идеи значит каждое событие текущей, будничной жизни, что надо делать, чтобы оно шло по пути идеи и мысли. Тогда каждая личность в своей жизни является отдельным борцом проникновения сознания в мировые процессы, она своей волей становится одним из создателей и строителей общего закона, общего изменения, изменения сознательного, тех или иных процессов, и этим путем участвует в глубоком процессе – переработки мировых явлений в целях, выработанных Сознанием. Силы личности и влияние ее, понимание ею жизни (а тут работа над пониманием – есть сама по себе общественное дело великой важности для всякой личности, не живущей на необитаемом острове) увеличиваются по мере вдумывания в процессы будничной жизни.

Вдумывание в эти процессы имеет еще другое значение, так как в них сказывается мысль и других сознательных личностей и на них познается, пробуется всякий принцип, всякая идея другими личностями. Понятно поэтому, что многое новое и отсутствующее в остальных естественных явлениях должно раскрываться и уясняться для всякого человека при вдумывании в совершающуюся вокруг него мелкую, глухую жизнь.

Так ли глуха эта жизнь, как она кажется? Так ли она бесформенна и случайно-бесцельна, как представляется? Так ли бессильна личность противиться уродливым проявлениям жизни, и не есть ли отсутствие ясного понимания и оглашения этой уродливости отдельными личностями самая основная причина и главная сила всех уродливых течений жизни?

Общество тем сильнее, чем оно более сознательно, чем более в нем места сознательной работе по сравнению с другим обществом. Всякий его поступок тем более правилен, т. е. находится в гармонии с «общим благом», с maximum’oм доступного нашей эпохе напряжения сознания в мировой жизни, чем ярче он является результатом работы большего числа людей, могущих мыслить. Когда есть ряд человеческих обществ и в этих обществах, государствах, в одних широко дана возможность мыслящим единицам высказывать, обсуждать и слагать свое мнение в других такая возможность доведена до minimum’a то первые общества гораздо сильнее и счастливее вторых обществ. Если же в первых, сверх того, необходимые коллективные поступки делаются на основании правильно составленного мнения лучших людей, а во вторых обществах на основании мнения случайного характера людей случайных – то сила первых обществ еще более увеличивается. В таком случае неизбежным образом для вторых обществ ставится на карту вопрос их существования, и жизнь в этих вторых обществах становится труднее и безобразнее» [3; август 1892].

…Вынуждена прервать цитирование этих очень интересных рассуждений, началом которых слова: «Необходима свобода мысли в самом человеке» [3; 10 апреля 1891]. А далее – о том, что «Жизнь человечества все более усложняется, сношения между людскими общинами увеличиваются, коллективные поступки других общин становятся все правильнее – а потому ошибочность в поступках общин 2–го типа увеличивается и ненормальность их устройства становится яснее и серьезнее»; четкая констатация: «Это естественные враги».

И, наконец, – «…перед каждым из нас лежит обязанность уметь дать ответ в тех трудных обстоятельствах, какие ставятся нам жизнью». Тем более, если: «Нет кругом талантов или могучих публицистов, которые могли бы являться передовыми вождями – борцами и вести всех мыслящих, всех сомневающихся к одной великой, беспощадной борьбе со злом, мраком и несчастьем, охватившими нашу родную землю. Нет людей, которые могли бы растолковать и объяснить пагубное течение русской жизни. Является поэтому обязанностью и делом простых русских граждан пытаться публично разбираться самостоятельно самим в сложных явлениях жизни и растолковывать их, обсуждать сообща, пропагандировать их среди русского общества» [3; август 1892].

…Вот и попробую я, знакомая с наследием В.И. Вернадского со студенческих лет (биохимия), 20-тилетним преподаванием истории медицины (множество его высказываний о значении истории науки как в моих статьях, письмах в защиту предмета, так и в одной из первых книг «Верьте истории»), вспомнить сегодня о том, что близко и дорого, что в невыносимых муках и страдании все-таки живо, и – верую! – победит.

* * *

О В.И. Вернадском – немало книг, диссертаций, статей, доступных сегодня любому, при желании, благодаря интернету. Потому лишь коротко напомню:

«Владимир Иванович Вернадский (28 февраля [12 марта] 1863, Санкт-Петербург - 6 января 1945, Москва) – российский, украинский и советский учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель.

Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1912). Действительный статский советник (1911). Один из основателей и первый президент Украинской академии наук (1918 - 1921). Создатель научных школ (минералогия, геохимия) и науки биогеохимии. С 1927 года и до самой смерти был директором Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР. Лауреат Сталинской премии I степени (1943)» [4].

В.И. Вернадский также – «член Британской Ассоциации развития наук (1889 г.), член-корреспондент Парижской академии наук по секции минералогии, иностранный член Чешской и Югославской академий наук, Немецкого химического общества, Геологического общества Франции, Минералогических обществ CШA и Германии» [5]; почетный член Общества биологической химии Индии. иностранный член-корреспондент Бельгийского геологического общества [6].

Он – автор 473-х научных работ – результата экспедиций, наблюдений и опытов, обобщений, гипотез и учений – по геологии, биологии, палеонтологии, почвоведению, кристаллографии, минералогии, геохимии, радиологии и радиогеологии, биохимии и биогеохимии, метеоритики (метеорной астрономии), философии естествознания и истории науки. Важны и сегодня его работы о полезных ископаемых, природных водах, об учёных, об организации науки; его публицистические произведения, письма, дневники и автобиографические материалы.

Учения о биосфере, живом и космическом веществе, и, наконец, – о ноосфере обессмертили имя Владимира Ивановича Вернадского. В.И. Вернадский – один из основных мыслителей философского мировоззрения, известного как русский космизм.

Особо выделяют, что «Вернадский участвовал в создании в январе 1922 года Радиевого института, который возглавлял по 1939 год». Институт объединил все имевшиеся к тому времени в Петрограде радиологические учреждения. Ему «были подчинены радиевый рудник и недавно созданный завод в Бондюге (Татарстан). На этом заводе В.Г. Хлопиным и М.А. Пасвик в декабре 1921 года были получены первые в России высокообогащённые препараты радия».

Владимир Иванович – «Организатор экспедиций и лабораторий по поискам и изучению радиоактивных минералов. В основном это были экспедиции на Урал, в Предуралье, на Байкал, в Забайкалье, на Туя-Муюнское месторождение в Ферганской области (1915 - 1916) и Кавказ. Он указывал на необходимость подобных исследований в южных регионах, в особенности на побережьях Чёрного и Азовского морей, считал, что для успешной работы должны быть организованы постоянные исследовательские станции».

Вернадский ряд лет учился, жил и работал в Италии, Франции, Германии, Чехословакии, Австро-Венгрии, Швейцарии, Дании, Голландии, Канаде, Америке, Польше. В Париже – ещё в 1922 - 1926 читал курс геохимии в Сорбонне. Работал в лаборатории Марии Склодовской-Кюри и в Музее естественной истории.

Он «владел 15 языками, это значит, что он на них читал» (дочь ученого Н.В. Вернадская –Толль).

«Один из его учеников А.Е. Ферсман писал: "В основном работы Владимира Ивановича напечатаны на русском языке, но, владея многими языками, в частности французским, немецким, английским, польским, чешским, скандинавскими, языками балканских народов, он в ряде случаев печатал свои статьи на многих иностранных языках".

Вспоминает еще один его ученик Н.В. Тимофеев–Ресовский: "За границей он делал что хотел, читал что хотел. Он хорошо владел французским языком, свободно читал лекции по-французски. И немецким тоже очень хорошо владел. В Берлине он по-немецки читал свой доклад на совершенно грамотном, превосходном немецком языке". Известно также, что В.И. Вернадский читал лекции в Сорбонне (Париж) на французском языке.

Сам В.И. Вернадский отмечал, что он очень много писал по-французски и по-английски, владел (для чтения) всеми славянскими, романскими и германскими языками.

Изучать иностранные языки Владимир начал с детства. По настоянию отца он выучил польский язык, читал выписываемые отцом польские книги и журналы».

Разумеется, «В.И. Вернадский великолепно говорил по-русски, но тогда это была не редкость. В наше время – это редкость, люди, хорошо владеющие русским языком, встречаются не особенно часто». Увы, не могу не согласиться с автором [7].

Ученый очень любил Украину, огорчался своим слабым – он считал – знанием украинского языка, «брал уроки» у своей дочери. Он писал в одном из писем своей давней знакомой А.В. Гольштейн: «Дети вышли разные, очень дружные, но сын – православный и русский без всяких украинских симпатий, а дочка – украинка, в этой области душевно близкая мне». Гуляя с дочерью, Владимир Иванович часто говорил по-украински, как бы беря уроки у нее» [8].

Неоднократно имея возможность «устроиться» за рубежом жить и работать в гораздо лучших условиях, чем дома, Владимир Иванович оставался верен себе, своей Родине.

Из беседы с заместителем ректора Сорбонны профессором Жантилем, геологом и географом, предложившим Вернадскому по окончании курса лекций «остаться профессором Парижского университета навсегда.

Вернадский отверг предложение. Француз удивился:

– Почему же, профессор?

– Я русский человек!

– Но, профессор, бывают обстоятельства...

– Мои обстоятельства – данное слово, этого достаточно! – резко прервал его Владимир Иванович и возвратился к разговору о лекциях» [9].

Кстати, наш великий ученый в 1918 году, рекомендуемый министром просвещения Н.П. Василенко для организации Украинской Академии наук, отказался принять украинское гражданство от гетмана П.П. Скоропадского. И – «Своим главным культурно-общественным заданием Вернадский считал сохранение главенствующего положения русской культуры в УНР, объединение украинцев, которым дорога русская культура, и развитие связей с российскими научными учреждениями» [4].

Именем В.И. Вернадского названы минералы вернадит и вернадскит, два вида водорослей, хребты, горы, вулкан, полуостров в Антарктиде, большой кратер на обратной стороне Луны, малая планета № 2809, многие учреждения и организации, улицы, бульвары, станции метро, научно-исследовательское судно. Немало памятников, мемориальных досок хранят память о великом русском, украинском – советском ученом.

* * *

…Сегодня, в день 70-летия со дня смерти И.В. Сталина, вспоминаю его слова: «Я – русский грузинского происхождения». Осмеливаюсь думать, что и В.И. Вернадский мог бы сказать о себе: «Я – русский украинского происхождения».

Отец Владимира Ивановича – «Иван Васильевич, был потомком запорожского казацкого старшины, выводившего себя от некоего литовского шляхтича Верны, который во время восстания Хмельницкого перешёл на сторону казаков, но впоследствии был взят в плен и казнён поляками, оставив трёх сыновей-казаков, из которых Степан был войсковым, а его сын Никифор (прадед Ивана Вернадского) знаковым товарищем. Во время рождения сына Иван Вернадский служил чиновником по особым поручениям при министре внутренних дел, преподавал экономику и имел чин действительного статского советника. Мать Анна Петровна Константинович происходила из русской дворянской семьи. В.И. Вернадский был троюродным братом русского писателя В.Г. Короленко» [4].

С 1868-го по 1876-й год семья проживала в Харькове, где Владимир Иванович три года учился в Харьковской классической гимназии. По возвращении семьи в Санкт-Петербург продолжал обучение в Первой Петербургской классической гимназии, которую окончил в 1881 году. В 1881 - 1885 годах учился на естественном отделении физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Его учителями были выдающиеся русские ученые В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев, А.Н. Бекетов и другие. Вернадский писал: «Я старый студент Петербургского Университета выпуска 1885 г., в блестящую пору его жизни – ученик Докучаева, Менделеева, Фаминцына, Глазенапа, Иностранцева, Бекетова, Меншуткина, Костычева, Воейкова, Фандерфлита, Петрушевского, Богданова, Вагнера. Всё моё университетское прошлое оказало решающее влияние на мою жизнь» [4].

В.И. Вернадский «отдал дань» и политической деятельности. Из дневника 1884 года (21 мая, Петербург): «Государство и правительство существуют для народа, а не народ для государства и правительства»; 1890 года (7 ноября, Москва): «В душе тяжело от мглы, от темноты царства, от разгрома. Но энергия этим будится. И желание работать, желание бороться за права человека растет» [3].

Он – «Участвовал в студенческой сходке 10 (22) ноября 1882, за что был задержан полицией. Был знаком с А.И. Ульяновым. Член народнического кружка Д.И. Шаховского ("Приютинское братство").

…В 1903 году принимал участие в учредительном съезде Союза освобождения. В 1904 году был делегатом Земского съезда, потребовавшего введения конституции, гражданских свобод и выборов Государственной думы. В 1905 году участвовал в создании Конституционно-демократической (кадетской) партии и состоял членом её Центрального комитета. Входил от партии в Государственный совет Российской империи (1906, 1907 - 1911, 1915 - 1917), а в 1917 году – во Временное правительство России (товарищ министра народного просвещения). В мае 1918 года вышел из кадетской партии» [4].

Но естественно, о чем, напишет он (20. IV. 1921 г., Петербург, Академия наук): «…в моем мировоззрении произошел под влиянием событий глубокий сдвиг…» [10].

Научная работа была и остается главным в жизни. И при организации Украинской Академии наук «Вернадский тщетно убеждал и Грушевского, и приехавшего на Украину Милюкова: наука не должна подчиняться "политическому моменту". "Среди зоологических украинских и великорусских инстинктов хочется уйти во что-то такое вечное, которое стоит выше этого и с чем я соприкасаюсь в той творческой научной работе, которой живу эти месяцы".

…Вернадский не мог и не хотел представить Украину без России, а потому и стремился поддержать связь двух народов не в политике, но в науке и культуре: "В Укр[аине] две задачи для меня: 1) объединение украинцев, <...> любящих русскую культуру, для них тоже родную, и 2) сохранять связь всех ученых и научно-учебных учреждений с русской культурой и аналогичной русской организацией, а не немецкой"» [11].

* * *

Заканчивая первую часть, хочу предложить познакомиться со статьей В.И. Вернадского «Украинский вопрос и русское общество» (1915) [12].

Обращаю внимание и на письма детям, Нине и Георгию. В частности, – из письма дочери Н.В. Вернадской (Толль) 10 ноября 1919-го из Киева о трудностях создания Украинской Академии наук: «Сейчас я хочу создать здесь русско-укр[аинский] центр, как противовес и самостийн[ическому] течению, и течению Шульг[ина] – Струве. <...> Мне чужд и Петлюра с своей узкой и маленькой провинциальной культурой и обожествлением культуры своей колокольни, и русские государственники с великорусским кулаком и грубой силой. Для меня русская культура родная, и отнюдь она не великорусская» [13:670]. Из письма ей же 26 октября 1922 г. из Парижа в Прагу: «Украина есть и будет. Важно, чтобы Донцовы и Ко не были во главе. Самостоятельность – политическая – Украйны есть фикция и никакого блага сама по себе не представляет, т. к. по существу это – при теперешних условиях – будет централизованным, давящим шовинистическим государством, которое уже вследствие этого не может выжить рядом с свободными странами. Мне рисуется сейчас два выхода: Украйна с Россией или Украйна с Польшей. <...> Отношение к украинской культуре с кондачка, насмешки над языком и т. п. – проявления той дикости русской, которые привели к большевизму, т. к. русская интеллигенция совершенно не поняла происходившего течения и условий политической жизни государства. То же видно и в украинском вопросе» [13:674 - 675].

11 декабря 1922 года Владимир Иванович напишет дочери: «Я смотрю очень тревожно на украино-русские отношения думаю, что русские совершенно не понимают происшедшего и изменения и возрождения. В нашем прошлом были такие элементы, которые не нашли себе места в современном (и царском) русском строе и ничем сейчас не могут быть уничтожены. Я считаю законными стремления украинцев самостийников но думаю, что Украина вполне самостоятельная, учитывая все, не может существовать; ее вхождение в Польшу (хотя бы федерации) приведет к ее поглощению Польшей, ее принадлежность к большому государству России ее прямой интерес.

Однако в его пределах она должна иметь maximum самостоятельности. Мое различие с украинцами заключается в том, что их якобинскоцентралистический идеал мне столь же чужд, как и централистический идеал русских. Историю последних веков не вычеркнешь, и Новороссия да и Слободская Украина и исторически и этнически не связаны тесно с Киевом. Может быть, выход – штаты. Все зависит от будущего хода истории "Союза советских республик"» [2:69].

Из письма Владимира Ивановича от 8 мая 1923 г. из Парижа в Прагу: «…мне не хочется получать Литерат[урно]-Наук[овий] Вістник, т. к. во главе стоит Донцов, печальной роли резкий противник не только России, но и русской культуры» [13:677]; от 20 мая того же года: «Русское общество, если хочет возрождения России, а не Московской Руси, должно понять, что украинское возрождение есть живая струя русской жизни, а не вредное для нее наносное течение. Оно должно сделать это возрождение своим делом» [13:677]. 10 июня 1923 года: «Ужасно, что укр[аинское] движение так отрезано от русского! Я думаю, что это самый основной вопрос. Неужели Киев будет под Польшей? Я думаю, что безумная политика русская (гл[авным] обр[азом], эмигрантская) может к этому привести. При неизбежной гибели большевизма будет идти распадение России, если власть не останется в руках советских без ком[м]унизма, что едва ли.

Рассасывание» болезни может привести к отделению частей» [13:678].

И сыну, Г.В. Вернадскому Владимир Иванович напишет 22 сентября 1922 г. из Парижа: «Я не разделяю русских и украинцев, считаю, что, если, как я убежден, Россия не погибнет, этот вопрос движется правильно. Два лика нашего [народа], две (если не больше) культур[ы]. <...> А мне представляется гибель или несвободное проявление своего в какой-нибудь части русского племени есть так или иначе искажение его облика. Все равно как исчезновение какой-нибудь формы жизни – насильственное. Я очень бы хотел, что<бы> какая-нибудь связь случилась между украинцами и русскими в Праге: иначе украинцы уйдут в самостийничество, и часть полонизируется, а русские пойдут в полон немцам совсем» [13:678].

…Наконец, хотела бы обратить внимание на очень интересную публикацию доктора философских наук Я.Я. Мочалова «Я верю в силу свободной мысли...» Автор приводит 9 писем В.И. Вернадского его другу И.И. Петрункевичу. Из девятого письма (Берлин, 14.VI. 1927):

«Огромно и интересно решение национального вопроса. Вся азиатская Россия находится в очень сильном движении. Много глубоко важного и интересного. Опасность потери русским населением Тихоокеанского приморья: захват корейцами, входящими в ком<мунистическую> партию. Идет всюду огромная и разнообразная интересная культурная работа. Массовое и широкое научное исследование. Многие смотрят оптимистически с точки зрения русского языка и значения русской культуры. У меня есть серьезные сомнения и беспокойство. Но идущий процесс огромен, очень интересен – не коммунистический – и меняющий облик России.

Патриотическое чувство в России меньше, чем на Украине. Украина, мне кажется, сейчас окрепла национально, и коммунисты там должны считаться с национальным движением больше, чем в России. Это сейчас важный фактор внутренней политической жизни, и с ним приходится считаться на каждом шагу, в частности, им определяется, напр<имер>, и новый строй нашей Академии Наук. Ведь серьезно был поставлен вопрос (в связи с Днепровск<щми> порогами) о выходе Укр<аины> из Союза. На Укр<аине> украинскими шовинистами-самостийниками являются евреи, имеющие там огромное значение но только в городах.

Высшее образование и культ<урная> работа на Украине слабее, частию в связи с украинизацией дикой и возбуждающей. Но цензура слабее. Университеты там уничтожены. Научная работа растет.

Научная работа в огромных областях во всем Союзе идет и действует на жизнь больше, чем обычно думают. Но все непрочно. Поражают бедность, пьянство, бюрократизм, воровство, аморализм, грубость» [14:220].

Из примечаний: «По плану ГОЭЛРО в 1927 году ниже днепровских порогов было начато строительство Днепрогэса». К слову: Владимир Иванович Вернадский в 1915 - 1930 годах возглавлял работу Комиссии по изучению естественных производственных сил России (КЕПС) и был одним из создателей плана ГОЭЛРО.

Замечу: чуть выше, в том же письме: «Москва – местами Бердичев; сила еврейства ужасающая – а антисемитизм (и в коммун<истических> кругах) растет неудержимо» [14:219]. Увы…

Завершу выдержкой из шестого письма (Париж, 21.VIII. 1924):

«…Будущее в молодежи – в том общем, что должны найти белая и красная русская молодежь и молодежь украинская. Если они найдут modus vivendi (образ жизни, способ существования, лат.) – жизнь русская возродится быстро. Молодежь должна сама искать выхода, и я считаю возможным, что удастся единение немногих избранных этих трех течений русской общественности, за которой пойдут остальные» [14:214].

Как же хочется осениться оптимизмом В.И. Вернадского, оправдавшемся, хотя предстоящие десятилетия были крайне нелегкими, но многим – прекрасные! Жизненно необходимо и сегодня надеяться на молодежь, просвещать и призывать к единению «этих трех течений русской общественности»! Для нашего общего ВОЗРОЖДЕНИЯ!..

4 – 8 марта 2023, Одесса.

Примечания

1. Вернадский В.И. Дневники 1917-1921. Октябрь 1917 – январь 1920. – Киев: Наукова думка, 1994 – С. 190.

2. «За СССР выявляется лик исстрадавшейся России». Письма В.И. Вернадского детям. Публикация и примечания кандидата исторических наук Сорокиной М.Ю. // Природа. № 1. 2004. – С. 64 – 80. И – https://www.academia.edu/5686356/

3. Вернадский В.И. «Пережитое и передуманное» // http://library.khpg.org/files/docs/1347872351.pdf

4. Вернадский, Владимир Иванович // https://ru.wikipedia.org/wiki/Вернадский,_Владимир_Иванович

5. Аксенов Г.П. Вернадский. Часть III Свершения 1926 – 1934. Глава девятнадцатая «Я нашел очень мало улучшений» // https://coollib.com/b/293987-gennadiy-petrovich-aksenov-vernadskiy/read

6. Вернадский, Владимир Иванович. Основные даты жизни В.И.Вернадского // https://www.tstu.ru/win/kultur/nauka/vernad/vertitul.htm//

7. Буковская Г.В. Роль иностранного зыка в жизни В.И. Вернадского // http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2008/01g/05g.pdf

8. Шашуков Е.А., директор музея ГУП НПО «Радиевый институт им.В.Г.Хлопина». Дети Вернадского. // http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=162

9. Гумилевский Лев И. Вернадский. // http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/gumilevsky.html#1697_5

10. Письма В.И. Вернадского. В.И. Вернадский – Н.П. Василенко. // http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/l-vasilenko.html

11. Люди Украинской державы: академик Вернадский. // http://m-bulgakov.ru/publikacii/vesna-narodov-russkie-i-ukrainci-mezhdu-bulgakovim-i-petlyuroy/p79

12. Вернадский В.И. Украинский вопрос и русское общество. // Владимир Иванович Вернадский. Избранные труды. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – С. 138 – 149. И – https://uainfo.org/blognews/3850-ukrainskiy-vopros-i-russkoe-obschestvo.html и др.

13. В.І. Вернадський - Н. В. Вернадській 10 листопада 1919 р., Київ // В.І. Вернадський і Україна: з листування. Книга 2. Родинне листування. Київ, 2019. ‒ С. 551 – 979.

14. Мочалов Я.Я. «Я верю в силу свободной мысли...» Письма В. И. Вернадского И. И. Петрункевичу. // Новый мир, 1989, №12. ‒ С. 204 – 221. И ‒ https://imwerden.de/pdf/novy_mir_1989_12__ocr.pdf

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Братская междоусобица, устроенная мировыми сатанистами

Верно Вернадский считал Гражданскую войну злом, ослабляющим Россию, и призывал найти выход, чтобы её остановить.
Но как найти было такой выход, если с одной стороны власть взяли большевики, направляемые теми же мировыми сатанистами, а с другой - «белые», которых вооружали и обеспечивали западные страны, устроившие большевистский переворот.
То есть, ослабление России было сознательно организовано глобалистами через предателей во время царской власти и откровенных врагов всего русского -троцкистов -большевиков, «сместивших» этих предателей.
Выход нашёл только Господь Бог, тем что разгромил троцкистов руками Сталина и дал возможность подготовить страну к войне с фашизмом.
Вот и теперь война подготовлена сатанистами так, что «заднюю» пока никто из воюющих сторон Запад и Россия) дать не может, хотя, конечно, Россия готова была бы договориться, ибо война ослабляет её. Придётся ждать, чтобы Господь всё устроил. Один всегда был и есть выход у нас православных - молиться.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Владимирова
«То был период высокого сплочения людей»
К 80-летию освобождения Одессы от немецко-румынских захватчиков
11.04.2024
«Мы все глядим в Наполеоны…»
К 200-летию пребывания А.С.Пушкина в Одессе
03.07.2023
«И было сердцу ничего не надо…»
О письме Татьяны к Онегину
05.06.2023
Все статьи Людмила Владимирова
Последние комментарии