Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин. 4,16).
Апостол и евангелист Иоанн (др.-евр. «Йоханан), прозванный Богословом, был одним из первых и ближайших учеников Спасителя, самым молодым из апостолов и единственным из них, кто умер естественной смертью. Широко известен как автор «Евангелия от Иоанна», трех посланий и «Открования» («Апокалипсиса»). Память святого Иоанна празднуется 8 Мая, 13 июля в Соборе славных и всехвальных 12-ти апостолов и 9 октября – в день его кончины.
Апостол Иоанн родился в 6-ом году в Вифсаиде, небольшом селении близ Галилейского озера (провинция Галилея Римской империи), в семье рыбака Зеведея и его супруги Саломии. Согласно преданию, Саломия была дочерью святого Иосифа Обручника от первого брака. Таким образом, Иоанн приходился Господу Иисусу Христу племянником.
Первоначально Иоанн Богослов был учеником св.Иоанна Крестителя, который однажды сказал о проходившем мимо Христе: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1,36). Так произошла первая встреча Иоанна со Христом. В тот день Иоанн и Андрей пошли за Иисусом, и Он беседовал с ними от полудня до самой ночи. Когда пророка Иоанна Крестителя арестовали, его ученики разошлись по домам. Согласно Евангелию от Матфея, Иоанн был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере. После призвания Симона и его брата Андрея Иисус призвал Иоанна Богослова с его братом Иаковом (Мф. 4,21-22). Братья были рыбаками и в тот день чинили рыболовные сети. Оставив своего отца Зеведея в лодке, Иоанн вместе с Иаковом последовал за Христом. После своего призвания Иоанн Зеведеев в течение трех лет не расставался с Господом, неотлучно повсюду следуя за своим Божественным Учителем. Апостолу Иоанну, самому молодому ученику Иисуса, впоследствии предстояло стать одним из столпов христианства.
Однажды Иаков и Иоанн просили Христа позволить им низвести огонь с неба, который попалил бы самаритянскую деревню, не принявшую Его. За эту просьбу братья Зеведеевы получили от Иисуса имя «Сыновья грома» («Воанергис»); также такое имя братья получили за силу духа и за порывистый, стремительный характер. Некоторые толкователи Священного Писания считают, что этим названием Спаситель указал также и на пламенный и жертвенный характер христианской любви, проповедником которой в будущем станет апостол Иоанн Богослов. Учитель запретил им низвести огонь с неба, сказав: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 55 – 56).
Следующее событие, связанное с апостолом Иоанном и описанное в Евангелии, происходит на пути в Иерусалим, когда братья Зеведеевы просят Иисуса позволить им сесть справа и слева от Него во славе Его, что вызвало гнев остальных учеников. Иисус же, подозвав учеников, сказал им: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 9, 43,44). В Капернауме Иоанн говорит Иисусу Христу, что ученики видели человека, изгонявшего бесов Его именем, и запретили ему, потому что этот человек «не ходил» за нами (Мк.9,38). В ответ на слова Иоанна Господь поучает апостолов: «Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9, 39-40).
Святой Иоанн был одним из трех апостолов, которых Господь особенно приблизил к Себе. Он присутствовал при чуде исцеления тещи Петра, вместе с Петром и Иаковом присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира, был свидетелем Преображения Господня на Фаворе, свидетелем моления Господа в Гефсиманском саду накануне Его ареста. Вместе с Петром, Иаковом и апостолом Андреем участвовал в беседе со Христом о разрушении храма (Мк. 13,3).
Только Иоанна и Петра Иисус послал в город, чтобы приготовить пасхальную трапезу. На Тайной Вечери Иоанн, сидевший рядом со Христом, спросил Учителя, припав к Его груди, кто предаст Его. Он следовал за Господом, когда Его, арестованного, вели из Гефсиманского сада на суд первосвященников Анны и Каиафы, он же находился в архиерейском дворе при допросах своего Божественного Учителя. Скорбя всем сердцем, апостол Иоанн неотступно следовал за Ним по Крестному пути. Единственным из учеников стоял на Голгофе у подножия Животворящего Креста и плакал вместе с Божией Матерью. Именно ему Распятый Христос поручил Свою Мать – Деву Марию. До конца земной жизни Богоматерь пребывала в доме Иоанна в Иерусалиме, и он с великой любовью заботился о Ней. Именно он шел впереди похоронной процессии с пальмовой ветвью в руке, когда провожали в вечную жизнь Мать Христа. То была пальмовая ветвь из райского сада, которую Архангел Гавриил подарил Деве Марии, сказав при этом, что вскоре Она встретится со Своим Божественным Сыном.
Дальнейшие события, связанные с Иоанном Богословом, описываются в «Деяниях святых апостолов». Он вместе с Петром совершает при храме чудо исцеления хромого (Деян. 3,1-11). Их дерзновенная проповедь обращает многих к вере во Христа. Вместе с апостолом Петром он был дважды арестован, допрошен членами Синедриона, но отпущен ими из страха народного гнева (Деян. 4,15-23). Апостолы Петр и Иоанн были посланы к Самарянам, принявшим слово Божие, и по молитвам Апостолов те самаряне «приняли Духа Святаго» (Деян. 8, 17).
После Успения Божией Матери апостол Иоанн по выпавшему ему жребию направился в города Малой Азии (территория современной Турции), где трудился над созданием церковных общин и распространением учения Христа. Он взял с собой своего ученика Прохора, апостола от 70-ти, который и стал впоследствии его первым агиографом. Они отправились в путь на корабле, который затонул во время сильной бури. Всем путешественникам удалось спастись, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Опечаленный Прохор, лишившись своего духовного отца и наставника, один пешком пошел в Эфес. На 14-ый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Эфес, один из религиозных и культурных центров античного мира, где апостол Иоанн стал непрестанно проповедовать язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. Так, например, в Эфесе он своею молитвою воскресил отрока Домна, умерщвленного бесом. В этом же городе он низверг капище Артемиды.
В это время началось гонение на христиан императором Домицианом (81 – 96 гг.), которому поступил донос на апостола Иоанна. За исповедание своей пламенной веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был арестован, отправлен в Рим и заключен в темницу. Император приговорил его к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался жив; затем по приказанию императора был брошен в котел с кипящим маслом, которое не причинило ему вреда. Император решил, что апостол Иоанн бессмертен, и в 90-х гг. сослал его на остров Патмос в Эгейском море, где он прожил много лет.
На Патмосе он просвещал язычников светом Евангелия. Его пламенная проповедь привлекла к нему всех жителей острова. Он изгнал многочисленных бесов из языческих храмов и исцелил многих больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали сопротивление проповеди святого апостола. Особенно злобствовал волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн силой, действующей через него благодатью Божией, разрушил все ухищрения бесовские, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.
После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и решил вернуться в Эфес. Опечаленные его отъездом, христиане острова Патмос просили его оставить на память о своем учении Евангелие, которое он там и написал. Убеленный сединами старец со своим учеником Прохором удалился на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост и усердно молился. Во время его молитвы гора заколебалась, загремел гром, и Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет ему диктовать. «В начале было Слово»… - возвещал Дух Божий через святого апостола. В своем Евангелии апостол Иоанн старался восполнить пробелы, допущенные Евангелистами Матфеем, Марком и Лукой: он сообщил такие подробности, каких мы не найдем в других свидетельствах о Христе. В отличие от других Евангелистов, уделявших преимущественное внимание Христу как человеку, Иоанн Богослов подчеркивает Божественную природу своего Учителя. Особенность Евангелия от Иоанна – это учение о Слове Логосе. Иоанн развивает мысль о том, что Христос – воплотившийся Логос, предвечно существующий, изначальное Слово-Премудрость, Которым Бог Отец творил весь мир. Перед нами предстает Бог в человеческом облике, Который после Своего Воскресения вернулся к Богу Отцу. Апостол Иоанн рассказывает в основном о таких делах и чудесах Иисуса, которые ярко свидетельствуют о Его Богосыновстве. Апостол призывал всех христиан любить Господа и друг друга и так исполнить заповеди Христовы. Он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. О значении любви к ближним говорится и в трех посланиях, написанных апостолом Иоанном. И сам он являлся для окружающих примером любви. «Апостолом любви» именует Церковь святого Иоанна.
Согласно святителю Димитрию Ростовскому, на том же острове около 67 года святой Иоанн написал и Книгу Откровения - Апокалипсис (Апокалипсис – это слово в переводе с греческого и означает «откровение»). Откровение святого апостола Иоанна Богослова – пророческая и последняя книга Нового Завета. Откровение написано сложным, образным языком, полно символов, и потому трудно для понимания. Книга написана на греческом языке и состоит из 22-х глав. В ней символически раскрыты тайные судьбы Церкви; она предсказывает последние времена мира и Страшный суд Мессии, Грядущего Судии.
В Эфесе апостол Иоанн основал Церкви и поучал христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. В этом городе он вернул в Церковь юношу, ставшего разбойником.
Согласно церковной традиции, святой апостол Иоанн скончался в 105-106 г., в третий год правления императора Траяна в возрасте более ста лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным свидетелем земной жизни Спасителя.
Чувствуя приближение смерти, он удалился за пределы Эфеса с семью своими учениками и повелел им приготовить для себя могилу крестообразной формы, в которую спустился и велел ученикам засыпать его землей. Ученики, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Но затем последовало чудесное исчезновение тела Иоанна Богослова: когда через некоторое время остальные ученики апостола раскопали могилу, то она оказалась пустой и источала миро и аромат цветов. Существует благочестивое предание, что старец был взят на небо живым, дабы в дни царствования антихриста, непосредственно перед Вторым пришествием Спасителя вернуться на землю, свидетельствуя о Христе.
Каждый год 8 мая на протяжении многих лет могила святого апостола Иоанна источала миро, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова 8 мая.
На иконографическом типе апостол чаще всего изображается с Ангелом, передающим ему Божественное Слово, иногда с орлом как символом высокого парения его богословской мысли. Гробница св.Иоанна Богослова находится в турецком городе Сельчук, в 2,5 км от Эфеса. Из учеников Христовых наименование Богослова Святая Церковь дала только святому Иоанну, много потрудившемуся в деле христианизации языческого мира.
Святой Апостоле Иоанне Богослове, моли Бога о нас!