Из книги «Сопротивление нелюбви» 2006 года. Репортаж о Славянском соборе, прошедшем в Запорожье 17—19 мая 2004 года
Как же бывает иногда интересно случайно заглянуть и что-то прочитать даже в своей давнишней собственной книге! Особенно в свете сегодняшних событий, происходящих на Украине. Невольно захотелось поделиться этим прошлым с читателями Русской народной линии.
Для меня поездка на Собор народов Беларуси, России, Украины, что в середине мая 2004 года прошел в городе Запорожье, на Украине, начался, можно сказать, с царского подарка.
Петр Иванович Кононенко, директор московского представительства ОАО «Мотр Сич» вручил на память великолепно изданный специально к Собору календарь с эксклюзивными иллюстрациями по житию святого апостола Андрея Первозванного, где каждый лист, замечательно исполненный полиграфически, представлял из себя цветную репродукцию написанных художником Д. Гордеевым картин по житию апостола. Для пояснения темы произведений художника внизу, ко всему прочему, помещались цитаты все из того же жития. Издано это чудо попечительством и на средства Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного и опять же ОАО «Мотор Сич».
Ну, что тут можно было сказать? Только поклониться с благодарностью. Да еще подумать — нет, рано нас хоронят недруги славянского православного братства. Есть у нас еще силушка. Не всё и не все меряют только личной выгодой, личным накоплением и стяжанием.
Подумалось так мне еще в Москве. Но я и представить не мог, какие доказательства этого моего впечатления ждут меня впереди.
Но здесь, чтобы во всё вникнуть, во всём разобраться и быть максимально объективным, всё ощутить искренне, нужно идти по порядку, ничего не утаивая и не скрывая. Как бы ни был долог и не всегда приятен этот путь. Иначе многое важное можно упустить. Потому и считаю, что начать эти заметки необходимо с признания.
Я собирался в этот раз на Украину с некоторой настороженностью, недоверчивостью в сердце. И поверьте, на то были свои веские причины, веские основания, не заимствованные из российских средств массовой информации (хотя они на ниве разобщения наших народов потрудились в полную силу), а взятые из собственного жизненного опыта.
Первый раз я «столкнулся» с украинской границей (и это для меня было полной неожиданностью, что такая граница вдруг образовалась на много раз пройденном и изведанном дотоле мною пути) летом 1995 года, когда с семьей мы выезжали отдыхать в Одессу.
Местные пограничники нам всячески и настойчиво старались внушить, что мы въезжаем в суверенное и не очень к нам дружески расположенное государство. Это тем более было удивительно, что российскую границу мы преодолели незаметно. Ночью к нам никто не стучался в купе, не светил в лицо детям фонарями, не проверял паспорта и т. д. Надо ли после этого объяснять, что, несмотря на полное доброжелательное к нам отношение одесситов, на украинское черноморское побережье мы больше не ездили?
Но лукавый словно хотел утвердить меня в моих первоначальных чувствах. И вот как-то в 1999 году, выезжая из Москвы на поезде в Сочи по служебным надобностям, я взял билеты на поезд, отправляющийся с Курского вокзала, совершенно не предполагая, что он может идти часть пути по территории Украины.
Подозрение чего-то не совсем ладного возникло после Орла, когда вагон почти опустел. После Белгорода я и вовсе остался один уже не только в своем купе, но и во всем вагоне. Тогда пошел к расписанию, полюбопытствовал и тут все понял. Да и проводница предупредила, мол, поосторожнее на границе.
И вот она, нежеланная встреча.
— Для чего вы въезжаете на Украину?
— Я не въезжаю. Я еду в Адлер и понятия не имел, что попаду к вам. У меня нет никаких дел на Украине.
— Покажите ваши вещи.
— Зачем? Ведь у вас мой билет и паспорт, где сказано, что я гражданин России и еду из одного русского города в другой.
— Сейчас вы находитесь на территории суверенной Украины. Покажите вещи.
Эх, русский пограничник. Что же ты-то даже паспорт мой не открыл, только, проходя мимо купе, заглянул в открытую дверь да поинтересовался, есть ли он у меня вообще, и пошел дальше. А границу-то от шпионов вот как надо охранять. Вот как надо защищать суверенитет.
Я поставил на сидение сумку. Внимательно осмотрев ее содержимое, перечитав бланки договоров и железнодорожных накладных (я ехал продлевать контракт с покупателем, которому поставлял вагонами в Адлер пиломатериал) пограничник наговорил мне напоследок еще всяких строгостей и предупреждений, чтобы проникся я, чужестранец, украинской самостийностью, и вышел.
А уже на ближайшей станции вагон наш набился битком. Из свободной и независимой Украины ехали люди в Ростов-на-Дону, Сочи, Адлер на заработки. В родных пределах работы не было. Независимости сколько угодно, а зарплаты ноль. Хоть ложись и помирай.
С тех пор нога моя на украинскую землю не ступала.
И не то, чтобы у меня была какая-то предвзятость к родной земле моих предков, а мама моя родилась и выросла на Черниговщине, оттуда и весь мой род по материнской линии, но не хотелось вновь искушать собственных чувств. Потому, работая со следующим своим партнером из Ростова, я, если не летел самолетом, то обязательно уточнял в железнодорожной кассе, не идет ли этот поезд случайно через Украину. Как говорится — береженого Бог бережет.
И вот эта поездка.
Рано утром покинув гостеприимную гостиницу представительства «Мотор Сич», едем в аэропорт Внуково. Проходим регистрацию и... тут новое искушение. Поврежден самолет компании, на котором мы должны были лететь в Запорожье.
Тянутся часы неизвестности. Но из российской делегации (а ее возглавлял депутат Государственной думы, сопредседатель Собора со стороны России Г.Н. Селезнев, членами делегации в большинстве своем были люди известные, заслуженные — ученые, генералы, предприниматели, деятели культуры) никто не ропщет. Все понимают — отправляемся совершать дело Божеское, а значит, и противные силы не дремлют. К тому же Петр Иванович Кононенко уверенно оптимистичен. Все будет хорошо. И мы все ему верим. Прорвемся!
Уже в самолете я прочитал в газете «Верже» за 13 мая 2004 года заметку «Больше интеграции — крепче суверенитет», в которой говорилось, что «После распада Советского Союза в каждой республике, входившей в состав СССР, стали часто говорить о собственной суверенности. Слабые попытки единения некогда братских республик-сестер стали восприниматься как «происки коммунистов» с целью воссоздать рухнувшую систему. У нас настолько увлеклись идеей независимости, что стали забывать о своем давнем и не очень давнем прошлом, о своих корнях. Заново переписанные учебники истории Украины переполнены описаниями событий, где в детские неокрепшие умы вбивается чувство ненависти к России, которая, мол, вот уже несколько веков, не имея других забот, все печется о том, как бы поработить неньку — Украину.
На самом же деле, стремление части политических элит разобщить народы, происходящие из общей колыбели — Киевской Руси, является разрушительным и деструктивным, причем для каждого отдельно взятого суверенного государства.
Вот почему в 2001 году по инициативе ряда общественных организаций в Москве прошел первый съезд (Собор) славянских народов Беларуси, России, Украины. А еще через год Министерство юстиции Украины зарегистрировало Международную общественную организацию «Совет славянских народов Беларуси, России, Украины». Цель, которую преследовали организаторы и участники форума, — всемерно содействовать преодолению разобщенности наших народов и всего славянства на основе углубления процессов интеграции в духовной и культурной жизни, в экономике, науке и государственном строительстве. Речь идет не о попытках создать новое панславянское государство, а о том, чтобы, существуя самостоятельно, восточнославянские народы поддерживали максимально тесные связи друг с другом.
В Совет Собора входят по 16 представителей от каждой страны. Это депутаты парламентов, крупные промышленники, выдающиеся деятели науки, культуры, искусства. Украину, в частности, представляют такие знаковые фигуры, как народный депутат Украины, председатель Украинского фонда культуры, поэт Борис Олийнык, генеральный директор ОАО «Мотор Сич», Герой Украины Вячеслав Богуслаев, высокопреосвященнейший владыка Августин, архиепископ Львовский и Галицкий, Сергей Кияшко — депутат Верховной Рады Украины второго и третьего созывов.
Нынешний съезд пройдет в колыбели казачества — в Запорожье. И это не случайно. Здесь переплетаются корни совместной истории украинского, российского и белорусского народов. А тот факт, что в 2004 году во всем славянском мире отмечается 350-летний юбилей Переяславской Рады, делает проведение Собора именно на Запорожской земле поистине знаковым».
Ну как, скажите, на такое дело, да после всего, что пришлось испытать нашим народам, попасть без искушения, без «проверки на прочность»? Просто невозможно. Иначе же не понять искренности наших чаяний, дум, поступков.
Земля Украины встретила нас солнцем, теплом, благословенным летом, которое все никак не могло наступить ни у нас в Нижнем Новгороде, ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге.
Пока ехали из аэропорта, сидевший передо мной дважды Герой Советского Союза генерал-полковник Михаил Петрович Одинцов, повернувшись к окну, стал показывать и рассказывать, какая большая часть боевой авиации здесь располагалась раньше, всего-то десять-пятнадцать лет назад. Куда все делось, что сотворило время.
Хотя не время, думаю, тому виной — люди.
И все-таки, несмотря ни на что, к главному событию этого дня мы успели вовремя. На замечательной площади имени Андрея Первозванного, под памятником апостолу, возвышающемся на насыпном холме и словно с высоты освящавшим своим крестом, поднятым в правой руке, всех нас, весь славянский мир, прошла церемония открытия и освящения памятного знака в честь проходящего ныне Собора. На мраморной плите выбиты замечательные для всякого славянского, православного сердца слова — «Братья! Будем же едины, чтоб наш союз не расколоть врагам».
И запело сердце у меня в груди.
Родные мои. Господи, как хорошо, что мы вместе!
Как хорошо, что политики, таможенники, пограничники так и не смогли разобщить, разлучить нас. Воистину — братство народов зарождается и проверяется не годами и десятилетиями — веками.
Вот об этом же говорили на митинге под сенью креста апостола многие выступающие — депутат российской Государственной Думы Сергей Юрьевич Глазьев, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Викторович Аксенов, архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий.
Вообще, владыка Василий произнес настолько яркую, проникнутую пастырской любовью речь о необходимости разрушения созданных искусственно границ и воссоединении единого славянского народа, что из огромной толпы, окружающей площадь, раздались крики «правильно!», «так должно быть!».
Воистину, в тот момент не было границ между нашими тремя странами, а были мы единым братским православным народом. И как от этого чувства воспела душа, возликовало сердце! Слава Богу, что я православный! Слава Богу, что я русский!
Следующий день работы Собора был ознаменован главным пленарным заседанием, которое состоялось в ДК «Днепроспецсталь». Вел его Юрий Александрович Дергаусов, председатель исполкома Совета Собора славянских народов, человек, стоявший у истоков этого движения.
Были зачитаны приветствия, поступившие от премьер-министра Украины В. Януковича, патриарха Московского и всея Руси Алексия II, президента Беларуси А. Лукашенко, мэра Москвы Ю. Лужкова, поэта Бориса Олейника, предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Владимира (сам владыка находился в Иерусалиме), головы Киева А. Мельченко, министра культуры РФ... Было много очень значимых, неравнодушных выступлений. Хотя и эти выступления можно разбить как бы на две неравнозначные части, которые по сути своей сводились вот к чему.
Все руководители хозяйственных субъектов, предприятий, бизнеса, науки, культуры, иерархи церкви — иначе говоря, те, кто непосредственно связан «со своим народом», однозначно и порой категорично выступали за объединение России, Украины, Беларуси в единое государство.
Из таких выступлений могу здесь назвать опять же слово владыки Василия, который повторил многое из того, что говорил вчера на митинге.
Глава Запорожской области В.П. Березовский подчеркнул, что «восстановление промышленности области без интеграции с Россией было бы невозможно». Голова г. Запорожье Е.Г. Карташов привел много примеров из нашей совместной истории, отметив, что «это история не прошлого, а настоящего. Только вместе мы побеждали в войнах, строили промышленность».
Вообще выступление Евгения Григорьевича было эмоциональным, страстным. Он говорил о том, что раньше 60 процентов промышленной продукции города шло в Россию, теперь же только 27. Так кто же выиграл от нашего разделения? Да, на Украине процессу объединения существует серьезное противостояние, сопротивление. Но это не воля людей, а воля политиков.
Как всегда, очень убедительно и аргументировано выступил С.Ю. Глазьев. Сам уроженец Запорожья, он подчеркнул, что двенадцать лет принимаются соглашения, подписываются документы, но в вопросе объединения, промышленной интеграции ничего не меняется. Более того, невозможно быть Украине в НАТО и в едином экономическом пространстве с Россией одновременно... Сейчас в мире идет глобальная конкуренция, и наши экономики в ней выживут только вместе.
Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней восклицал: «Мы едины по духу! Мы, православные, все равно, хоть нас и разделили границы, остаемся едины. Ибо вера фундаментальна!»
А летчик-космонавт В.В. Аксенов и вовсе заявил, что: «Хочешь завоевать мир — завоюй Россию. А под Россией мы подразумеваем Россию, Украину, Белоруссию... Атеистический же взгляд на мир — детский взгляд. Материалистический взгляд на мир гибельный. Нам от Бога дана самодостаточность. Так, братья, давайте всё сделаем, чтобы объединиться. Отступать нам некуда».
И просто криком души, иначе определить невозможно, прозвучало выступление конструктора авиационных двигателей Фёдора Михайловича Муравченко. Заслуженный человек, Герой Украины, он говорил о наболевшем. О том, что на Украине крайне необходимо узаконенное двуязычие. «Запрет языка – унижение народа!» И, наконец, как сам он сказал, «пусть мне будет, возможно, плохо, но зато сказанное мной послужит общему делу», он заговорил о мировой закулисе, мощном масонском давлении, которое ощущают на себе и Украина, и Россия. «Цель этого давления известна – создание единого мирового порядка, единого мирового правительства, единой церкви».
Это было смелое и до предела откровенное выступление.
Но я сказал, что было как бы две неравнозначные части в выступлениях на Соборе. Так вот, когда выступали «чистые политики», то сразу ощущалось, что максимум, на что они готовы – это экономическая интеграция, да и то с многочисленными оговорками.
И еще одно замечание, что называется, по ходу темы. Один из руководителей казаков с российской стороны, выступая на пленарном заседании Собора, произнес такую фразу, которую я никак не могу оставить без внимания в этих своих заметках. Смысл ее сводился к тому, что существуют славянские народы трех наших стран и отдельно от них казацкий народ. Что тут сказать? Отрекшись однажды от своего народа и попытавшись на государственной разрухе создать собственное благополучие, собственную волю, казаки Дона заплатили за это страшную цену, сполна вкусив плоды подобного шага. Неужели история вновь ничему не учит? Впрочем, это было все-таки единственным выступлением подобного рода.
Закончил же Собор работу на ноте замечательной. Наши коллеги из Санкт-Петербурга, главный редактор журнала «Всерусский собор» Андрей Ребров и директор проекта Виталий Розе, преподнесли в дар высокому собранию Леушинскую икону Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Событие это было воспринято всем залом с особым воодушевлением, потому что атмосфера, царившая в нем, как бы ожидала нечто подобное, какой-то особенный, может быть, даже мистический акт.
После этого, уже как законное завершение работы, были вручены неправительственные награды Собора тем, кто наиболее потрудился на ниве укрепления славянского братства.
На следующий день после торжественной передачи Поклонного Креста музею истории Запорожского казачества на острове Хортица, месте легендарном и почти былинном, мы возвращались в Москву. Опять нас в аэропорту, теперь уже Запорожья, провожал неугомонный Кононенко. Прощались с надеждой, что даст Бог — еще свидимся. Кто знает, кто знает, может, и случится.
Самолет отрывается от взлетной полосы. Внизу под нами ухоженная, обработанная земля.
Конечно, за прошлые дни все мы немного утомились. И все-таки разговорам, обмену мнениями, впечатлениями нет конца. Я же в это время подумал вот о чем. Существует такое предприятие — сильное, хорошо зарабатывающее — ОАО «Мотор Сич. Руководит им Герой Украины, а, наверное, и прежних советских наград у него немало, Вячеслав Александрович Богуслаев. Он и председатель правления, и генеральный директор. И вместо того, чтобы, как часто делают алчные и недалекие люди, прятать деньги в иностранных банках, копить богатства, он ставит памятники апостолам, строит площади, реставрирует храмы, собирает Соборы, издает замечательные, так всем нам нужные книги, содержит для своих рабочих пансионат на Днепре, поддерживает замечательную художественную самодеятельность. Да разве перечислить все те добрые дела, что может и, наверно, делает этот человек? Я их все не знаю, потому что никто мне о них не рассказывал. Так, сам по каким-то признакам догадался. Но честное слово — когда обо всем этом узнаешь, как спокойнее, как защищеннее кажется жизнь.
А вместе, не знаю когда, но вот увидите — мы будем. Вместе три братских славянских народа Беларуси, России, Украины.
17—19 мая 2004 года. Запорожье