itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

На дне ангела архимандрита Амвросия (Юрасова)

Воспоминания, 2010 г.

0
411
Время на чтение 10 минут
Фото: Архимандрит Амвросий (Юрасов)

С радостью я откликнулся на приглашение поехать на день ангела отца Амвросия. Всю дорогу меня занимал вопрос: а что для меня сделал отец Амвросий, какое место в моей жизни занимает он. Вспоминаю свою недолгую почаевскую эпопею. Если брать чисто человеческое измерение – в центре почаевского периода моей жизни был батюшка. Десятки проповедей, общих исповедей, экскурсий, многие часы, проведённые в келье, из которой мы вечером поздно выходили, все было там. Это огромное духовное богатство я буквально впитывал в себя. Оно легло в духовный фундамент моей личности, выковывало внутренний стержень.

Незабываема первая встреча в келье отца Амвросия в Почаевской Лавре в 1977 году: звенящая тишина, мерцающие лампадки, тонкое благовоние и сидящий в кресле нестарый, симпатичный священноинок… Осталось сильное впечатление неотмирности, благодатности, покоя. Сколько было бесед в этой келье, которая притягивала, как магнит. Все амвросиевские беседы и проповеди являли собой огромный поток примеров, образов, который мы впитывали, как губки. Не было общих слов, риторических пустых фигур, мертвящей схоластики. Проповедник сразу без лишней искусственности переходил к сути. Особенно ценными были примеры из повседневной жизни, говорящие о том, что «Исус Христос вчера и днесь, и Той же во веки». Как сейчас вижу виновника настоящего торжества с большой связкой длинных ключей на плече с очередной группой экскурсантов. Внимание гостей к экскурсоводу было колоссальным.

В его рассказах присутствовал В. Солоухин со своим карасём, примеры из жизни животных, которые, будучи травоядными, крепки и выносливы – они являли собой внешние плоды поста и многое другое. Тонкий мягкий юмор. Экскурсанты удивлялись, видя живого, интересного, образованного монаха. Многое услышанное тогда впоследствии вошло в книгу отца Амвросия «Яко с нами Бог». Я был свидетелем рождения и возмужания этого яркого произведения. Мне довелось быть очевидцем гонений на батюшку. Тогда, в далёких 1979-1980 годах, они только начинались.

Помню, убрали с благочиния архимандрита Алипия. «Ну, что, – спрашиваю отца Амвросия, – Ваша партия понесла урон?» А батюшка мне отвечает: «Это не наша партия, а святоотеческая». Именно отец Амвросий меня, тогда послушника Александра, благословил поступать в Московскую духовную семинарию. В Лавре работала комиссия из Киева, приехавшая в ответ на просьбы администрации монастыря вернуть обители сад. Шерстили молодёжь, проживающую в Лавре. Мне посоветовали «делать ноги» и я, было, скорбно побрёл на автобусную остановку. Там меня осенила мысль: «А что, если попытаться поступить в семинарию? Вернулся в Лавру, поделился с отцом Амвросием, он благословил и обещал молиться. Хотел бы заметить, что никогда в последующей своей жизни: в духовных школах, Даниловом монастыре, на приходе я не имел такого близкого личностного глубокого всеобъемлющего общения, как с отцом Амвросием. Вспомнил, как в его келье мы слушали вражьи голоса и переживали за судьбу отца Димитрия Дудко.

В постпочаевский период контакт между нами становился всё более редким. Были поездки в Струнино, переживания за мытарства батюшки по епархиям в надежде где-нибудь устроиться. Особенно памятны две поездки к нему на приход в Ивановскую епархию. Помню, вечером приехал я из Кинешмы, доехали до развилки. Спрашиваю, как пройти в такую-то деревню. Мне махнули рукой в сторону безкрайнего белоснежного поля с редкими вешками, указующими направление. Бреду, вокруг темнеет, ориентиры еле просматриваются. Начинается вьюга, местами проваливаюсь в снег по пояс. Зябну, впереди ничего уже не видно. И, наконец, на горизонте вижу силуэт храма и рядом с ним столб с фонарём. Туда-туда в Жарки, вперёд к теплой деревенской печке, а главное – к духовному камину, к той обильной духовной пище, которая ждёт тебя, в этот загадочный прекрасный мир, в центре которого таинственный монах с красивым именем Амвросий.

…Божественная литургия в день памяти свт. Амвросия Медиоланского проходила в величественном соборе Свято-Введенского женского монастыря в г. Иваново. В соборе находятся мощи св. Василия, епископа Кинешменского, и блаженного Андрея, Христа ради юродивого. Стою в назначенное время у солеи собора, ожидая времени начала входных молитв. Вдруг сам отец Амвросий с сонмом духовенства (17 человек) выходят из алтаря. Батюшка спрашивает у меня: «А Вы будете служить Литургию?» «Да, – отвечаю. – Вот жду начала входных молитв». Ну вот, с первых минут, начинаются недоразумения. Мне, привыкшему уже много лет совершать литургию по старому обряду, все чаще приходится сталкиваться с разными недоумениями, когда участвую в совершении литургии по обычному чину. В данном случае был непонятен выход служащего духовенства из алтаря, куда по смыслу впервые только можно войти после входных молитв. Нужно сказать, что в Иваново я с двумя священниками – духовными чадами отца Амвросия приехал поздно вечером накануне торжества. До трех часов ночи мы читали все, что только можно, что необходимо для священника, готовящегося к литургии. На часах обычное «жужжание», негромкие разговоры облачившегося духовенства. Не люблю этого, но не шарахаюсь в сторону, стараюсь ограничиться минимумом, дабы не обидеть собрата. Литургия прошла неспешно, спокойно. Благодаря радиофикации собора, все, что читалось и пелось, отчетливо слышалось. Единственное, что было непривычно – это то, что Великий вход начался тогда, когда еще не все духовенство попарно приложилось к престолу. По старому обряду здесь никаких проблем не возникает, потому что поется достаточно протяжно херувимская песнь. А вот по новому чину, особенно при соборном служении, приходится по нескольку раз пропевать концовку херувимской.

После литургии совершался молебен, по окончании которого возглашалось многолетие имениннику – «основателю и духовнику Свято-Введенской женской обители» (так и на мирной ектенье, и на Великом входе). Праздничная трапеза проходила в большой монастырской трапезной, на западной стене которой было живописное изображение беседы Христа с самарянкой (чаще изображают брак в Кане Галилейской). Приветственные речи в честь архимандрита Амвросия перемежались пением многолетий на разные лады и различными песнопениями. Запомнилось исполнение песни отца Романа, в которой звучал припев: «О, душе, чего тебе не хватает – чистоты, чистоты, чистоты».

Упомяну еще песню, посвященную святителю Василию Кинешменскому в сопровождении гуслей. Молоденькая инокиня красивым высоким голосом пела стих: «Спаси, помоги, Господи, отцу моему духовному». Из выступлений запомнился рассказ игуменьи Марьи о том, что за 25 лет существования обители отец Амвросий совершил 200 монашеских постригов и восстановил семь храмов. Двадцать лет существует монастырская тюремная миссия, которая опекает все 16 тюрем Ивановской области. В одной из тюрем заключенные объявили голодовку, создалось большое напряжение, чреватое кровопролитием. Благодаря отцу Амвросию напряжение было снято. Много рассказывал о батюшке его бывший келейник Л. Он привел несколько рассказов о жизни отца Амвросия в Почаевской Лавре.

Случай первый. Приехала в Лавру врач-гинеколог, на совести которой сотни умерщвленных детей. Приехала она с дочерью, которая была очень образована. Дочь напрочь отрицала бытие Божие. С ней не мог говорить ни будущий отец Л., ни бывший преподаватель светского ВУЗа В. И. Мамонтов (ныне архимандрит Виктор, служит в Рижской епархии). Отец Амвросий в проповеди на воскресной службе призвал народ молиться за заблудшую. И вот сцена: в пономарке Успенского собора отец Амвросий поручил Л. привести эту девушку и крепко взять ее за руки. Батюшка стал читать над ней молитву на изгнание беса. Она сначала вырывалась, а потом ее сопротивление стало ослабевать. После этого ее позиция в корне изменилась, она прислала благодарственные письма всем тем, кто принимал участие в её судьбе.

Случай второй. Отец Амвросий усердно молился о мальчике, у которого все двоилось в глазах. Бабушке, привезшей его в Лавру, по окончании молитвы он сказал: «Сегодня же уезжайте домой (это было сделано для того, чтобы в Лавре не было бы никаких осложнений из-за факта исцеления). Через некоторое время Л. молился за литургией во Владимирском соборе Киева. Во время службы раздался громкий крик: «Л.! Большое Вам спасибо, – если бы не Вы, мой внук бы не выздоровел». Это была бабушка исцеленного ребенка…

Случай третий. Раб Божий Павел страдал тяжелой болезнью, называемой пляска Витта. Все члены его тела от головы до ног активно вибрировали, «плясали». Дело в том, что в него вошел бес за то, что он играл на гармошке в бывшем храме, который тогда переоборудован был в клуб, и играл он на месте, где раньше был алтарь. Он исцелился после нескольких исповедей и причащений у отца Амвросия. Л. рассказал также, как в Почаевской Лавре баптистский пресвитер, будучи там на экскурсии, услышал на проповеди отца Амвросия слова о том, что только православные спасутся. Возмущенный, он говорил: «Я не пью, не курю, не занимаюсь блудом и т. д., что же я в ад пойду?» Л. ему тогда ответил: «И бесы ничего из того, что Вы привели, не делают, однако за гордыню пойдут в ад…» Л. также рассказал, что у него с отцом Амвросием однажды было одинаковое видение. Около двух часов ночи в дверь кельи, где они жили, раздался громкий стук. Семь или восемь бесов стали душить вначале Л., а потом отца Амвросия. Батюшка тогда призвал в помощь Богородицу, и бесы вылетели из кельи. Отец Амвросий по этому поводу сказал: «Бесы побеждаются смирением». Отец Л. рассказал также об иноке Владимире, который стремился ревностно проводить духовную жизнь. Он мог постучать в келью отца Амвросия и в 2, и в 3 часа ночи. На вопрос: «Чего ты хочешь?», брат Владимир отвечал: «Помысел пришел». Его так и прозвали в Лавре: «Помысел пришел».

Важной инициативой во время пребывания отца Амвросия в Лавре было устройство им там баптистерия для погружательного крещения взрослых. Интересными были подробности изгнания батюшки, приведенные отцом Л. На праздник Архангела Михаила он с отцом Амвросием ездил служить на престольный праздник в сельский храм. По дороге Л. мечтательно сказал: «Какое голубое небо – Архангел Михаил всех бесов разогнал». Ехавший вместе с ними дьякон мечтательно заметил: «Вечером соберутся». И вот вечером в Троицком Соборе Лавры идет вечерняя служба, Л. читает шестопсалмие. Вдруг, с порога собора раздается крик благочинного – архимандрита П.: «Смените чтеца, связался с масонами, чародеями, колдунами!» Чтеца тут же заменили, а наместник Лавры отец Иаков (впоследствии уклонившийся в филаретовский раскол) пригласил Л. пройти с ним в его покои. Там Л. говорит наместнику: «Отец наместник, Вы читали преподобного Нила Мироточивого? Он писал, что если монаха или послушника по злобе выгоняют из монастыря, то все его будущие грехи ложатся на голову настоятеля». Отец Иаков упал на колени и сказал: «Это не я, это – он» (т. е. благочинный). А тот, срывая подрясник с Л., разорвал его. Наместник дал Л. новую рубашку и значительную сумму денег на дорогу. Через некоторое время усилиями архимандрита П. был изгнан и отец Амвросий. А через пять лет в 1994 году изгнали и самого отца П. Произошло это следующим образом. В казначейской Лавры несколько монахов, в том числе и архимандрит П., считали деньги. Зашел разговор: можно ли читать книги по черной магии? Архимандрит П. выразил мнение, что можно. Священнику, мол, нужно все знать. И вот на трапезе тогдашний наместник Лавры епископ Феодор объявил, что принято решение об удалении архимандрита П. из Лавры за такую его позицию. Тот стал кричать: «Помилуйте, помилуйте!» Присутствующий на трапезе архимандрит Апелий на это заметил: «А помнишь, как ты гнал меня?» (много братий пострадало от архимандрита П. Было изгнано около 40 послушников). Через час архимандрит П. выехал из Лавры. Запомнился еще рассказ Л. о юродивом Петре. Не раз замечали, как Петр, сняв с себя шапку, полностью обливался водой и выходил на мороз. Однажды у Л. заболело горло, он с трудом читал. Петр ему тогда сказал: «Это бес мешает тебе. Пей святую воду, и всё пройдёт». Так и случилось… В другой раз Петр на ухо сказал Л.: «Старец твой антихриста обличит, и тот убьет его». После удаления из Лавры, Л. с отцом Амвросием поехали на Кавказ в горы. Здесь их постигли большие испытания. Они заблудились, несколько дней бродили по горам, сильно ослабли. Неоднократно их искушали бесы, пытаясь обратить их внимание на себя. Когда они не обращали на бесовские искушения внимания, то те прекращались. Несколько раз Л. по благословению отца Амвросия обустраивал родник, однако каждый раз медведь всё уничтожал. Однажды Л., поднимаясь на высокую гору, сорвался с нее вместе с большим камнем. С десятиметровой высоты он упал в воду. На спине у него был рюкзак, в котором находился пустой пластиковый бак. Благодаря этому Л., не умевший плавать, спасся. Большую опасность в горах представляли змеи.

Отец Амвросий – прирожденный миссионер. Такая вот деталь в связи с этим: едет батюшка по трассе, справа и слева много крупногабаритных машин, которые создают заторы. Отец Амвросий, чтобы не терять время, включает громкоговоритель и начинает проповедовать. Кто-то из дальнобойщиков слушает, а кто-то ругается… Много интересного рассказал сам отец Амвросий. Запомнилось следующее. Стоит у дверей рая католический патер. Господь спрашивает его: «Кто для тебя Христос?» Тот отвечает: «Объект богословского исследования». Голос: «Налево иди». Подходит протестантский профессор, и его также спрашивают: «Кто для тебя Христос?» Тот отвечает: «Он мой Друг». Ему также было велено идти налево. Потом спрашивают православную бабушку, поющую на крылосе. Та отвечает: «Кто ж Тебя не знает, Тебя знает весь мир». И она пошла направо… Следующий назидательный пример. Получил послушник благословение катить камень в пропасть. Два или три года тот пытался исполнить послушание – безполезно – уж больно большой камень, он даже с места его не сдвинул. Наконец, испытания закончились с большой пользой для послушника: он хотя и не сдвинул камень с места, но благодаря послушанию укрепил свои мышцы и силу воли. О старце Амвросии батюшка рассказал следующее. Его называют последним оптинским старцем. Умер он в конце 70-х годов почти в 100-летнем возрасте. Жил при храме в селе Спас-Прогнанье (он там и похоронен) за Балабаново Калужской области. Старец постриг в монашество около 800 женщин. Однажды в дом, где он жил, пришла сотрудница из исполкома, чтобы начать разбирательство. Батюшка в это время играл на фисгармонии. Ему докладывает помогавшая монахиня, что вот пришла сотрудница из исполкома по такому-то вопросу, а старец (он был уже глуховат) говорит в ответ: «Матушка, передайте ей узелок со всем готовым для пострига». Тогда уже подходит сама сотрудница и говорит о цели своего прихода, а старец, продолжая играть, отвечает ей: «Пострижем матушка, пострижем, мы всех постригаем». Глядя на отца Амвросия, я подумал: надо же, человеку 72 года, а он, как огурчик. А тут только 53, а уже развалина. Мне тоже пришлось выступать. Я отметил важную черту в духовном облике отца Амвросия – внутренний мир и тишину, которые он стяжал. Как важно это для нас, иной раз поддающихся диавольскому поспешению, соприкоснуться с таким человеком. Услышать, одержимым безумными идеями, безхитростное: «Не бери в голову». Запутавшимся, требующим немедленного ответа: «Не спеши, утро вечера мудренее». Иронизирующих по поводу простых и безыскусных рассуждений батюшки, услышать обезоруживающее: «Прости меня, я деревня». В конце трапезы отец Амвросий в своем заключительном слове рассказал о своей недавней поездке в Румынию. Посетил он тогда 20 монастырей. Выступал в залах, где собиралось по 200-300 человек. В Румынии, по его словам, начали вводить новые паспорта с чипами. Там это больной вопрос. У входа в некоторые храмы висит объявление: «Принявшие новый паспорт на исповедь не принимаются без того, чтобы отказаться от него». Отец Амвросий призвал оказывать послушание Матери Церкви в этом вопросе и ждать не антихриста, а Христа. Ждать не кончины мира, а готовиться к своей кончине. Враг наводит страх греха на тех, кто принимает новые паспорта, говорит батюшка. Не скрою, что этот заключительный аккорд празднования дня ангела отца Амвросия серьезно смазал мое во многом положительное впечатление. Я, являясь настоятелем единственного в Москве храма, не принявшего ИНН, не могу разделить с ним такую позицию и согласиться с подобным мнением.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Игумен Кирилл (Сахаров)
Об экуменизме
Беседа с прихожанами, 2009 г.
24.01.2023
«Не зачах ли ты, брат мой?»
Размышления над вопросом Святейшего Патриарха на рождественском поздравлении
09.01.2023
«За веру и Царство Православное подвизающихся»
«Только вера в Христа и преданность Его Церкви составляли основу силы и прочности державы Российской»
30.12.2022
«Не дать погаснуть лампаде древнего благочестия»
О деятельности нашей общины в одной из губерний центральной части России по сохранению деревень, где были старообрядные (единоверческие) храмы
28.12.2022
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.01.2023 12:18
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
28.01.2023 12:11
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.01.2023 11:53
О примирении с Советской властью
Новый комментарий от С. Югов
28.01.2023 11:04
Берл-Лазар плохо понимает по-русски?
Новый комментарий от Человек
28.01.2023 10:51
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от ОСт
28.01.2023 09:20