Доклад, прозвучавший на четвертой международной научно-практической конференцию по вопросам государственного управления и общественного развития «Горчаковские чтения» в Северо-Западном институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 24 ноября 2022 г.
***
Если в обычных условиях лидерство является важным элементом управленческой концепции, то в критических условиях, роль харизматического лидера, способного мобилизовать людские ресурсы для защиты национальных интересов России в различных сферах общественной жизни на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, в том или ином подразделении — ведущая во всех отношениях.
Как заметил Сократ «Из всех искусств наиболее значимым является искусство управления полисом». Поскольку социальное пространство – есть коммуникативное пространство, в котором государственное управление для обеспечения общественного блага представляет особо значимый тип коммуникации, постольку целесообразно рассматривать лидерство в пространстве коммуникации.
Коммуникация: позиции видения
Что значимее – язык или коммуникация? Очевидно, – коммуникация. Бывают ситуации, когда люди теряют свой язык, точнее, возможность общаться на нем. Это либо физическая ущербность, либо религиозные обеты, либо просто потеря собеседника на своем родном языке, например, эмиграция. В этих ситуациях всегда происходит своеобразная компенсация, всегда возникает новый язык или знаковая система. То, на чем можно общаться. Так что потеря языка – вещь весьма болезненная, но преодолимая, а вот потребность человека в коммуникации, по-видимому, относится к нашим основным потребностям.
Коммуникация понятие чрезвычайно широкое. Корень его латинский, communicatio – сообщение, от лат. communico — делать общим, делиться или передавать.
Под коммуникацией подразумевается обмен сообщениями, передача сведений между людьми. Коммуникация – это инструмент, с помощью которого люди строят свои отношения. Коммуникация создает социум. Мы с вами являемся люди, поскольку передаем и воспринимаем сообщения. В базовом смысле сообщением является нечто вербальное. В тоже время сообщения – не только слова и надписи. Сообщением является наш внешний вид, все, что на нас одето – передает некоторые сообщения. Картинка, композиция, расположение предметов в пространстве так же являются сообщением. Даже невольно брошенный взгляд несет порой больше информации, чем целая тирада слов, искажающих реальность. Коммуникация образует социум, общество не может существовать без бесконечного обмена информацией. Процесс обмена информацией непрерывен.
Все социальные явления – религия, наука, искусство, война… – проявления коммуникации. Терроризм – так же – коммуникация – невербальное послание власти. Террористы коммуницируют, ведут диалог с властью, пытаясь влиять на легальные социальные процессы нелегальными средствами. Любой конфликт – нарушение коммуникации. Неслучайно и то, что слова, которые произносят герои кафковских романов (тот же Грегор Замза, ставший насекомым, пожирают их. В этих случаях язык обладает каннибальской природой. Произносимое по мере произнесения начинает пожирать произносящего, вырывая из него «куски сырого мяса» и, заставляя их проглатывать. Страх перед произнесением, своеобразные артикуляционные катастрофы переживает Грегор Замза, ведь всякое слово обречено быть неверно про-из-несено, а, следовательно, о-суждено. «Сомнения кольцом окружают каждое слово, я вижу их раньше, чем само слово» (Ф. Кафка). Отсюда основная цель всех насильников — лишить жертву слова. В садистском коммуникативном пространстве, за исключением убийства, слово является, быть может, единственной кастовой привилегией, не терпящей никаких поблажек. Господин — это тот, кто говорит, кто полностью располагает речью, объект — это тот, кто молчит, кто лишен всякого доступа к ней. Либертену подвластна вся речевая гамма — от безмолвия, в котором осуществляется глубинный, теллургический эротизм «замкнутого пространства», до речевых конвульсий, которыми сопровождается экстаз. Отрезанность же слова для жертв оказывается более абсолютным увечьем, нежели все эротические пытки, испытуемые ими. Соответственно, насилие – есть препятствие быть услышанным.
Естественно власть является коммуникацией. Властью обладает тот, кто управляет потоками коммуникации.
Харизма в лидерстве
Харизма (от др.-греч. χάρισμα — дар от Бога) — «помазание») — способность личности в интеллектуальном, духовном или каком-нибудь другом отношении, взывать к «сердцам» других людей. Возникновение харизмы связывают с христианством. Обратился Иисус Христос к апостолам, чтобы они по миру пропагандировали христианство. Они ответили, что не готовы к этому: не знают иностранных языков, не обладают притягательной силой. Но, к ним снизошел Святой Дух, и они обрели способность влиять на других людей, увлекать и вести за собой. Харизма – дар. Человека легко узнать по дару, у него другая жизнь и другая судьба — направлять людей, чтобы принести им непоправимую пользу.
Феномен харизмы является предметом: а) П психологии, в которой харизма представляет собой набор качеств лидера, б) И имиджмейкеров, занятых конструированием харизматического облика лидера; в) П политологии, нацеленной на выбор наиболее эффективных коммуникативных технологий использования власти; г) Мистики, рассматривающую харизму как нечто необъяснимое, связанное с сверхъестественными силами.
Притягательная сила харизматика есть совокупность Пс + И +Пл + М. Не привлекательность делает человека харизматиком, а наоборот.
В Античном представлении о мире мы видим три группы субъектов: Боги – Герои – Плебс.
Как приблизиться к олимпийским богам? Жить так, чтобы тебя помнили в веках. Божества можно добиться в различных сферах общественного бытия — в политике, военном деле, науке, философии, искусстве, технологии, медицине, спорте
Как стать героем? Следует совершить поступок. Олимпийский чемпион – становится героем на 4 года.
Античная картина мира интересна тем, что она не является вымышленной, а существует и в настоящее время. Законы для всех этих категорий свои – для плебеев, героев и богов, в рамках нашего человеческого сообщества.
Если за скобки вынести героев, то отличительные признаки харизматического лидера, в сравнении с большинством, будут выглядеть следующим образом
Харизматик
|
Большинство |
Поступки детерминированы не столько нравственными императивами, а сколько целесообразностью и нецелесообразностью. Они могут быть в рамках морали. Вчера был коммунистом, затем либералом, сегодня – консерватор. Насилие оправдано, если оно предотвращает еще большее насилие. Иначе мы превратимся в жертвенных козлов, которых ведут на заклание |
Руководствуется моральными императивами – системой запретов, которые ограничивают поведение человека. «Не убий!» Морали нет, все дозволено. В розных социумах отличные запреты. То, что в одном месте считается неприличным, в другом этим гордятся.
|
Большая работа сейчас, а хорошо будет потом. Неудовлетворенность: никогда ему не становится хорошо, ему всегда плохо. Какими бы достижениями не сопровождалась его жизнедеятельность, всегда возникает зазор между тем, что сделано сегодня и тем что можно сделать завтра. «Моя третья история о смерти. Когда мне было 17 лет я прочитал что-то вроде: «Если вы живете каждый день так, как будто он последний, однажды вы окажетесь правы». Это произвело на меня впечатление. И в течение следующих 33 лет я каждое утро смотрел на себя в зеркало и задавался вопросом: «Что если сегодня последний день моей жизни? Хотел бы я делать то, что буду делать сегодня?». И если на протяжении многих дней ответом было «нет», я знал, что нужно что-то менять. Мысль о том, что я могу вскоре умереть – самый важный из имеющихся у меня инструментов, помогающих принимать решения в жизни, потому что всё: все чужие ожидания, вся гордость, весь страх перед трудностями или провалом – все эти вещи отступают перед лицом смерти, оставляя только то, что действительно важно. Помните, что знание о том, что вы умрете – это лучший способ избежать мыслей о том, что вы что-то теряете. Вы уже обнажены, поэтому нет причин не следовать велению своего сердца». Стив Джобс. |
Жить одним днем. Хорошо – сейчас. Плохо будет потом, якобы потом никогда не наступит. |
Стратегия достижения цели – является источником биоэнергетики. |
Для большинства главным источником биоэноргетики является инстинкт самосохранения. Человек бежит, поскольку сзади существует угроза. Это формирует такое отношение к действительности как стратегия избегания. |
Ответственность. Сам выбираю, несу ответственность за выбор. Основное правило: каждый раз надо искать причину в себе, а не в обстоятельствах. Взаимные обвинения ни к чему не приводят; каждая сторона говорит, что он испытывает дискомфорт по вине другого. -Ты знаешь, я так же в чем-то не прав. Конфликт не завершится, пока ты обвиняешь внешние обстоятельства.
|
Свобода тяжела. Как избавиться от ответственности? Найти того, кто будет выбирать за него. Будет жить в пред-заданной харизматиком картине мира. Он учит и лечит. Первопричиной не только деспотической, но и алкогольной, наркотической зависимости является нежелание человека управлять своей жизнью, зависеть от внешнего препарата, который вводит в свой организм. Психосамотические заболевания, связанны с зависимостью человека. Мужья «подкаблучники» и жены в «золотых клетках». Ведь она, выходя замуж, понимала какую модель коммуникации будет исповедовать супруг. Тоталитарные секты и партии питаются этими людьми. |
Проактивное мышление – которое само себе создает условия для изменений. Проактивное – богоугодное мышление. Бог решил и сделал. Сделал из хаоса. И сказал Бог, да будет свет! И стал свет. |
Реактивное мышление меняеющееся под внешним воздействием. |
Где харизматическое лидерство? Оно – на вершине, где боги. При том, что социум воспевает героев, отдающих свою жизнь. В трактате Цицерона «Об обязанностях» или «О должностях» (De officiis) – тексте, который был вторым по печатаемости в Европе XV-XVII вв. после Библии – представлена градация видов человеческой общности. Цицерон, исследуя разные варианты этой общности, утверждает: «Да, конечно, близкие, друзья, семья, город, человечество – они все важны и дороги, как некоторые типы сообщества. Но только ради res publica люди готовы умереть без колебания».
Героическая модель лидерства
Менеджер-герой, что характеризует его деятельность?
Трудоголизм. «Вкалывать» с утра до вечера. У него нет времени, чтобы подумать о том, чтобы некоторые вещи делать более эффективно и рационально.
Вести за собой. Герой должен быть примером, ты должен быть непревзойденным и идти впереди. Он один бренд, все остальные – посредственности.
Самопожертвование. Работать на износ. Время от времени уезжать из офиса в реанимацию. Синдром хронической усталости-выгорание.
Лидер-герой знаменит тем, что идет впереди, остальные – следуют за ним. Но если ты пошел в атаку, оглянулся, а за тобой никого нет. Ну, что поделаешь, зато я герой.
Представим ситуацию. Два хозяйства, граничащие друг с другом. В обоих пасут отары овец. Разница в выпасе одна: пастух идет перед стадом, в другой стадо идет, пастух сзади. Как вы думаете, в каком хозяйстве собирают шерсти больше? В том, в котором пастух – сзади! Он имеет возможность контролировать. Тот, кто впереди, должен пристроить себе зеркало заднего вида. Идущий позади стада задает правильный темп перемещения овец, организует верный выбор маршрута. Где более сочная трава – он не ведает, а овцы чуют по неведомым нам признакам. Он задает возможность вожакам расти, делегирует, впереди идущим полномочия направлять стадо.
Другая – условно божественная система лидерства
Лидер вроде бы не вмешивается в ход протекающих событий, но главную функцию управления оставляет за собой.
Они могут быть внешне не привлекательны, не являться классными специалистами, но способны вокруг себя собрать круг специалистов. Форд собрал таких, организовал мозговой штурм, а сам за ними поспевал не спеша – а шлепанцах. Он имеет роскошь быть не слишком компетентным в специальных вопросах, кроме управления, а все остальное охватят люди. Не случайно в срединном Китае для приема на госслужбу кандидаты сдавали четыре экзамена – по истории Китая, знанию церемониала, искусству рассуждения и стихосложению.
За лидерами идут не из-за формальной власти и полномочий, а из-за доверия и уважения. Хотя эти вещи далеко не всегда взаимоисключают друг друга. «Величайшие лидеры необязательно совершают великие поступки. Они те, кто подталкивает других людей делать это». (Рональд Рейган). Сила лидера – не в собственной силе, а в той силе, которой он выбрал себе в команду. Сильный тренер не обязан бегать по полю как игроки, бить по мячу так метко как игроки, но умеет организовать дело таким образом, что они побеждают соперника. Лидер – не тот, кто сильнее, в своей команде, а тот, кто может сделать людей сильнее в своей команде. «Мы нанимаем толковых людей, не для того, чтобы указывать им, что необходимо делать, а для того, чтобы они говорили, что следует делать нам». (Стив Джобс).
Урок от Василия Ивановича Чапаева: «Вот наши идут в атаку, где место командира? Петька: – Впереди – на боевом коне. – Чапаев: – Если впереди, то он подставляется. Если убьют командира, то воины проиграют не зная, что делать. Вот если отступают и бегут, то место командира – впереди. Харизма лидера – не в том, чтобы буквально вести за собой. Популярный человек может повести за собой куда угодно – в светлое будущее, в прекрасное завтра. Харизматический лидер может повести за собой в ужасное завтра, на смерь, лишения и люди пойдут. Харизма – это умение вызывать у людей способность жертвовать собой. При этом люди осознанно лидера оставляют в зоне безопасности, прикрывают его, работают сами, обеспечивая руководителю покой, досуг, поскольку лидер – мозговой центр – ему думать следует.
В живой природе есть примеры харизмы. Это – крысиный король. Который сидит внутри, его все кормят. Но без него стая расформировывается, знамя сворачивается. Пчеломатка, – которую самцы оплодотворяют и защищают. Муравьи – со своей маткой. От беготни – к осмысленном у не деянию.
В отличие от животного, у человека представление о реальности складывается не
столько посредством импульсов, присущих первой сигнальной системе, а, сколько благодаря словам, речи, знакам. В качестве первичной формы освоения мира, как в онто-, так и в филогенезе, выступает миф. Человек создает мифы для объяснения тех или иных явлений. О реальной истории жизни харизматического лидера нам мало, что известно. Некие фрагменты его жизни драматизированы, усилены, какие-то забыты и обязательно окутаны мистическим смыслом – объяснением необъяснимому. О харизматических лидерах ходят не рассказы, а мифы.
Биографии харизматических лидеров повторяются. Для того, чтобы человек был признан харизматиком, он должен предъявить следующие признаки.
Сверхвозможность, некую сверхспособность. Более того он должен и в себе чувствовать эту сверхспособность. Они позволят окружающим отнести его в категорию неких полубогов в условиях антикризисной коммуникации, таким образом узаконить их власть над собой.
Согласно распространённому мнению, Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт умели делать несколько дел одновременно.
М.В. Ломоносов: «С кем сравню сего великого государя? Я вижу в древности и в новых временах многих владетелей, великим названных. И правда, пред другими велики, однако ж пред Петром малы… Ежели человека, Богу подобного, найти надобно, кроме Петра Великого, оного не обрести».
Д.Ф. Устинов: «Сталин обладал уникальной работоспособностью, огромной силой воли, большим организаторским талантом. Он поименно знал практически всех руководителей экономики и Вооруженных Сил, вплоть до директоров заводов и командиров дивизий, помнил наиболее существенные данные, характеризующие как их лично, так и положение дел на доверенных им участках".
Борьба с устоями, противниками является постоянно сопутствующим его состоянием в условиях атикризисной коммуникации. Харизматик – преодолевает сопротивление среды. Для харизмы губительно поражение. Почему Мартин Хайдеггер отвергает гегелевское зайн (sein) и переходит к дазайн (dasein). Зайн – быть вообще, дазайн – человек и его ощущение собственного бытия здесь и сейчас определяет экзистенциальную содержательность бытия, оно более подлинно, чем категориальное. Поэтому, политики руководствуются не истиной, а интересами. Как заметил Мерло-Понти: «Ни один народный вождь никогда не признавался в том, что он безразличен к истине».
Непредсказуемость. Чего стоит только переход Суворова через Альпы, когда он спас Швейцарию от Наполеона. Тогда армия полководца двигалась по горным вершинам с невероятной скоростью – 60 км в сутки. Преодолев семь горных вершин, всего 22 тысячи русских человек разбили втрое превосходившего неприятеля. Такое не снилось ни войскам Бонапарта, ни Фридриха Великого. Видимо, в не меньший шок впали наши недоброжелатели, когда военные Каспийской флотилии нанесли удары по неофициальной столице ИГИЛ (запрещенная в России организация) – сирийскому городу Ракка. Цель антикризисной коммуникации – принятие не линейно-предсказуемых, а нелинейных, неожиданных, парадоксальных решений, приводящих к успеху. «Президент России Владимир Путин стабилизировал курс рубля вопреки санкциям и теперь Западу приходится гадать насчет его следующих шагов. Решения Владимира Путина выбили из равновесия страны Запада. Особенным ударом стало решение об оплате российских энергоносителей в рублях, что в немалой степени шокировало и удивило Европейские страны, которые не ожидали такого хода после заморозки активов ЦБ РФ». (Патрисия Коэн. The New York Times).
Ассоциативное, художественно-образное мышление. Ассоциативное мышление –ахиллесова пята интеллекта, а, «образованность, как писал О.Э. Мандельштам, – школа быстрейших ассоциаций». Ты схватываешь на лету, ты чувствителен к намекам – вот любимая похвала Данте. В дантовском понимании учитель моложе ученика, потому что «бегает быстрее». Апеллирование ассоциативной образностью есть необходимый признак креативности – творческих способностей индивида, характеризующейся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. «Человек, согласитесь, значительно шире и больше своего желудка». «Если чиновника схватили за одно место, а он все равно не чешется, — надо схватить его за два места. За все места! И тогда он начнет чесаться». (В.В. Путин).
Харизматик задает темп и скорость коммуникации. Согласно исследованию Элиса Пола Торренса, критериями креативности являются: 1) беглость, понимаемая, как количество идей, возникающих в единицу времени, 2) оригинальность – способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых, 3) метафоричность, – склонность к символическому, мышлению, 4) готовность работать в совершенно необычном контексте, 5) умение увидеть в простом сложное, а в сложном – простое. Выражение: «Я что-то не догоняю, или он что-то не догоняет» – тот критический случай выбывания из коммуникации, когда мы не в состоянии производить нужную скорость и в результате оказываемся на обочине.
Забота. Бременем задан норматив властных отношений, воплощенный в евангелистском императиве: «Если кто из вас хочет стать главным, пусть будет всем слугой» (Св. Евангелие от Марка, 10:43.). «Я понимаю, что взял на себя огромную ответственность, и знаю, в России глава государства всегда был и будет человеком, который отвечает за все, что происходит в стране». «Я вам скажу прямо и, может быть, грубовато: из желудка все достану и раздам бедным». (В.В. Путин).
Миссия – некое высшее предназначение человека. Причем важно, чтобы лидер осознавал, что у него есть некое предназначение что-то изменить. И он в себе должен чувствовать стремление изменить положение дел. Чем миссия отличается от цели? Цель – достижение чего-то для себя, миссия – для других. Миссия Си Цзиньпина: «Построение социализма с китайской спецификой в новую эпоху», Билл Гейтс видит свою Миссию в том, чтобы «в информационную эпоху каждый человек имел свободный доступ к информации и безграничную возможность общения с миром».
Инсайт – освещение, осознание своей жизни, после которого человек круто меняет жизненные ориентиры.
Палитра инсайтов, прописанных потом и кровью, помогающих харизматику запустить важные механизмы, круто изменяющие кризисную ситуацию:
— Страхи и сомнения появляются тогда, когда вы отводите свой взгляд от цели.
— Бесплатное не ценится.
— Кризис - отсутствие решения в системе задач. А значит, отличная возможность стать лучше и сильнее.
— Либо ты решаешь проблемы, либо они тебя.
— У каждого решения есть последствия и ответственность за него. Непринятое решение - тоже решение с последствиями.
— Если нанимать тех, кто будет делать только то, что ты говоришь. Ты будешь максимальной планкой общего результата.
— Думай глобально, действуй локально.
— Если обратиться к тёмной стороне человека, ответ будет той же полярности.
— Гордыня и любовь – начало всего тёмного и светлого в этом мире.
— Всё что нас сейчас окружает – результат принятых нами решений.
Способность улавливать и встраиваться в трансперсональный резонанс. –
"Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим." (Ярослав I Мудрый).
«Во всем свете у нас только два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас." (Александр III)
«…Ленин сделан из одного куска, он монолитен. Роль Ленина есть замечательная демонстрация личности в исторических событиях. Ленин потому мог стать вождём революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нём черты русского интеллигента сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство». (Н.А. Бердяев).
««Зачем нам такой мир, если там не будет России?» (В.В. Путин)
И наконец, харизматический лидер должен быть главным собственником не в экономическом, а в экзистенциальном плане: моя кафедра, моя академия, моя дивизия, мой район, мой город, моя республика, моя страна. Соответственно национальный лидер должен не только вместить в себя различные слои общества, историю, культуру, территорию и т.д., но и не допустить массовой деперсонализации национального самосознания. Видимо не случайно национальное самосознание, выступая как филологическая проблема, представляет собой морфологию притяжательных местоимений. Как известно, притяжательные местоимения указывают на признаки предметов по их принадлежности к участнику речи: мой, твой, ее, мое, наше, их. Особенно интересны притяжательные местоимения в связи с трудностями, возникающими по отношению к третьему лицу, находящемуся в зоне оппозиции. Слова звучат либо грубо, либо ненормативно: ихний, евонный, ейный. Очевидно, это происходит, потому что у них, в принципе, ничего своего быть не должно. Все есть только — «наше», но не «ихнее». В пределе — «За нас с вами, но не с ними!».
В истории случались ситуации, когда к лидерам взывали, но они не возникали, либо появлялись, но запас харизмы быстро иссякал. В результате, Россия расплатилась утратой суверенитета, разграблением своих природных богатств и промышленных предприятий, тотальным обнищанием населения, связанным дефолтом и безработицей.
Александр Иванович Кугай, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, профессор