Нет больше той любви, если кто положит душу свою за други своя
(Ин.15:13)
НИКОЛАЙ КОНОВСКОЙ
Побудительным толчком к написанию данного эссе послужил выездной Пленум Союза писателей России, прошедший в сентябре месяце этого года в Махачкале, в Дагестане. Вернувшиеся оттуда мои соратники по перу были преисполнены необыкновенной радости, готовы были без конца делиться своими впечатлениями, да так зажигательно, что и я решился внести свою малую лепту в копилку нашей общей народной судьбы, рассказав или напомнив о героях, взращённых Дагестаном, перед которыми склоняю главу. Но прежде – о том, что из себя представляет сегодняшний мир, находящийся в руках сил злобы, представляющий угрозу самому существованию человечества и о героях, ему противостоящих.
* * *
Запах витающий трупный, –
Мир погружается в ад.
Смолкли военные трубы.
Лиры давно не звучат.
Свет воссияет, – однако,
Неистощимый во зле,
Чертит железные знаки
Зверь на покорном челе.
Жаром земного соблазна,
Хладом космических дыр
Неустрашимо и властно
Тьма наступает на мир.
Так я писал несколько лет назад, не предполагая, что Зверь столь уже близок. Нам, однако, суждено жить во времена, близкие к апокалиптическим, поэтому разумно было бы коротко вспомнить «Откровение» Иоанна с современными толкованиями, отвечающими моему взгляду на происходящее в мире. Вспомним о четырёх всадниках апокалипсиса, появляющихся друг за другом, несущих хаос, голод, разрушение и смерть во всём мире. Отпетый русофоб З.Бжезинский писал о целях мировой закулисы: «нужны войны, голод и эпидемия по всему миру»…
Первый всадник МОР нужен был для установления тотального контроля и нового мирового порядка (хотелось бы спросить человеконенавистника, как у него прошла встреча с Господом Богом)… Второй всадник символизирует ВОЙНУ(здесь речь может идти о войне Украины и России)… Третий всадник – ГОЛОД, созданный рукотворно, начинает собирать свою страшную жатву по всей планете, и это только начало… Четвёртый всадник – СМЕРТЬ, также запланированный мировой элитой, вследствие обрушения экономики, голода, всеобщего хаоса и дезорганизации, неизбежно приведёт и приводит к массовым смертям, идущим по нарастающей. Колеман говорит в «Комитете 300»: «По крайней мере 4 млрд, «бесполезных едоков» будут истреблены посредством ограниченных войн, организованных эпидемий, смертельных болезней и голода».
Однако, человек предполагает, а Бог располагает, и у нас ещё не перевелись люди, девизом которых служат слова римского императора, представителя позднего стоицизма Марка Аврелия: «Делай, что должно, и будь что будет!»
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Вряд ли в нашей стране, а, может и во всём мире найдётся человек, не знакомый с этими высокими, исполненными печального благородства строками, написанными Расулом Гамзатовым. Это не просто строки, а неумолчная память о двух своих старших братьях, погибших на войне, а также о земляках, с «кровавых полей» пришедших и не пришедших… Хунзах. Родина Расула Гамзатова. Аллея воинской славы и памяти со строгими белого цвета памятниками, увенчанными орденами Великой Отечественной войны, под которыми число ушедших на фронт, вернувшихся и не вернувшихся. Ещё под ними – знакомые любому человеку цифры: 1941–1945. Вчитаемся:
Село Мочох: ушли на фронт – 52; не вернулись – 21; вернулись – 31.
Село Матлас: ушли на фронт – 14; не вернулись – 8; вернулись – 6.
Село Заиб: ушли на фронт – 9; не вернулись – 8; вернулся –1.
Село Обода: ушло на фронт – 97; не вернулись – 42; вернулись – 55…
Вот они-то, подумалось мне, и «…не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей», стали связующей нитью с днём сегодняшним, образцом воинского долга для таких несгибаемых бойцов, как лейтенант полиции, Герой России Магомед Нурбагандов, который в ответ на требование захвативших его в плен боевиков обратиться к сослуживцам с предложением изменить присяге, произнёс фразу, ставшую крылатой: РАБОТАЙТЕ, БРАТЬЯ!
Рамзан Кадыров назвал эти слова наказом всем военнослужащим России.
В этом славном списке нельзя не упомянуть гвардии старшего лейтенанта, командира роты Нурмагомеда Гаджимагомедова, первым удостоившимся звания Героя России в ходе Специальной Военной Операции. Случилось так, что десантники оказались в окружении против многократно превосходящего противника. Раненый командир отстреливался, позволяя своим бойцам занять более удобные позиции для обороны.
Когда враги приблизились уже вплотную, раненый офицер подорвал гранатой себя и окружившего его противника.
Нурмагомед Гаджимагомедов хорошо знал поэзию, прекрасно читал Расула Гамзатова, сам писал стихи. По предложению Николая Иванова, председателя СП России, Нурмагомед был принят в почётные члены Союза писателей России (посмертно).
Думаю, близок ему был и общевойсковой лозунг Русской, а затем и Красной Армии «РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ», который он воплотил в своей короткой жизни.
Армия сильна своим боевым духом и боевыми традициями. К подвигу Нурмагомеда Гаджимагомедова тянется прямая нить от Хусена Андрухаева, поэта, писателя и журналиста, погибшего в 1941 году на Украине. Хусен прикрывал отход своих солдат и завлек фашистов на безымянную высоту. Его окружил взвод неприятелей. Враг крикнул: «Рус, сдавайся!»
Хусен шагнул навстречу врагам с возгласом: "Русские не сдаются!", и бросил под ноги гранаты, раздался оглушительный уничтожающий взрыв. Около 30 гитлеровцев остались лежать на земле. Так поступил "славный сын адыгов" - молодой политрук Хусен Андрухаев. Ему, первому из адыгов и первому из советских писателей и журналистов было посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза…
Кавказ – это не только боевые победы и утраты, не только всегдашняя готовность выступить по первому приказу на защиту Родины, но и божественная горная красота, о чём и моё давнее стихотворение:
В ГОРАХ
Зной полуденный, хлад, и звезда каменистой глуши,
И сплетение крон, и замедленной птицы паренье…
Говорят, по ученью, что, вроде, и нету души
В этом, чающем слова пронзительном божьем творенье.
Грани блещущих скал в голубом неподвижном дыму.
Дышит вечностью мир, дышит жизнь леденисто-безгрешно…
Словно с близкой душою – скажи мне тогда – почему
С этим каменным сном так легко, и светло, и утешно?
PS.Когда часть моей соавторской работы была сделана, я обнаружил в сети публикацию о Дагестане замечательного русского поэта Геннадия Иванова, который помещает фото легендарного Гуниба, сопровождая его коротким текстом. С разрешения Геннадия Иванова привожу текст полностью:
«ГУНИБ ВО ВСЕЙ КРАСЕ! МЕСТО ПОСЛЕДНЕЙ БИТВЫ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ 19 ВЕКА. БЫЛИ МЫ ТАМ НА ДНЯХ. АЛЕКСАНДР ВТОРОЙ ПРИЕЗЖАЛ СЮДА ПОСМОТРЕТЬ ЭТО ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО. ОТСЮДА ПОШЛО НАШЕ ЕДИНСТВО С ДАГЕСТАНОМ, КОТОРОЕ СЕЙЧАС В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ПРОВЕРЯЕТСЯ НА ПРОЧНОСТЬ НА УКРАИНЕ. Интересный факт: в Шамильевском районе 8 000 человек пошли контрактниками в ряды спецоперации.
* * *
Далее тему Дагестана и тему памяти Расула Гамзатова, продолжит писатель СВЕТЛАНА ВЬЮГИНА, побывавшая в Дагестане на пленуме СП России в составе официальной делегации.
СВЕТЛАНА ВЬЮГИНА
Что такое поэзия?
На мой взгляд, во многом, это точность образа.
В полном тексте стихотворения Расула Гамзатова есть такая, не вошедшая в текст знаменитой песни, строфа:
«Они летят, свершая путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кликом журавлиным
От века речь аварская сходна?»
За те несколько дней, что я была в составе писательской делегации, посетившей Дагестан, слушая речь местных жителей и слыша клёкот высоко парящих и словно сопровождающих нас в горных дорогах орлов, я вполне могла убедиться в точности гамзатовского образа…
Теперь, спустя месяц с небольшим, хочу благодарно вспомнить Расула Гамзатова и порассуждать об увиденном…
Писательская делегация перед Пленумом возложила цветы к памятнику поэта на родовом захоронении, строки Расула Гамзатова звучали на самом Пленуме Я подумала, что его величество Случай предоставил мне счастливую возможность благодарно поклониться памяти Расула. И я это сделала. Но были запланированы ещё поездки в Дербент, Гуниб и Хунзах. Вот я и попала в самую дальнюю дорогу, но какую - Хунзах!!! На малую Родину Расула Гамзатова! Будет повод, мечтала я по дороге, рассказать о том, как мне, начинающему литератору, помог Расул Гамзатов, поведать историю, о которой великий Тютчев сказал:
« Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся»…
Конечно, великолепие Дагестанских ущелий, озёр и орлов воспето многими прекрасными поэтами и прозаиками. Сказать, что три с половиной часа)и это только в один конец!) мы напитывали свои глаза и сердца изумительной красотой - это ничего не сказать. А ведь я была и на Ленский столбах в Якутии, сутки сплавлялась к ним по величественной Лене, купалась в ледяной воде восхитительного Байкала, жизнь длинная подарила много славных поездок…Но красота Дагестана была неповторима.
Понятно было, что ничего случайного нет в жизни Но всё-таки я, подобно поэту ,сказавшему «мой дар убог и голос мой негромок» была не настолько самонадеянна и понимала, что свою историю знакомства с Расулом Гамзатовым, со сцены во всей полноте мне вряд ли удастся изложить.
-Ну, хорошо, - думала я. – Если не удастся со сцены, то изложу в застолье. Ведь в нашей делегации люди именитые, известные, народные поэты, каждому из них есть что сказать… По дороге к военному Мемориальному комплексу мы прошли по аллее памяти павших от благодарных потомков, сельчан. Аллея памятников, вот надписи к некоторым из них (в добавление к названным Николаем Коновским сёлам - в его части рассказа о Дагестане):
Село Накитль
Ушли на фронт – 34
не вернулись – 18
Вернулись - 16
1941-1945
Село Мущули
Ушли на фронт – 41
Не вернулись – 21
Вернулись – 20
1941-1945
Село Кахикал
Ушли на фронт – 13
Не вернулись – 4
Вернулись -9
1941-1945
Село Ках
Ушли на фронт – 43
Не вернулись – 17
Вернулись – 2 6
1941-1945
Село Коло
Ушли на фронт – 31
Не вернулись -21
Вернулись 10
1941-1945
Село Джалатури
Ушли на фронт -28
Не вернулись – 22
Вернулись -6
1941-1945
Село Гацатль
Ушли на фронт 234
Не вернулись 155
Вернулись – 7
1941-1945
Село Гозолоколо
Ушли на фронт – 23
Не вернулись – 16
Вернулись – 7
1941-1945
А ещё памятники сёлам, где хранится память о погибших… Гацалух, Буцра, Баитль, Геничутль…
Как благородно в Дагестане сохраняют память павших – своих отцов, дедов!
И как современно сегодня звучит известная всему миру песня Гамзатова «Журавли»!
Когда мне, дочери фронтовика, дали слово, я говорила об этой аллее, о Доме поэзии, цитировала Магомеда Ахмедова, его крылатые выражения:
«Цветок на камне – камень петь способен» или вот такое «Поэт всегда уходит, чтобы остаться»…
Замечательной была встреча с детьми, прочитавшими нам свои стихи на русском и аварском языках в сельском Доме поэзии! Концерт у мемориального комплекса, звучали стихи, песни на стихи Гамзатова… Был сильный пронизывающий ветер и свои куртки нам(, мне и Наталье Харлампьевой) накинули на плечи глава администрации и его заместитель. Но на прощальном чаепитии, я , говорила, в основном, об этой аллее. Сейчас, когда злые неумные руки рушат памятники солдатам на Украине и Прибалтике, особенно пронзительна и дорога эта гордая и горькая память дагестанцев.
Накануне вечером я прочитала в книге Магомеда Ахмедова «Письмена» историю о том, как его, 14-летнего приметил поэт Омар-Гаджи Шахтаманов, позвонил Гамзатову и они вместе заметили-приветили талантливого юношу, и потом опекали его, отправили в Литературный институт…А у меня
вот осталась нерасказанная история моего знакомства с Расулом Гамзатовым в правлении Союза писателей России. Я только-только начала работать в приёмной комиссии, куда меня перевели после двухлетнего «референства». Тогда у меня сильно болел сынишка. Я много бюллетенила. К тому же неудачно попробовала выступить на совещании молодых авторов в «Мурзилке», там меня семинаристы покритиковали. Если честно, я была просто раздавлена и по дороге домой поплакала и отморозила щёку(дело было зимой). И вот задумала я уйти с работы. И уже заявление подписала и по дороге в отдел кадров встретила наших классиков – Сергея Михалкова. Расула Гамзатова, Давида Кугультинова и Кайсына Кулиева. Глаза у меня были на мокром месте: не каждый день решаешься с работы уйти.
Михалков приостановился и, увидев свёрнутый трубочкой лист, полюбопытствовал :
- Что это у тебя такое? - Я сбивчиво объяснилась.
Сергей Владимирович заявление молча забрал, порвал его, а моему маленькому сыну пообещал подарить свою книгу с картинками, когда тот научится читать. Расул же Гамзатов пообещал перевести моё стихотворение на все языки Дагестана (а их ни много, ни мало по-моему около100). Кугультинов Давид заверил, что и Калмыкия в стороне не останется, а Кайсын Кулиев оказался в своей поддержке не менее щедрым.
Я, правда, единственное стихотворение написала в Артеке, когда была ещё школьницей и стихотворение так и не решилась отдать на конкурс, для которого оно было написано. А Гамзатову отдала. Правда, потом о его судьбе никогда не спрашивала. Но вот все мои прозаические публикации Гамзатов в дальнейшем одобрял. А рассказ «Вовка рисует машины», напечатанный в «Мурзилке», потом перевели чуть ли не на все языки нашей необъятной Родины!..
* * *
С благодарностью вспоминая своих старших товарищей, наших замечательных писателей-фронтовиков, сама стараюсь, по мере сил, поддерживать, хотя бы человеческим участием нуждающихся в моей помощи.
Но, конечно, нам всем ещё надо учиться и учиться бережному отношению к начинающим литераторам и просто к людям, которым нужно доброе человеческое сочувствие.