…во время Первой Мировой будет написан романс о любви: тот, что закружит потом поколения, потеряв в вихре исполнения автора, и будет жить самостоятельной жизнью:
Только раз бывают в жизни встречи,
Только раз судьбою рвётся нить,
Только раз в холодный зимний вечер
Мне так хочется любить!
Он светлый – романс, хоть и заигран, и запет - не теряет своей световой игры жемчужных ощущений…
Во время Первой мировой П. Герман – автор романса – писал так же скетчи и юморески: будто противостоял безудержному дыханию смерти, по чьей воле испытывались новые виды оружия в ходе войны…
Герман создавал поэтические тексты, становившиеся столь знаменитыми, что… имя автора обидно терялось, оставаясь ведомым только специалистом.
Так, в 1921 году совместно с композитором Ю. Хайтом был написан «Авиамарш»:
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.
Запето тоже, очень по-советски, и – снова и снова исполняется, поражая бодрым и молодым задором, желанием жить, вершить нечто необычайно.
Скучно довольствоваться малым.
…кажется, его лирические стихи исполнялись именно для эстрадного исполнения: почему-то видится Вертинский, поющий их:
Узор судьбы чертит неслышный след:
Твое лицо я вижу вновь так близко;
И веет вновь дыханьем прошлых лет
Передо мной лежащая записка:
Не надо встреч… Не надо продолжать…
Не нужно слов, клянусь тебе, не стоит!
И если вновь больное сердце ноет,
Заставь его застыть и замолчать!
Вертинский – с его характерным, мягким грассажем, неповторимой интонацией…
…что-то от серебряного века мерцало в иных созвучиях, но и – советизм потёк обильными струями: Герман писал и пропагандистские стихи…
Такая участь: раствориться в нескольких популярнейших песнях и романсах…
Впрочем, не из худших: если иметь в виду тяжесть огромного количества литературных судеб.