Главное политическое потрясение 2022 года – военная спецоперация России на Украине по освобождению Донбасса, которой предшествовали другие значимые события: в первую очередь волнения в Казахстане, вылившиеся в кровавую вакханалию; многократное увеличение обстрела городов Донбасса из тяжёлой артиллерии украинскими вооружёнными силами, активизация диверсионной работы украинскими органами и, как следствие, гибель мирного населения, разрушение городской инфраструктуры, жилых домов, школ, больниц, детских садов, многократное увеличение количества беженцев с этих территорий в Россию; признание независимости Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в их конституционных границах властью Российской Федерации; начало боевых действий на Украине.
Ежедневно в формате хроники эти судьбоносные события отслеживает Валерий Сдобняков в своей новой книге «Забытая дорога назад», первые главы которой (2022 год. Январь – Апрель) открывают 75-й номер журнала «Вертикаль. ХХI век». Эту хронику трудно оценивать с литературной стороны. Вернее всего – это работа на будущее, для тех литераторов и историков, которые возьмутся описывать переломный момент в истории мира, когда, как и во Второй мировой войне, весь западный мир объединился в борьбе с Россией.
Да, это хроника, которая читается захватывающе, которая пропитана человеческим горем и болью. Но есть в ней и свет надежды…
Александр Ломтев выступает с документальным повествованием «Тихий гений из Сарова» о судьбе выдающегося учёного из Саровского ядерного центра, математика Николая Александровича Дмитриева. Это был один из тех «незаметных» тружеников, кто не стремился к получению наград, не старался быть на виду. Но без труда которых невозможно представить создание оборонного ядерного щита СССР.
Автор документальной повести сожалеет: «В Сарове… есть улицы Музрукова, Сахарова, Духова, Харитона... Улицы Дмитриева, однако, в Сарове нет. Единственное, чего удалось жителям города добиться от властей, – установки великому математику памятной доски на стене сталинки, в которой он жил».
Заканчивает Ломтев повествование воспоминаниями академика-диссидента Андрея Сахарова о Дмитриеве: «В его позиции по этим вопросам ярко проявилась абсолютная интеллектуальная честность, острый парадоксальный ум. Коля был одним из немногих, не обменявших медаль лауреата Сталинской премии на медаль лауреата Государственной премии…»
Вот уже не первую статью публикует в журнале профессор, доктор филологических наук Виктория Трофимовна Захарова. Новая работа профессора столь же захватывающе интересна, как и предыдущие. Статья названа автором «Провинция и столица: мифопоэтика урбанистического пространства в прозе русского зарубежья». В тексте анализируется творчество М.А. Осоргина, его автобиографическая книга «Повесть о сестре» и произведения других русских писателей – эмигрантов первой волны: Б.К. Зайцева, И.А. Бунина, Л.Ф. Зурова.
Продолжается публикация книги воспоминаний «Жизнь в профессии» А.М. Коломийца – доктора наук, заслуженного геолога РФ, профессора Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, академика нескольких академий, члена Высшего горного совета РФ.
Журнал уже поместил на своих страницах главы, посвящённые автором рассказу о детстве в Ужгороде, учёбе в институте в Москве, первым производственным шагам в профессии в Казани. Новый отрывок раскрывает тему геологической работы в Горьком.
Один из самых любимых авторов «Вертикали. ХХI век» священник Евгений Юшков размышляет над статьёй Ивана Александровича Ильина (2882-1954) «Русская идея».
Заканчивает батюшка свою статью такими словами: «Надо всем опомниться, прийти в себя. Церкви не напрасно восстанавливали и строили. Хочется надеяться, что не напрасно. Главное, чтобы в них был народ Божий».
Автор из Москвы Александр Савельев второй раз появляется на страницах «Вертикали. ХХI век». И если дебют его состоялся двумя небольшими рассказами, то на этот раз представлена на суд читателей полноценная повесть-воспоминание «Маркиз, или Сутки радиста», содержание которой посвящено прохождению Савельевым в далёкие годы службы в рядах Советской Армии (вернее военно-морского Черноморского флота) на крымском полуострове, в специальном подразделении связи.
Автор раскрывает и характеры героев повествования, и любопытные детали быта советских военнослужащих-радистов.
Понятно, что записки пронизаны ностальгическим светлым чувством. Это создаёт при чтении особенную атмосферу доверительности.
Заканчивает Савельев «Послесловием», где рассказывает о поездке на место прежней службы уже в нынешние времена, в свободный русский Крым.
Более скромен на этот раз поэтический раздел журнала. Правда и тут есть заметная публикация. Это поэма «Летят гуси на Донбасс» известного татарского поэта из Казани Рената Хариса в переводе на русский язык Николая Переяслова. Творчество этих талантливых авторов широко известно российскому читателю и, пожалуй, не нуждается в особом представлении. Новая их совместная масштабная работа, несомненно, привлечёт внимание читателей «Вертикали».
Есть в журнале и подборка иронических стихов нижегородца Андрея Альпидовского.
В разделе критики Дмитрий Фаминский в статье «Не смотря на проделки Нана и его подданных» «путешествует» по страницам книги Михаила Попова «Идея».
Текст Татьяна Антиповой «Первая попытка» поражает и даже пугает своей исповедальной открытостью. Необычное откровение, на которое публично далеко не всякий решится. Редакция тут явно пошла на некий смелый эксперимент, открыв на своих страницах новую рубрику «Современные записки». В этом же русле заметки Емельяна Кондратьева «Стрелок сбербанка» и «Ответы Владимиру Познеру».
Мне трудно оценивать подобные произведения. Но ясно одно – раз авторы их пишут, а «Вертикаль. ХХI век» идёт на то, чтобы их опубликовать – значит тут есть нечто, что должно быть донесено до читателя.
Завершается журнал рассказом Валерия Сдобнякова «Поэзия от щедрот Божьих» – о прошедших торжествах на родине Бориса Корнилова, в городе Семёнове Нижегородской области, где отметили 115-летие своего знаменитого земляка, – и его размышлениями о творчестве поэта.
В завершении отметим, что обложку 75-го выпуска украсили рисунки художника Г.А. Скотиной, а внутри блока помещены, как происходит уже на протяжении многих номеров, графика из записных книжек Н.П. Мидова.
Обильно представлены в журнале сопутствующие интересные информационные материалы – заметки в «подвалах» статей «наша хроника», предложение подписываться на блог местной писательской организации, оповещение о выходе новых книг и состоявшихся публикациях авторов «Вертикали» в других литературных изданиях страны.
Павлова Наталья родилась и училась в Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Постоянный автор журнала «Вертикаль. ХХI век». Живёт и работает в Нижнем Новгороде.