Есть такое крылатое и пошловатое выражение «Увидеть Париж и умереть». Лучше сказал о Париже Эрнест Хемингуэй: «Праздник, который всегда с тобой». Эти высказывания о городе – французской столице вспоминаются неоднократно в связи с Тобольском. Чем впечатляет и удивляет наш город гостей, какие пробуждает желания и намерения? На рубеже лета и осени в этом году встреча с Тобольском состоялась у тридцати художников, которые приехали на Всероссийский пленэр, организованный администрацией Тобольска по инициативе главы города Афанасьева Максима Викторовича, а также Тюменским региональным отделением Союза художников России. Пять участников пленэра, московских художников, жили в парке «Ермаково поле», в доме у Аркадия Григорьевича Елфимова. Большинство приехали в Тобольск впервые и – не пожалели. Вот их впечатления.
Виктор Лукьянов, российский художник-реалист, почетный академик Российской Академии Художеств, вице-президент Международной академии творчества:
– Пригласил нас на пленэр в Тобольск мэр города, Максим Викторович Афанасьев. Мы с ним случайно встретились в тобольском аэропорту, когда я уезжал из Тобольска, отработав десять дней в начале этого лета – а пригласил меня в Тобольск Аркадий Григорьевич Елфимов. Я был очарован Тобольском, много писал и возвращался с большим багажом. Максим Викторович предложил помочь оформить багаж. Разговорились, и вот родилась такая идея – приехать командой московских художников. А поскольку планировался еще и всероссийский пленэр, то мы и присоединились к нему. Все участники-москвичи объединены званием победителей конкурса «Старая Москва». Это конкурс-пленэр, который в этом году будет проводиться в восьмой раз, и попасть на него могут только 50 участников. Проводит его Московский Дом национальностей при поддержке Академии художеств и мэрии Москвы. Это весьма статусное мероприятие, и после того как я встретился и подружился тут, в Тобольске, с художниками из разных городов, мы введем всероссийский статус этого конкурса. По итогам конкурса обязательно проводится выставка, а победители имеют право еще и на персональную выставку в Доме национальностей. Спасибо Александру Сергеевичу Новику, Заслуженному художнику России, председателю Тюменского регионального отделения Союза художников России, замечательному организатору этого Тобольского пленэра и удивительно чуткому человеку, мы его называем «губернатором тюменских художников». Он сумел привлечь сюда самых лучших художников России, и это правильно, ведь Тобольск это не просто древний город, это символ Сибири, это центр ее, организационный, духовный, культурный, который притягивает. Нам мистически было это продемонстрировано, потому что все готовились к холодной осени, низким температурам, а на деле оказалось 25 градусов, солнце, а дождь - только ночью, оживил природу, добавил новых красок – как здорово смотрится мокрый асфальт, небо после дождя! Мы даже в погоне за работой отказались от предложения проехаться по реке – не до отдыха, хотелось работать, чтобы ничего не упустить. По итогам пленэра открылась наша выставка в художественной школе на Челюскинцев, а часть моих работ экспонируется в ТЦ «Ермак». Огромная благодарность Аркадию Григорьевичу Елфимову, он чуткий хранитель, он организовал выставку в «Ермаке», ему я оставляю свои работы в дар. Ему – значит городу. Наш коллектив воодушевлен, сейчас будем готовиться к своему конкурсу в Москве, но, конечно, вдохновение и энтузиазм, полученные здесь, ни с чем не сравнимы!
Анатолий Коробкин, член Международного художественного фонда, член Союза художников России:
– Виктор Евгеньевич Лукьянов предложил поехать в Тобольск на этюды. В Тобольске я не был никогда, было интересно посмотреть. С Тобольском я знаком только по книге Алексея Иванова. Больше всего впечатлил здесь сам рельеф местности, горы, на которых стоит город, нижняя часть города, Иртыш течет внизу. Когда стоишь на горе, вспоминается вид Флоренции. Когда смотришь на Иртыш со стороны Завального кладбища, тоже красивый такой изгиб реки. Интересные люди в городе, общительные, познакомился с одним фотографом, который рассказал удивительную историю. Его знакомая вышла замуж за шведа и в компаниях там, упоминая, что она из Тобольска, слышала несколько раз, как шведы говорили, мол, их предки бывали в Тобольске, строили кремль. Получается, что потомки знают, где бывали их пращуры. Есть здесь у вас и «сибирский Фаберже» – ювелир Анатолий Литвинов, уровень его работ впечатляет. У него есть прекрасная коллекция старинных вещей, к тому же он охотник. Он очень помог мне – дал великолепную натуру для натюрморта. Я давно задумал написать картину с сюжетом «Сбор ясака казаками в Сибири», где будет изображено, как местные жители приносят шкурки пушных животных. Так вот. В Москве я не мог найти подходящие шкурки, ведь шуба из магазина – совсем не то, а у Литвинова они оказались. Рыси, белки, куницы, соболя – то, что надо! Получилось так, что эта поездка помогла мне в работе, которую я мечтал осуществить. Там будет изображен и Иртыш, и дальние планы сибирских просторов, и коренное население Сибири. И здесь я как раз написал много таких этюдов, включая портреты местного населения. Мне нужно было прикоснуться к натуре, к сибирской природе, к этим краскам, почувствовать это все. Важно было увидеть атмосферу – одно дело Подмосковье, другое – здесь: климат, влажность воздуха, цвет дальнего плана, вода в реке, это не Москва-река, не Клязьма, не Волга. Цвет Иртыша чуть фиолетовый, в бурную погоду даже красный. Очень сильные впечатления. Мощь, сила, красота!
Владимир Бубенщиков, академик Международной академии творчества, художник, скульптор, богослов:
– Я когда впервые больше сорока лет назад приехал в Москву из Рудного Алтая – это северный Казахстан, то нашел место, похожее на родину. Это город Боровск, где холмы, излучина реки, и это дало мне успокоение. Приехав в Тобольск, почувствовал то же – какое-то близкое и родное ощущение. Та же природа, те же кедры. Тут еще какая-то мистическая вещь. Через Рудный Алтай течет Иртыш в своем начале. Мои родственники переехали в Омск и, бывая у них, я тоже видел Иртыш. И здесь – опять Иртыш! То есть эта река стала такой связующей ниточкой моей жизни. И всякий раз река, когда встречаюсь с ней, становится все многоводней. Тобольск, конечно, удивительное место, кремль – замечательный. Ростов, Суздаль, Новгород – прекрасные русские города, где тоже есть кремли, монастыри, башни, но у Тобольска есть особенность: это не туристический город, куда люди приезжают поглазеть, увидеть какие-то достопримечательности, а это что-то глубоко личное. Наверное, потому, что Тобольск сильно отличается от других древних городов. Архитектурные особенности Софийского собора несравнимы ни с Московским кремлем, ни с другими столичными памятниками архитектуры, где чувствуется влияние Европы и запада – здесь все по-русски! И русская кровь, и русский код, и та история, часто трагическая, непонятная, но про которую Пушкин сказал: другой мне не надо… Тобольск почему-то обязательно рифмуют с местом ссылки, средоточием тяжелых судеб, но ведь здесь шла и другая жизнь своим чередом, какие храмы красивые строились! Мне кажется, что пришло время созидания, творчества, этот край начинает процветать, происходит обновление творчеством. Появляется идея, мысль, действие. В частности, и этот пленэр, в результате которого останутся картины, идеи и это здорово! Все это ломает историю от кандалов к созиданию, к творчеству. Оно так и было ранее – люди трудились, строили храмы, ну, была тюрьма – но где же ее нет? Тобольск – сакральное место, не для туристического любопытства, а для личного погружения, таинства, чего-то жизненно ценного… А мы, художники, как проводники. В одном из моих богословских трудов у меня была тема о чуде. Чудо – это норма жизни. Мы греховны, поэтому отходим от этой нормы. Но чистая душа пребывает в этом чудесном проживании жизни… Я жил в детстве в месте, куда люди убегали во времена раскола, это место называли Беловодьем, где стекающая с гор вода как молоко. Там до сих пор живут старообрядцы. Они видят, что там природа все дает человеку, а главное – свободу. И если ты несешь в себе это Беловодье, то оно помогает убирать всякую завесу, где бы ты ни был. И здесь, в Тобольске, видишь главное, чем дышит город, в чем его истинная ценность. Убирается покров социума. Иртыш ранее называли Ирий, рай в переводе. Мы нашли здесь такой вид с берега, что дух захватило… Для меня осмысление пребывания здесь еще впереди, но завеса приоткрылась. Я уезжаю совершенно другим человеком.
Антон Астапов, член Союза художников России, преподаватель Московского архитектурного института:
– Когда я вышел на берег Иртыша, то нашел то самое место, которое постоянно рисовал, делал наброски, представляя его. И тут увидел воочию! Это было очень здорово. Я родился в Ленинграде, лет 15 живу в Москве. Вырос я на берегу Финского залива, видел постоянно простор – и здесь такой же простор, дышится легко. Как будто приехал к себе. И еще я обожаю лес, и тут мы жили в парке. Здесь потрясающие люди, очень отзывчивые. Дети поразили и не только те, с которыми я проводил мастер-класс. Захожу в магазин, выходит женщина с коляской. В магазин заходят две девочки, одна, лет семи, начинает протискиваться, а другая, постарше, говорит с той, мол, ты не знаешь, что ли, что надо пропускать тех, кто с коляской! Отсюда будет возрождение России. В больших городах уже все потеряли что-то главное, забыли о прекрасном, одна работа на уме, погоня за деньгами, на душу не хватает времени. А здесь и дышится легко, и такие виды шикарные. Я бы не сказал, что Тобольск провинциальный город. Хочется еще приехать сюда, зимой, например. Не хватает Тобольску какой-то государственной воли, чтобы восстановить, возродить старинный город. Я разговаривал с вашим мэром, предлагал организовать в Тобольске практику для студентов нашего архитектурного института, чтобы они занимались здесь реставрацией. Он сказал, что ему это интересно. А Аркадий Григорьевич Елфимов сделал шикарный парк – я с супругой тоже занимаюсь ландшафтным дизайном. Он большой молодец. Мы признательны ему за великолепные условия, которые он нам предоставил. Наши коллеги по пленэру жили в подгорной части, в квартале современных домов, что у подножия горы. Хочу сказать, что этот квартал ужасен… Он совершенно не вписывается в историческую часть нижнего города. Жаль, что не сохранились старинные дома, что были там. Есть такая практика сохранения старинной архитектуры – из института землеустройства студенты на практике делают обмеры таких домов, чтобы зарегистрировать эти дома в ЮНЕСКО – так мы работали на русском Севере. И здесь то же самое можно сделать. Если получится, и переговоры будут успешными, мы готовы получить техническое задание и начать делать эту работу.
Алексей Буртасенков, академик Российской академии художеств, доцент Московского государственного института культуры:
– Первый раз в Тобольске, много слышал, много читал. Когда Виктор Евгеньевич Лукьянов предложил поехать, сначала я отказывался, но, когда узнал, какая компания собирается, да среди прочих участников пленэра мой давний школьный друг Анатолий Коробкин будет, то согласился. Не ожидал, что в Тобольске такая масштабная архитектура. Это было самое большое потрясение – такая Русь изначальная в глубинной Сибири. Тоболяки большие молодцы – сохранили все это, и хотелось бы, чтобы такая историческая архитектура, дома старинные были сохранены и далее. Это важнейшая задача горожан. И в этом принимает участие наш новый друг, у которого мы живем, Аркадий Григорьевич Елфимов. Не меньшим потрясением для меня было, когда я узнал, каким большим делом – изданием исторических трудов, в частности, Ремезова, занимается он. Аркадий Григорьевич рассказывал, с каким трудом удалось из библиотеки Гарвардского университета достать сканы «Хорографической книги Сибири» Ремезова, чтобы ее издать. Это важная миссия, нелегкая ноша, которую он несет. А парк! Для такого небольшого города – это чудо. И главное, все это – для людей. Вот мы, художники, для кого работаем? Вроде бы – для себя, нам же нравится то, чем мы занимаемся. Но в итоге-то все остается людям. В Москве, например, давно хотели снести мастерские в центре города, в которых мы работаем. Но благодаря художникам уникальный архитектурный ансамбль на Пречистенке, где мы работаем, сохранился. Отчасти человек, сохраняя культуру, делает это для потомков. Ведь ваш город такой небольшой, всего сто тысяч населения, а кажется, что он огромный – по духу, по мощи. Статус города непререкаем – духовная, культурная столица Сибири, это ощущается в культуре людей. Думаю, большое влияние на тоболяков и оказывает сохранившийся архитектурный ансамбль кремля, множество музеев, высокохудожественных памятников, сделанных талантливыми и известными скульпторами с мировым именем.
Если перечислить: Семену Ремезову, Федору Достоевскому, Петру Ершову, Александру Алябьеву, протопопу Аввакуму, Ермаку, Поклонный крест дружине Ермака – роскошная монументальная вещь!
В Тобольске, в отличие от молодых, новых городов, есть сердце!
Ирина Трофимова, журналист (г. Тобольск)