На мой взгляд, самый популярный и востребованный в широкой читательской среде стихотворный жанр – это лирика. Русская лирика изначально по своей художественной сути чрезвычайно проникновенна, отзывчива на чувствоизлияния и глубокую внутреннюю экспрессию. Так традиционно повелось ещё со времён Тютчева, Баратынского, Фета, а может быть, и раньше, не говоря уже о чудодейственной лирике Пушкина, Лермонтова, поэтов серебряного века – Блока, Бальмонта, Николая Гумилева, Есенина, Ахматовой, и ближе к нашим дням – Твардовского, Викулова, Рубцова, Смелякова, Старшинова, Заболоцкого и других, несмотря на глубоко индивидуальный облик их художественного творчества.
Даже великий русский одописец Ломоносов и склонный в своём творчестве к высокой патетике Державин понимали, что отечественная поэзия «держится» не на крупных стиховых жанрах – поэмах и одах, но прежде всего на тончайшей в своих стилистических извивах психологической лирике, которая способна неимоверно сильно «разжалобить» сердца читателей, вселить в них чувства добрые, прекрасные, вечные…
Гениальный Пушкин прочно и неколебимо утвердил лирику как несравненно самобытную и выразительную форму поэзии и смело вывел её на авансцену среди других литературных жанров, обогатив ярким художественным блеском и неподражаемой эстетической глубиной – будь то вечная тема безоглядной любви, воспевание родной русской природы или выражение глубоких гражданских патриотических чувств – в силу того, что лирика необычайно тонкий, изящный и проникновенный жанр, отвечающий внутренним законам нашей национальной эстетики.
О лирике можно вести долгий разговор. Она многообразна по смысловой направленности и не ограничивается трогательным воспеванием влюблённых сердец. Лирика может быть окрашена и в патетические, гражданские тона (Ломоносов, Державин), и погружена в бездонные философские искания (Тютчев, Баратынский), и вместе с тем выражать горячую публицистическую страсть (Маяковский, Твардовский) и т.д. Русскому поэтическому мышлению необходимы философские обобщения, неудержимое стремление дойти во всём до самой сути, глубинное понимание вечности, истории, смысла жизни и т.п. Получается, что русская лирика – это некая эстетически проникновенная философия ума в теснейшем содружестве с горячим биением сердца, ей чужды рассудочность и холодные тона европейской лирики…
…Об этом думалось мне, когда читал сборник лирических стихов «Малиновый закат» (Кубань, 2021. – 96 с.) известной кубанской поэтессы Ольги Новожиловой. Она далеко не новичок в литературе, автор восьми поэтических сборников стихов, член Международного Союза писателей и мастеров искусств, член зонального литературного объединения Севера Кубани «Родник» г. Тихорецка, член Краевого литературного объединения «Верность» г. Краснодар. Отмечена рядом авторитетных литературных номинаций, участник Открытого краевого семинара литераторов, посвящённого 75-летию Великой Победы (2020 г.).
Разумеется, титулы, творческие поощрения и всевозможные высокие звания и награды ещё не определяют качественный уровень произведений художника слова. Но и пренебрегать ими тоже нельзя, ибо за ними годы и годы упорного творческого труда и нелегких эстетических поисков, страсти, волнения и переживания, которые потом вливаются капля за каплей в творческую стихию…
Хорошо поэтесса сказала о себе сама:
А зовут меня Ольга!
Этим сказано всё.
В ясном имени столько
Звёзд, огней, парусов!
А зовут меня Ольга!
Я перечу ветрам.
Я – огонь, сила, воля.
Я бегу по волнам.
Закаляясь невольно,
Пью мечту из озёр.
Ведь зовут меня – Ольга!
Этим сказано всё!
(«А зовут меня Ольга»)
Что же и почему так горячо и сильно вдохновляет поэтессу на столь откровенное и доверительное признание? Почему она предпочитает художественно «овеществлять» себя прежде всего в лирике, хотя ей вполне по силам и жанр поэмы, и документально – мемуарная проза... И вновь мы находим ответы в риторических вопросах автора в стихотворении «Где берёшь вдохновенье, поэт?»:
Где берёшь вдохновенье, поэт?
Солнцем дерзким чьё сердце согрето?
Чей ласкаешь во сне силуэт?
Чьи глаза вновь тобою согреты?
Заставляя пульсировать кровь,
Тонешь в реках любви без стесненья.
И кому миллионы стихов
Посвящаешь ночами с волненьем?
Кто в мечтах безоглядной звездой
Освещает твой путь в непогоду?
И кого ты ведёшь за собой,
В омут ласки, не знающей броду?..
Вдаль три времени года прошли,
Просочились сквозь пальцы поэта.
И осталось на кромке Земли
Вдохновенье, зовущее в лето!
Лирика О. Новожиловой полна многосмысловых аллегорий и символична по художественной стилистике. Часто используемые ею образы не многоцветной, скромной русской природы олицетворяют трудные судьбы сограждан. Так, в стихе «Последний лист прижался к тротуару» легко увидеть тяжёлую, не сложившуюся судьбу печально одинокого человека, от которого, будто отжившие своё пожелтевшие осенние листья, «собратья разлетелись… А колкий дождь пронизывает спину…» (с. 7).
Однако, отчётливо понимая, что тоска и уныние Богу противны, и надо верить и стремиться к полнокровной жизни, автор сменяет минорные тона на светлый, одухотворяющий мажор:
Смирись, мой друг, что жизнь недолговечна.
Забудь дожди и помни о рассвете.
Придёт весна, и птицы защебечут –
Себя узнаешь в новом силуэте…
В тесном единении с природой живёт испокон веку человек. Мир русской природы – та широкая, вольная стихия, в которой обретает себя, во всей своей естественности постигает Божий мир и лирический герой Ольги Новожиловой. Эта немеркнущая традиция нашей национальной поэзии, по сути, стала для неё творческим компасом. Потому её положительно прекрасные герои живут в полной гармонии с чарующим миром природы.
Как мы помним, русская национальная лирика изначально питалась и вдохновлялась теснейшей связью и взаимодействием с природой. Лучше великого Тютчева не скажешь:
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь. В ней есть язык…
Полагаю, сознательно ориентируясь в своём творчестве на художественно - философские искания и традиции Тютчева и других поэтов – мыслителей, О. Новожилова всецело пленена скромными русскими пейзажами. Природа под её рукой живёт своей полнокровной жизнью и, будто наделённая светлым разумом, соучаствует в судьбах людей, спасает и оберегает их от бед и зла. Очень важна морально - этическая мысль её лирики: мир природы изначально гармоничен и всецело обласкан Богом, этот мир удивительно прочен, целен и совершенен, чего нельзя сказать о человеческом сообществе, погрязшим в антиподах гармонии, нарушающим Божественную природную симфонию…
Тема любви также решается поэтессой в морально-этическом ключе. В стихотворении «Жизнь проходит от вёсен до зим…» весьма прозрачен мотив поначалу не сложившихся любовных связей двух сердец: «Я была без тебя молода… Ты не мною был пьян и любим…»:
И текли наши реки вдали
Друг от друга за тысячи вёрст.
Но однажды, с зарёй, журавли
Нам с тобою построили мост.
Все дороги к мечтам не просты,
Пред тобой стала смелою я.
Мне известно, кто я. Знай и ты:
Лебединая песня твоя!..
Налицо метафоризация художественного мышления поэтессы, отчётливо видишь её неудержимое стремление оживить и выразить человеческие чувства и переживания через посредство живой стихии природы.
…И не только Божественная, не знающая низменных страстей природа под пером поэтессы живёт, волнуется, сопереживает человеку. Всё сущее на земле - это не безмолвная пустыня мрака и дисгармонии, всё мирозданье окрест человека словно бы награждено живым сердцем, волнуется и трепещет, переживает за человека и человечество: «наклоняется небо ниже, тучи гнётом давят плечи…», даже, казалось бы, такой застывший в своей каменноликости монстр – «башня Эйфелева стонет, знает толк в делах житейских» («Наклонилось небо ниже»).
Лирика О. Новожиловой гражданственна и патриотична по духу. Искренне восхищаясь чужеземными эстетическими шедеврами и восхитительными красотами, отдавая несомненную дань европейским духовным ценностям, её лирический герой прочно и неразрывно связан своими глубинными духовными корнями с родным Отечеством:
В Дюссельдорфе в небе ходят тучи.
Но в душе не вызвать им стихию.
Хорошо в гостях, но дома лучше!
Я лечу под дождь! Домой! В Россию!
(«В Дюссельдорфе дождь…»)
…В литературной критике некогда активно культивировалось весьма сомнительное понятие – «женская лирика». По всему, имелся в виду тот набор индивидуальных средств художественной выразительности, тех используемых поэтических «инструментов», которые, дескать, кардинально отличают «женскую» лирику от «мужской».
Если и принять на вооружение этот пресловутый термин применительно к О. Новожиловой, то её «женская лирика» наполняется отнюдь не легкомысленными чувствами, волнениями и переживаниями, как то этому жанру приписывают, но действительно женственна в полном смысле этого слова, то есть удивительно чиста и благородна по мысли и художественным поискам, ей свойственны духовно – эмоциональная приподнятость, утончённая стилистика, поэтическая чистота и свежесть стихового слова, до которых далеко не всегда успешно «доберётся» иной поэт – мужчина…
Умозаключения О. Новожиловой свободны от назойливого морализаторства и скучных назиданий, к а к н а д о п р а в и л ь н о ж и т ь, к а к и к о г о надо любить или ненавидеть… Лишь порой поэтесса, словно бы не сдержав своих эмоций, желая открыто поделиться своими горестями, сомнениями и печалями, озадачивается вопросом, обращаясь к своему визави, и произносит, вопреки своему глубокому чувству любви, отповедь подобно той отповеди, что дала пушкинская Татьяна Ларина признавшемуся ей в любви Евгению Онегину:
Слова… слова. Пустое… Что Вы.
Берет, перчатки, выдох, вдох…
С души не снимите оковы
Среди интриг и суматох.
Давал Вам Бог – Вы не хранили
В потёмках путаясь мирских.
Слова… слова Вы говорили.
А сами верили – то в них?..
(Слова… Слова…)
Женские характеры в лирике О. Новожиловой чрезвычайно сильны духом и волей, но столь же трепетны и нежны в проявлениях своей безоглядной и верной любви. Они чрезвычайно горды, но не горделивы, жертвенны в своих поступках ради любимого избранника, но и способны решительно и твёрдо отринуть его от себя, если избранник не оправдал высоких и светлых надежд и устремлений. Именно так поступает лирическая героиня стихотворения «Ты можешь…»:
Тебе – Бог судья.
В любви своей каюсь.
С тобою же я
Навеки прощаюсь…
Тема большой и чистой Любви – центральная в лирике поэтессы. Причём Любви судьбинной, страдательной, не способной на легкомыслие отношений и легковесные незрелые поступки. Даже, на первый взгляд, стихи игривые, шутливые, озорные, казалось бы, не претендующие на глубокомыслие, искрятся россыпью пёстрых метафорических красок и глубоки по мысли и чувству:
Здравствуй! Знаю, что простужен
Ты дремотой в этот час.
Ты – мужчина. Ты мне нужен.
Лёд и пламя. Без прикрас.
Да, ты – мой! Мой стон полночный.
Вечный зов. Любви искра.
Я хочу водой проточной
Пожелать тебе добра…
(«Здравствуй!»)
Или – столь же решительно категоричный мотив по праву отвергнутой, недостойной былой любви в стихе «Вот и встретились…» (подражание Булату Окуджаве):
«Вот и встретились два одиночества…»
Не для нас.
Принимать это сердцу не хочется…
Не сейчас.
И две жизни поставил, не думая,
Ты на кон.
Превратились судьбины угрюмые
В снежный ком.
Ты ведь гений! Ты – царь! Ты – Величество!
Ты – такой!
И разрядами бьёшь электричества…
Не впервой.
Ты с безумным характером искренность
Просмотрел.
Стать могла бы родною и близкою…
Не сумел…
Конечно, отдельными цитатами, приводимыми в данной статье, едва ли сполна убедишь читателя в яркости, самобытности и неординарности стихов Ольги Новожиловой. Остаётся пожелать любителям лирики взять её сборник стихов в руки и всецело проникнуться их благородными, чистыми устремлениями, помыслами, чувствами радости, горести, романтических надежд и мечтаний… И мы увидим, чего действительно стоит подлинная «женская» лирика во всей красе её благоуханных поэтических красок, художественных исканий и находок.
Владимир Юдин,
пгт Мостовский, Краснодарский край