Малиновые закаты Ольги Новожиловой

О стихах известной кубанской поэтессы

0
505
Время на чтение 8 минут

На мой взгляд, самый популярный и востребованный в широкой читательской среде стихотворный жанр – это лирика. Русская лирика изначально по своей художественной сути чрезвычайно проникновенна, отзывчива на чувствоизлияния и глубокую внутреннюю экспрессию. Так традиционно повелось ещё со времён Тютчева, Баратынского, Фета, а может быть, и раньше, не говоря уже о чудодейственной лирике Пушкина, Лермонтова, поэтов серебряного века – Блока, Бальмонта, Николая Гумилева, Есенина, Ахматовой, и ближе к нашим дням – Твардовского, Викулова, Рубцова, Смелякова, Старшинова, Заболоцкого и других, несмотря на глубоко индивидуальный облик их художественного творчества.

Даже великий русский одописец Ломоносов и склонный в своём творчестве к высокой патетике Державин понимали, что отечественная поэзия «держится» не на крупных стиховых жанрах – поэмах и одах, но прежде всего на тончайшей в своих стилистических извивах психологической лирике, которая способна неимоверно сильно «разжалобить» сердца читателей, вселить в них чувства добрые, прекрасные, вечные…

 Гениальный Пушкин прочно и неколебимо утвердил лирику как несравненно самобытную и выразительную форму поэзии и смело вывел её на авансцену среди других литературных жанров, обогатив ярким художественным блеском и неподражаемой эстетической глубиной – будь то вечная тема безоглядной любви, воспевание родной русской природы или выражение глубоких гражданских патриотических чувств – в силу того, что лирика необычайно тонкий, изящный и проникновенный жанр, отвечающий внутренним законам нашей национальной эстетики.

О лирике можно вести долгий разговор. Она многообразна по смысловой направленности и не ограничивается трогательным воспеванием влюблённых сердец. Лирика может быть окрашена и в патетические, гражданские тона (Ломоносов, Державин), и погружена в бездонные философские искания (Тютчев, Баратынский), и вместе с тем выражать горячую публицистическую страсть (Маяковский, Твардовский) и т.д. Русскому поэтическому мышлению  необходимы философские обобщения, неудержимое стремление дойти во всём до самой сути, глубинное понимание вечности, истории, смысла жизни и т.п. Получается, что русская лирика – это некая  эстетически проникновенная философия ума в теснейшем содружестве с горячим биением сердца, ей чужды рассудочность и холодные тона европейской лирики…

…Об этом думалось мне, когда читал сборник лирических стихов «Малиновый закат» (Кубань, 2021. – 96 с.) известной кубанской поэтессы Ольги Новожиловой. Она далеко не новичок в литературе, автор восьми поэтических сборников стихов, член Международного Союза писателей и мастеров искусств, член зонального литературного объединения Севера Кубани «Родник» г. Тихорецка, член Краевого литературного объединения «Верность» г. Краснодар. Отмечена рядом авторитетных литературных номинаций, участник Открытого краевого семинара литераторов, посвящённого 75-летию Великой Победы (2020 г.).

Разумеется, титулы, творческие поощрения и всевозможные высокие звания и награды ещё не определяют качественный уровень произведений художника слова. Но и пренебрегать ими тоже нельзя, ибо за ними годы и годы упорного творческого труда и нелегких эстетических поисков, страсти, волнения и переживания, которые потом вливаются капля за каплей в творческую стихию…

Хорошо поэтесса сказала о себе сама:

 

А зовут меня Ольга!

Этим сказано всё.

В ясном имени столько

Звёзд, огней, парусов!

 

А зовут меня Ольга!

Я перечу ветрам.

Я – огонь, сила, воля.

Я бегу по волнам.

 

Закаляясь невольно,

Пью мечту из озёр.

Ведь зовут меня – Ольга!

Этим сказано всё!

                            («А зовут меня Ольга»)

Что же и почему так горячо и сильно вдохновляет поэтессу на столь откровенное и доверительное признание? Почему она предпочитает художественно «овеществлять» себя прежде всего  в лирике, хотя ей вполне по силам и жанр поэмы, и документально – мемуарная проза... И вновь мы находим ответы в риторических вопросах  автора в стихотворении «Где берёшь вдохновенье, поэт?»:

Где берёшь вдохновенье, поэт?

Солнцем дерзким чьё сердце согрето?

Чей ласкаешь во сне силуэт?

Чьи глаза вновь тобою согреты?

 

Заставляя пульсировать кровь,

Тонешь в реках любви без стесненья.

И кому миллионы стихов

Посвящаешь ночами с волненьем?

 

Кто в мечтах безоглядной звездой

Освещает твой путь в непогоду?

И кого ты ведёшь за собой,

В омут ласки, не знающей броду?..

 

Вдаль три времени года прошли,

Просочились сквозь пальцы поэта.

И осталось на кромке Земли

Вдохновенье, зовущее в лето!

 

Лирика О. Новожиловой полна многосмысловых аллегорий и символична по художественной стилистике. Часто используемые ею образы не многоцветной, скромной русской природы олицетворяют трудные судьбы сограждан. Так, в стихе «Последний лист прижался к тротуару» легко увидеть тяжёлую, не сложившуюся судьбу печально одинокого человека, от которого, будто отжившие своё пожелтевшие осенние листья, «собратья разлетелись…  А колкий дождь пронизывает спину…» (с. 7).

Однако, отчётливо понимая, что тоска и  уныние Богу противны, и надо  верить и стремиться к полнокровной жизни, автор сменяет минорные тона  на светлый, одухотворяющий мажор:

Смирись, мой друг, что жизнь недолговечна.

Забудь дожди и помни о рассвете.

Придёт весна, и птицы защебечут –

Себя узнаешь в новом силуэте…

 

В тесном единении с природой живёт испокон веку человек. Мир русской природы – та широкая, вольная стихия, в которой обретает себя, во всей своей естественности постигает Божий мир и лирический герой Ольги Новожиловой. Эта немеркнущая традиция нашей национальной поэзии, по сути, стала для неё творческим компасом. Потому её  положительно прекрасные  герои живут в полной гармонии с чарующим миром природы.

Как мы помним, русская национальная лирика изначально питалась и вдохновлялась теснейшей связью и взаимодействием с природой. Лучше великого Тютчева не скажешь:

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь. В ней есть язык…

 

Полагаю, сознательно ориентируясь в своём творчестве на художественно - философские искания и традиции Тютчева и других поэтов – мыслителей, О. Новожилова всецело пленена скромными русскими пейзажами. Природа под её рукой  живёт своей полнокровной жизнью и, будто наделённая светлым разумом, соучаствует в судьбах людей, спасает и оберегает их от бед и зла. Очень важна морально - этическая мысль её лирики: мир природы изначально гармоничен и всецело обласкан Богом, этот мир удивительно прочен, целен и совершенен, чего нельзя сказать о человеческом сообществе, погрязшим в антиподах гармонии, нарушающим Божественную природную симфонию…

Тема любви также решается поэтессой в морально-этическом ключе. В стихотворении «Жизнь проходит от вёсен до зим…» весьма прозрачен мотив поначалу не сложившихся любовных связей двух сердец: «Я была без тебя молода… Ты не мною был пьян и любим…»:

И текли наши реки вдали

Друг от друга за тысячи вёрст.

Но однажды, с зарёй, журавли

Нам с тобою построили мост.

 

Все дороги к мечтам не просты,

Пред тобой стала смелою я.

Мне известно, кто я. Знай и ты:

Лебединая песня твоя!..

 

Налицо метафоризация художественного мышления поэтессы, отчётливо видишь её неудержимое  стремление оживить и выразить человеческие чувства и переживания через посредство живой стихии природы.

…И не только Божественная, не знающая низменных страстей природа под пером поэтессы живёт, волнуется, сопереживает человеку. Всё сущее на земле  - это не безмолвная пустыня мрака и дисгармонии, всё мирозданье окрест человека  словно бы награждено живым сердцем, волнуется и трепещет, переживает за человека и человечество: «наклоняется небо ниже, тучи гнётом давят плечи…», даже, казалось бы, такой застывший в своей каменноликости монстр – «башня Эйфелева стонет, знает толк в делах житейских» («Наклонилось небо ниже»).

Лирика О. Новожиловой гражданственна и патриотична по духу.  Искренне восхищаясь чужеземными эстетическими шедеврами и восхитительными красотами, отдавая несомненную дань европейским духовным ценностям, её лирический герой прочно и неразрывно связан своими глубинными духовными корнями с родным Отечеством:

В Дюссельдорфе в небе ходят тучи.

Но в душе не вызвать им стихию.

Хорошо в гостях, но дома лучше!

Я лечу под дождь! Домой! В Россию!

                                     («В Дюссельдорфе дождь…»)

…В литературной критике некогда активно культивировалось весьма сомнительное понятие – «женская лирика». По всему, имелся в виду тот набор индивидуальных средств художественной выразительности, тех используемых поэтических «инструментов», которые, дескать, кардинально отличают «женскую» лирику от «мужской».

Если и принять на вооружение этот пресловутый термин применительно к О. Новожиловой, то её «женская лирика» наполняется отнюдь не легкомысленными чувствами, волнениями и переживаниями, как то этому жанру приписывают, но действительно женственна в полном смысле этого слова, то есть удивительно чиста и благородна по мысли и художественным поискам, ей свойственны духовно – эмоциональная приподнятость, утончённая стилистика, поэтическая чистота и свежесть стихового слова, до которых далеко не всегда успешно «доберётся» иной поэт – мужчина…

Умозаключения О. Новожиловой свободны от назойливого морализаторства и скучных назиданий, к а к   н а д о   п р а в и л ь н о  ж и т ь,  к а к  и  к о г о надо любить или ненавидеть…  Лишь порой поэтесса, словно бы не сдержав своих эмоций, желая открыто поделиться своими горестями, сомнениями и печалями, озадачивается вопросом, обращаясь к своему визави, и произносит, вопреки своему глубокому чувству любви, отповедь подобно той отповеди, что дала пушкинская Татьяна Ларина признавшемуся ей в любви Евгению Онегину:

 Слова… слова. Пустое… Что Вы.

Берет, перчатки, выдох, вдох…

С души не снимите оковы

Среди интриг и суматох.

 

Давал Вам Бог – Вы не хранили

В потёмках путаясь мирских.

Слова… слова Вы говорили.

А сами верили – то в них?..

                 (Слова… Слова…)

 

Женские характеры в лирике  О. Новожиловой чрезвычайно сильны духом и волей, но столь же трепетны и нежны в проявлениях своей безоглядной и верной любви. Они чрезвычайно горды, но не горделивы, жертвенны в своих поступках ради любимого избранника, но и способны решительно и твёрдо отринуть его от себя, если избранник не оправдал высоких и светлых надежд и устремлений. Именно так поступает лирическая героиня стихотворения «Ты можешь…»:

Тебе – Бог судья.

 В любви своей каюсь.

 С тобою же я

Навеки прощаюсь…

 

Тема большой и чистой Любви – центральная в лирике поэтессы. Причём Любви судьбинной, страдательной, не способной на легкомыслие отношений и легковесные незрелые поступки. Даже, на первый взгляд, стихи игривые, шутливые, озорные, казалось бы, не претендующие на глубокомыслие, искрятся россыпью пёстрых метафорических красок  и глубоки по мысли и чувству:

Здравствуй! Знаю, что простужен

Ты дремотой в этот час.

Ты – мужчина. Ты мне нужен.

Лёд и пламя. Без прикрас.

 

Да, ты – мой! Мой стон полночный.

Вечный зов. Любви искра.

Я хочу водой проточной

Пожелать тебе добра…

                    («Здравствуй!»)

 

Или –  столь же решительно категоричный мотив по праву отвергнутой, недостойной былой любви в стихе «Вот и встретились…» (подражание Булату Окуджаве):

«Вот и встретились два одиночества…»

Не для нас.

Принимать это сердцу не хочется…

Не сейчас.

 

И две жизни поставил, не думая,

Ты на кон.

Превратились судьбины угрюмые

В снежный ком.

 

Ты ведь гений! Ты – царь! Ты – Величество!

Ты – такой!

И разрядами бьёшь электричества…

Не впервой.

 

Ты с безумным характером искренность

Просмотрел.

Стать могла бы родною и близкою…

Не сумел…

Конечно, отдельными цитатами, приводимыми в данной статье, едва ли сполна убедишь читателя в яркости, самобытности и неординарности стихов Ольги Новожиловой. Остаётся пожелать любителям лирики взять её сборник стихов в руки и всецело проникнуться их благородными, чистыми устремлениями, помыслами, чувствами радости, горести, романтических надежд и мечтаний… И мы увидим, чего действительно стоит подлинная «женская» лирика во всей красе её благоуханных поэтических  красок, художественных исканий и находок.

Владимир Юдин,

пгт Мостовский, Краснодарский край

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Юдин
Америка останется не оплаканной…
Памяти писателя (15.03.1924 – 29.03.2020)
14.03.2024
Неизбывная память о легендарном батьке Кондрате
К 10-летию со дня кончины Н.И.Кондратенко
01.12.2023
Он верил в Россию
К 100-летию писателя А.Д. Знаменского (1923 – 1997)
06.09.2023
Художник слова души народной
К 150-летию со дня рождения В.Я. Шишкова (1873 – 1945)
14.08.2023
Профессия – родину защищать
Об ответственности современной журналистики
08.08.2023
Все статьи Владимир Юдин
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04