itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Малиновые закаты Ольги Новожиловой

О стихах известной кубанской поэтессы

0
367
Время на чтение 8 минут

На мой взгляд, самый популярный и востребованный в широкой читательской среде стихотворный жанр – это лирика. Русская лирика изначально по своей художественной сути чрезвычайно проникновенна, отзывчива на чувствоизлияния и глубокую внутреннюю экспрессию. Так традиционно повелось ещё со времён Тютчева, Баратынского, Фета, а может быть, и раньше, не говоря уже о чудодейственной лирике Пушкина, Лермонтова, поэтов серебряного века – Блока, Бальмонта, Николая Гумилева, Есенина, Ахматовой, и ближе к нашим дням – Твардовского, Викулова, Рубцова, Смелякова, Старшинова, Заболоцкого и других, несмотря на глубоко индивидуальный облик их художественного творчества.

Даже великий русский одописец Ломоносов и склонный в своём творчестве к высокой патетике Державин понимали, что отечественная поэзия «держится» не на крупных стиховых жанрах – поэмах и одах, но прежде всего на тончайшей в своих стилистических извивах психологической лирике, которая способна неимоверно сильно «разжалобить» сердца читателей, вселить в них чувства добрые, прекрасные, вечные…

 Гениальный Пушкин прочно и неколебимо утвердил лирику как несравненно самобытную и выразительную форму поэзии и смело вывел её на авансцену среди других литературных жанров, обогатив ярким художественным блеском и неподражаемой эстетической глубиной – будь то вечная тема безоглядной любви, воспевание родной русской природы или выражение глубоких гражданских патриотических чувств – в силу того, что лирика необычайно тонкий, изящный и проникновенный жанр, отвечающий внутренним законам нашей национальной эстетики.

О лирике можно вести долгий разговор. Она многообразна по смысловой направленности и не ограничивается трогательным воспеванием влюблённых сердец. Лирика может быть окрашена и в патетические, гражданские тона (Ломоносов, Державин), и погружена в бездонные философские искания (Тютчев, Баратынский), и вместе с тем выражать горячую публицистическую страсть (Маяковский, Твардовский) и т.д. Русскому поэтическому мышлению  необходимы философские обобщения, неудержимое стремление дойти во всём до самой сути, глубинное понимание вечности, истории, смысла жизни и т.п. Получается, что русская лирика – это некая  эстетически проникновенная философия ума в теснейшем содружестве с горячим биением сердца, ей чужды рассудочность и холодные тона европейской лирики…

…Об этом думалось мне, когда читал сборник лирических стихов «Малиновый закат» (Кубань, 2021. – 96 с.) известной кубанской поэтессы Ольги Новожиловой. Она далеко не новичок в литературе, автор восьми поэтических сборников стихов, член Международного Союза писателей и мастеров искусств, член зонального литературного объединения Севера Кубани «Родник» г. Тихорецка, член Краевого литературного объединения «Верность» г. Краснодар. Отмечена рядом авторитетных литературных номинаций, участник Открытого краевого семинара литераторов, посвящённого 75-летию Великой Победы (2020 г.).

Разумеется, титулы, творческие поощрения и всевозможные высокие звания и награды ещё не определяют качественный уровень произведений художника слова. Но и пренебрегать ими тоже нельзя, ибо за ними годы и годы упорного творческого труда и нелегких эстетических поисков, страсти, волнения и переживания, которые потом вливаются капля за каплей в творческую стихию…

Хорошо поэтесса сказала о себе сама:

 

А зовут меня Ольга!

Этим сказано всё.

В ясном имени столько

Звёзд, огней, парусов!

 

А зовут меня Ольга!

Я перечу ветрам.

Я – огонь, сила, воля.

Я бегу по волнам.

 

Закаляясь невольно,

Пью мечту из озёр.

Ведь зовут меня – Ольга!

Этим сказано всё!

                            («А зовут меня Ольга»)

Что же и почему так горячо и сильно вдохновляет поэтессу на столь откровенное и доверительное признание? Почему она предпочитает художественно «овеществлять» себя прежде всего  в лирике, хотя ей вполне по силам и жанр поэмы, и документально – мемуарная проза... И вновь мы находим ответы в риторических вопросах  автора в стихотворении «Где берёшь вдохновенье, поэт?»:

Где берёшь вдохновенье, поэт?

Солнцем дерзким чьё сердце согрето?

Чей ласкаешь во сне силуэт?

Чьи глаза вновь тобою согреты?

 

Заставляя пульсировать кровь,

Тонешь в реках любви без стесненья.

И кому миллионы стихов

Посвящаешь ночами с волненьем?

 

Кто в мечтах безоглядной звездой

Освещает твой путь в непогоду?

И кого ты ведёшь за собой,

В омут ласки, не знающей броду?..

 

Вдаль три времени года прошли,

Просочились сквозь пальцы поэта.

И осталось на кромке Земли

Вдохновенье, зовущее в лето!

 

Лирика О. Новожиловой полна многосмысловых аллегорий и символична по художественной стилистике. Часто используемые ею образы не многоцветной, скромной русской природы олицетворяют трудные судьбы сограждан. Так, в стихе «Последний лист прижался к тротуару» легко увидеть тяжёлую, не сложившуюся судьбу печально одинокого человека, от которого, будто отжившие своё пожелтевшие осенние листья, «собратья разлетелись…  А колкий дождь пронизывает спину…» (с. 7).

Однако, отчётливо понимая, что тоска и  уныние Богу противны, и надо  верить и стремиться к полнокровной жизни, автор сменяет минорные тона  на светлый, одухотворяющий мажор:

Смирись, мой друг, что жизнь недолговечна.

Забудь дожди и помни о рассвете.

Придёт весна, и птицы защебечут –

Себя узнаешь в новом силуэте…

 

В тесном единении с природой живёт испокон веку человек. Мир русской природы – та широкая, вольная стихия, в которой обретает себя, во всей своей естественности постигает Божий мир и лирический герой Ольги Новожиловой. Эта немеркнущая традиция нашей национальной поэзии, по сути, стала для неё творческим компасом. Потому её  положительно прекрасные  герои живут в полной гармонии с чарующим миром природы.

Как мы помним, русская национальная лирика изначально питалась и вдохновлялась теснейшей связью и взаимодействием с природой. Лучше великого Тютчева не скажешь:

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь. В ней есть язык…

 

Полагаю, сознательно ориентируясь в своём творчестве на художественно - философские искания и традиции Тютчева и других поэтов – мыслителей, О. Новожилова всецело пленена скромными русскими пейзажами. Природа под её рукой  живёт своей полнокровной жизнью и, будто наделённая светлым разумом, соучаствует в судьбах людей, спасает и оберегает их от бед и зла. Очень важна морально - этическая мысль её лирики: мир природы изначально гармоничен и всецело обласкан Богом, этот мир удивительно прочен, целен и совершенен, чего нельзя сказать о человеческом сообществе, погрязшим в антиподах гармонии, нарушающим Божественную природную симфонию…

Тема любви также решается поэтессой в морально-этическом ключе. В стихотворении «Жизнь проходит от вёсен до зим…» весьма прозрачен мотив поначалу не сложившихся любовных связей двух сердец: «Я была без тебя молода… Ты не мною был пьян и любим…»:

И текли наши реки вдали

Друг от друга за тысячи вёрст.

Но однажды, с зарёй, журавли

Нам с тобою построили мост.

 

Все дороги к мечтам не просты,

Пред тобой стала смелою я.

Мне известно, кто я. Знай и ты:

Лебединая песня твоя!..

 

Налицо метафоризация художественного мышления поэтессы, отчётливо видишь её неудержимое  стремление оживить и выразить человеческие чувства и переживания через посредство живой стихии природы.

…И не только Божественная, не знающая низменных страстей природа под пером поэтессы живёт, волнуется, сопереживает человеку. Всё сущее на земле  - это не безмолвная пустыня мрака и дисгармонии, всё мирозданье окрест человека  словно бы награждено живым сердцем, волнуется и трепещет, переживает за человека и человечество: «наклоняется небо ниже, тучи гнётом давят плечи…», даже, казалось бы, такой застывший в своей каменноликости монстр – «башня Эйфелева стонет, знает толк в делах житейских» («Наклонилось небо ниже»).

Лирика О. Новожиловой гражданственна и патриотична по духу.  Искренне восхищаясь чужеземными эстетическими шедеврами и восхитительными красотами, отдавая несомненную дань европейским духовным ценностям, её лирический герой прочно и неразрывно связан своими глубинными духовными корнями с родным Отечеством:

В Дюссельдорфе в небе ходят тучи.

Но в душе не вызвать им стихию.

Хорошо в гостях, но дома лучше!

Я лечу под дождь! Домой! В Россию!

                                     («В Дюссельдорфе дождь…»)

…В литературной критике некогда активно культивировалось весьма сомнительное понятие – «женская лирика». По всему, имелся в виду тот набор индивидуальных средств художественной выразительности, тех используемых поэтических «инструментов», которые, дескать, кардинально отличают «женскую» лирику от «мужской».

Если и принять на вооружение этот пресловутый термин применительно к О. Новожиловой, то её «женская лирика» наполняется отнюдь не легкомысленными чувствами, волнениями и переживаниями, как то этому жанру приписывают, но действительно женственна в полном смысле этого слова, то есть удивительно чиста и благородна по мысли и художественным поискам, ей свойственны духовно – эмоциональная приподнятость, утончённая стилистика, поэтическая чистота и свежесть стихового слова, до которых далеко не всегда успешно «доберётся» иной поэт – мужчина…

Умозаключения О. Новожиловой свободны от назойливого морализаторства и скучных назиданий, к а к   н а д о   п р а в и л ь н о  ж и т ь,  к а к  и  к о г о надо любить или ненавидеть…  Лишь порой поэтесса, словно бы не сдержав своих эмоций, желая открыто поделиться своими горестями, сомнениями и печалями, озадачивается вопросом, обращаясь к своему визави, и произносит, вопреки своему глубокому чувству любви, отповедь подобно той отповеди, что дала пушкинская Татьяна Ларина признавшемуся ей в любви Евгению Онегину:

 Слова… слова. Пустое… Что Вы.

Берет, перчатки, выдох, вдох…

С души не снимите оковы

Среди интриг и суматох.

 

Давал Вам Бог – Вы не хранили

В потёмках путаясь мирских.

Слова… слова Вы говорили.

А сами верили – то в них?..

                 (Слова… Слова…)

 

Женские характеры в лирике  О. Новожиловой чрезвычайно сильны духом и волей, но столь же трепетны и нежны в проявлениях своей безоглядной и верной любви. Они чрезвычайно горды, но не горделивы, жертвенны в своих поступках ради любимого избранника, но и способны решительно и твёрдо отринуть его от себя, если избранник не оправдал высоких и светлых надежд и устремлений. Именно так поступает лирическая героиня стихотворения «Ты можешь…»:

Тебе – Бог судья.

 В любви своей каюсь.

 С тобою же я

Навеки прощаюсь…

 

Тема большой и чистой Любви – центральная в лирике поэтессы. Причём Любви судьбинной, страдательной, не способной на легкомыслие отношений и легковесные незрелые поступки. Даже, на первый взгляд, стихи игривые, шутливые, озорные, казалось бы, не претендующие на глубокомыслие, искрятся россыпью пёстрых метафорических красок  и глубоки по мысли и чувству:

Здравствуй! Знаю, что простужен

Ты дремотой в этот час.

Ты – мужчина. Ты мне нужен.

Лёд и пламя. Без прикрас.

 

Да, ты – мой! Мой стон полночный.

Вечный зов. Любви искра.

Я хочу водой проточной

Пожелать тебе добра…

                    («Здравствуй!»)

 

Или –  столь же решительно категоричный мотив по праву отвергнутой, недостойной былой любви в стихе «Вот и встретились…» (подражание Булату Окуджаве):

«Вот и встретились два одиночества…»

Не для нас.

Принимать это сердцу не хочется…

Не сейчас.

 

И две жизни поставил, не думая,

Ты на кон.

Превратились судьбины угрюмые

В снежный ком.

 

Ты ведь гений! Ты – царь! Ты – Величество!

Ты – такой!

И разрядами бьёшь электричества…

Не впервой.

 

Ты с безумным характером искренность

Просмотрел.

Стать могла бы родною и близкою…

Не сумел…

Конечно, отдельными цитатами, приводимыми в данной статье, едва ли сполна убедишь читателя в яркости, самобытности и неординарности стихов Ольги Новожиловой. Остаётся пожелать любителям лирики взять её сборник стихов в руки и всецело проникнуться их благородными, чистыми устремлениями, помыслами, чувствами радости, горести, романтических надежд и мечтаний… И мы увидим, чего действительно стоит подлинная «женская» лирика во всей красе её благоуханных поэтических  красок, художественных исканий и находок.

Владимир Юдин,

пгт Мостовский, Краснодарский край

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Владимир Юдин
Необычная книга – документ истории
Заметки о книге А.М. Иващенко «Смерть подобна закату солнца»., Майкоп, 2022 г.
13.11.2022
«Я знаю, что делать!»
Заметки о книге Анатолия Степанова «Русская идея. XXI век»
09.11.2022
«Я – русская с глубокими корнями!»
О поэтическом творчестве кубанской поэтессы Ольги Немыкиной
25.09.2022
Своих не бросаем
О новом поэтическом сборнике
13.06.2022
Антикризисные уроки Н.И. Кондратенко
Выступление на VI Кубанских патриотических чтениях
02.05.2022
Все статьи Владимир Юдин
Последние комментарии
КВН убивает
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.11.2022 13:29
Одна большая ошибка длиною в 9 лет
Новый комментарий от Человек
26.11.2022 12:43
Корни астрологии – в Вавилоне
Новый комментарий от Человек
26.11.2022 12:20
Только так!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.11.2022 09:59
Сергей Карякин и Аркадий Дворкович
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.11.2022 09:30