itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Учеба в Московских духовных школах (1980-1987 гг.)

Воспоминания

РПЦ (Русская православная церковь) 
0
439
Время на чтение 7 минут

Из Почаевской Лавры пришлось уехать. Случилось это летом 1980 года. В стране полным ходом шла подготовка к Олимпиаде. В этот не совсем подходящий момент монастырское начальство подняло вопрос о возвращении монастырского сада, экспроприированного в период хрущевских гонений. Приехала из Киева комиссия и стала разбираться с монастырской молодежью. Благочинный о. Панкратий посоветовал мне уехать. Собрал я вещи и отправился на автостанцию. Здесь меня вдруг «осенило» - а что, если попытаться поступить в семинарию? Вернулся в Лавру, взял благословение у о. Амвросия. Когда я уже был в Даниловом монастыре, однажды приехал бывший ректор МДС и МДА, а тогда  митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан). Я обслуживал за столом. Выходя из помещения, услышал какие-то слова владыки обо мне. Потом наместник мне сказал, что владыке стоило некоторых усилий, чтобы контролирующие органы меня допустили к учебе в семинарии, так как я был с высшим светским образованием. Все-таки меня приняли, ибо я был уже послушником, приехавшим из Почаевской Лавры.

Три года обучения в семинарии (1980-1983 гг.). Дни проходили так: ранний подъем, посещение Литургии в академическом храме, иногда до нее – братского молебна. Напряженные занятия до обеда, получасовой отдых, небольшая прогулка, 9-й час в академическом храме и занятия в читальном зале до вечерней молитвы, и пока все улягутся – чтение канонов в притворе академического Покровского храма.

В семинарии запомнились лекции профессора К.Е. Скурата по катехизису, прот. Вадима Смирнова (брата владыки Евлогия) по истории Русской Церкви, владыки Питирима по сравнительному богословию и, конечно же, профессора А.И. Осипова по основному богословию. В академии – лекции о. Виталия Борового по истории западных исповеданий и опять профессора А.И. Осипова. В академии, пользуясь, как насельник Данилова монастыря, возможностью свободного посещения, я часто предпочитал изучению языков посещение лекций тех преподавателей, у которых не учился в семинарии. Особенно запомнились лекции о. Владимира Иванова по Ветхому Завету. (В семинарии меня перевели после 1-го класса в 3-й, а о. Владимир преподавал во 2-м классе). В академии он интересно читал лекции по церковной археологии. Нестандартно вел цикл лекций по истории Русской Церкви XX века о. Михаил Турчин – выпускник Ленинградских духовных школ. Батюшка мог себе позволить некоторую смелость и откровенность в изложении – то, что в период перестройки, как из чаши изобилия посыпалось  на наши головы.

Вообще я заметил, что эффективным было преподавание тех, кто не прирастал к конспектам, а излагал живо, стало быть, сам хорошо переварил материал. Именно таким был, например, преподаватель догматического богословия протоиерей Владимир Кучерявый. Колоссальным потенциалом знаний обладал преподаватель академии по истории Древней Церкви профессор Нелюбов, но в том виде, как он это преподносил, а именно: шквал дат, имен, терминов – это было неудобоваримо.

Забавными были коллизии с преподавателем русского языка Макаровым. Совершенно чеховский персонаж, напоминавший своей фигурой знак препинания, он изводил студентов своей требовательностью. Студенты, как известно, народ находчивый, они пользовались невоцерковленностью преподавателя, который на молитве «Царю Небесный» в начале занятий никогда не крестился, а стоял, держа руки по швам. Студенты  начинали после «Царю Небесный» петь все, что только знали, занимая изрядную часть учебного времени. Или, когда преподаватель заставлял повторять всем вместе какие-то тексты, начинали так громко скандировать, что стены дрожали. Преподаватель же оставался невозмутимым.

Не самые приятные воспоминания остались от изучения славянского и греческого языков. Я просто изнывал на этих занятиях; совершенно отторгалась и не воспринималась методика изучения их через очередную изрядную порцию склонений, исключений и т. д. Старался, пользуясь правом свободного посещения, уходить в другие классы, к другим преподавателям, у которых я не учился. Иногда это было даже в форме слушаний в коридоре у полузакрытых дверей класса. Представляю, какие могли быть впечатления от этой картины у видевших ее.

Самый лучший метод подготовки к экзаменам – составить тезисы ко всем темам, чтобы запомнить основное и не тонуть в деталях и частностях, а постоянно «держать быка за рога».

Преподаватели были разными: замкнутыми и очень общительными, «сухариками» и живчиками, скрытными и в меру откровенными. Вот, например, игумен Иона (Карпухин) (впоследствии – митрополит Астраханский и Енотаевский). Это был не просто живчик, а суперживчик. Занятия у него проходили в высоком тонусе энтузиазма и энергии. Правда, начало было не для слабонервных – о. Иона влетал в класс одновременно со звонком и начинал нагнетать. Зависала напряжённая тишина, муха пролетит – слышно. Угрожающим тоном он вызывал к доске, размеренно и внушительно ставя вопросы. Помню, как медленно надвинулся он на Анатолия Баскакова (впоследствии старообрядческий епископ Антоний, трагически погиб) и как хрястнет указкой по его парте, тот даже подпрыгнул. За несколько десятилетий преподавания литургики в его памяти смешались фамилии выпускников разных лет. Эти фамилии он постоянно путал. Бывало, вызывает: «Лихоманов, к доске!» Студент робко: «Батюшка, я – не Лихоманов, я – Лихоносов». - «Не имеет значения, отвечайте!» Постепенно атмосфера умиротворялась, градус спадал, начинались  шутки, лирические  отступления и т. д. Меня он называл – «Послушником». Часто спрашивал старообрядца, учившегося с нами:  «Авдий, а как у Вас?» Авди́й (ударение он делал на втором слоге) отвечал: «А у нас только Богородицу именуют Марией, а других святых жен Марьями называют». Это тот самый Авдий, который сейчас в сане Патриарха возглавляет Русскую Древлеправославную Церковь.

Кроме о. Ионы, литургику преподавали протоиерей Геннадий Нефедов, настоятель собора б. Богоявленского монастыря, архимандрит Матфей (Мормыль), насельник Троице-Сергиевой Лавры, главный регент здесь и знаменитый архимандрит Иоанн (Маслов).

Отец Иоанн был еще грознее и требовательней. Необходимо было записывать, например, совершенно нереальные по объему схемы сочетания количества стихир на службе двум почитаемым святым и т.п. Был весьма скуп на оценки. Его учебник по литургике многие годы был для меня незаменимым пособием.

Хотел бы еще вспомнить Б.А. Пушкаря, преподававшего библейскую историю в 1-м классе семинарии. Ныне он митрополит на покое. Пересказ им Библии с комментариями, без всяких пособий, был очень важным. Запомнился он также своими блестящими видео- и аудиозаписями на библейские темы.

Архимандрит Елевферий (Диденко) разработал очень эффективную методику преподавания Нового Завета. Послания апостола Павла, например, разделялись на основные темы, все это оформлялось в виде схем, что весьма способствовало запоминанию.

Сектоведение вел профессор И.А. Глухов. За многие годы преподавания предмета он знал его наизусть. Имел обыкновение перед изложением нового материала, довольно подробно вспоминать предыдущий. Это очень способствовало усваиванию. На экзаменах драл три шкуры. Сдача экзаменов затягивалась далеко за обед. Очень потрясла Ивана Александровича смерть его матери. Похоже, что от этого удара он не оправился до самой своей смерти. Из лаврских монахов особенно запомнился архимандрит Илия (Рейзмир) очень душевный, чистый человек. Часто бывал у него я на исповеди.

Во время учебы в семинарии я был старшим пономарем академического храма. Когда уже стал настоятелем Никольского храма на Берсеневке, и у нас под престольный праздник служил владыка Питирим, было приятно услышать из его уст о том, что он запомнил «любознательного студента – послушника Александра (Сахарова)»… Был такой кризис в семинарии, когда мне показалось недостаточно эффективным обучение из-за того, что 2-й час учебной пары отводился на ответы учащихся. Мне было скучновато, и одно время были даже мысли о переводе в Ленинградскую духовную семинарию. Там я дважды побывал для знакомства с лекциями, преподавателями.

В конце обучения в академии я испытал большой удар – срыв попытки защитить кандидатскую работу у профессора А.И. Осипова на тему: «Значение Православия для личности и общества». В процессе написания работы пообщаться с научным руководителем практически не удавалось. Работа получилась компилятивной, главным и единственным ее достоинством был большой объём фактов и цитат, собранных мною за время обучения в духовных школах.  Этого было явно недостаточно, и крах был закономерным. После разгромного отзыва я даже не пытался защищаться. Помню, несколько дней был в прострации, бродил по лесу на окраине поселка Струнино. У Осипова многие терпели фиаско. Я не прислушался к предупреждающим голосам. У меня было острое чувство неполноценности без кандидатской степени. С большим трудом взял себя в руки, выбрал новую тему, о прп. Паисии Величковском, как продолжателе исихастской традиции. Работу писал у И.А. Экономцева (впоследствии архимандрит Иоанн, председатель Отдела религиозного образования и катехизации). Работу писал два года, ездил в Кишинев для ознакомления с архивом, брал книги и общался на тему кандидатской с о. Александром Менем, которого несколько раз посетил в Семхозе.

Помню беседы с о. Александром о фильме «Покаяние» и об о. Серафиме (Роузе), о месте еврейского народа в духовной жизни человечества. Любознательность диктовала какие-то формы контактов, хотя я воспринимал о. Александра через призму знаменитого открытого письма ему митрополита Антония (Мельникова).

Защита прошла очень формально. Работа, откровенно говоря, была сыроватой, ко мне явно снизошли. Я понял, что научная, сугубо богословская работа – это не для меня. Научное руководство было формальным, писал я уже без огонька, только для степени, значка. Первая тема мне была интереснее, я же апологет!

От учебы в Духовных школах у меня сохранились записи лекций, практически это стенография, приблизительно 250 общих тетрадей. Сохранились все сочинения, а в записях были зафиксированы даже «лирические отступления» преподавателей, которых особенно много было у владыки Питирима. Читая массу книг и журналов, я всегда делал выписки, которые потом были отпечатаны на пишущей машинке. В итоге получилось 20 сборников, в каждом из которых по 200 страниц. Это неоценимый материал для проповедей и бесед.

Окончание семинарии совпало с открытием Данилова монастыря. Назначенный туда наместником эконом Троице – Сергиевой Лавры архимандрит Евлогий пригласил меня  помогать ему в качестве секретаря. Это был 1983 год.

 

 

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Игумен Кирилл (Сахаров)
Западный таран против православной Малороссии
Галицийский дневник (воспоминания)
25.09.2022
В Донбасс в сороковой раз
Воспоминания
22.09.2022
«Город солнца» на Алтае
В гостях у «Златоуста из Потеряевки» И.Т.Лапкина
19.09.2022
Поездки по стране и за рубеж
Воспоминания
07.09.2022
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
РПЦ (Русская православная церковь)
Все статьи темы
Последние комментарии
Поможет ли нам «Генерал Мороз»?
Новый комментарий от Владимир22
30.09.2022 00:57
Кто управляет Россией?
Новый комментарий от Владимир22
30.09.2022 00:54
Почему они убегают за границу?
Новый комментарий от Vladislav
30.09.2022 00:50
Стрелков сегодня
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
30.09.2022 00:39
Мобилизация, телевизор и НЛП
Новый комментарий от Владимир22
30.09.2022 00:26
«США ответили на референдумы поднятием ставок»
Новый комментарий от Владимир22
29.09.2022 23:49
Сколько можно измываться над Русской армией?
Новый комментарий от Владимир22
29.09.2022 23:17