1
Античный кот: фантастический, нелепый, заходящий в нежные, с игровым элементом стихи:
Диван старинный у окна,
античный кот в усах,
висит античная луна
в античных небесах.
Кота старинные очки
сверкают на носу,
ему античные бычки
в томате я несу…
В стихах Мориц много от игры, от детскости: недаром столько дивных песенок, взросло-детских, прозвучало на её произведения; в стихах – всё всерьёз: и игра, и радость, и мука.
Из великолепного тома Катулла выходят современные стихи, чтобы, растворившись в современном сознанье, перенести царство своё на нынешнюю бумагу.
Или компьютерные поля, поскольку визуальное восприятие мира несколько изменилось.
Обычные часы непременно должны превратиться в античные, или неинтересно будет.
Мориц – мастер поэтических трансформ.
Так, «Бабочка» её, расставшись с рифмой, срифмует жизнь со смертью, словно разводами своих узоров утверждая их тождество, их постоянное тайное союзничество (соузничество):
Когда за ручку мать меня вела,
на красоту ее оглядывалась улица.
Когда за ручку вел меня отец,
всегда он музыку насвистывал чудесную.
Теперь их тайна смерти обняла.
И бабочка, влетевшая ко мне
в такой холодный, снегопадный день,
она - от них, с любовью и надеждой,
с распахнутыми крыльями картины,
где сам Господь водил рукой ребенка.
Впрочем, в сердцевине бабочки всё же мелькнёт фонариком рифма: ничего не решая, конечно.
Пройдут дуги и вращения балета, но если он – «искусство поз», то поэзия совсем иное…
Что она такое?
Покой, вглядывание в себя, тишина…
Публицистический пафос, если требуется.
Многие векторы поэзии заострены, стрелами летят, оперенные рифмами; иные линии её уводят в пейзажи, ради осмысления оных, или просто словесной живописи.
Что совсем не проста.
Многими чудесами рассыпается поэзия Мориц, многими красками расплескивается она: русская, виноградная, почтальонная, с грузинскими мотивами и морскими красками.
Богатая, как жизнь.
2
…метафизика пропитывает её поэзию: Ю. Мориц словно выводит корень квадратный бытия, постигая космические законы оного:
А если тело ленится пахать
И, как младенец сытый, бьет баклуши, -
Душе придется с голоду сдыхать,
Отбросы жрать, другие грабить души.
Вот почему я не хожу в ряды,
Где барствует высокое паренье,
Осанка для заоблачной езды,
Ухоженное ленью оперенье.
В её речи есть аристократизм и артистизм – одновременно: сочетание подобных качеств определяет градус высоты, на который поднимаются стихи Мориц.
…и через поколения идёт великолепный ёжик резиновый, в шляпе малиновой, посвистывая дырочкой в правом боку.
Но – нельзя забывать, отчего собака бывает кусачей…
Детское ли это стихотворение?
Особенно, если учесть, что взрослые, в сущности, это выросшие дети: и стихотворение Мориц поднимается вневозрастными стягами доброты и справедливости – в космос, в пространство душ…
Хрустальная невесомость, присущая её поэзии, красиво вспыхивает манящими огнями:
А я, с каменами гуляя чаще многих,
не удивляюсь, что у них извечно в носке
одни и те же платья и прически,
божественно простые, как листва,
не знающая моды и фасона,
как свет, в листве скользящий невесомо...
И снова – духовный аристократизм словно раскрывается волшебным цветком, требующим дорастание до его созвучий…
Созвучия Мориц благородны.
В них отражаются века, копившие смыслы: и смыслы, познанные поэтом – сквозь годы опыта, жизненную соль, и меру собственного дара, отражённого в мире.
Стихи её виртуозно огранены.
Они вспыхивают самыми разными самоцветами, то рубиново переливаясь, то лазуритово светясь.
История легко входит в недра её поэзии, и «Античная картинка» представлена также естественно, как был бы, скажем, исполнен портрет дождя:
Славно жить в Гиперборее,
Где родился Аполлон,
Там в лесу гуляют феи,
Дует ветер аквилон.
Спит на шее у коровы
Колокольчик тишины,
Нити мыслей так суровы,
Так незримы и нежны.
И вновь и вновь слышна чудесная дырочка ёжика: сквозь которую льётся неумолимый призыв быть добрее, лучше, светлее – чем мы есть.
2. Многая и благая лета!
Дмитрий Быков (тожепоэт) как-то не без ревности сказал про Юнну Мориц: «Художник может быть лучше времени, как Чехов, а может быть и хуже, как Юнна Мориц, но для нашего с вами самопознания необходимы оба типа». Дима Быков совершил непростительную ошибку для поэта - он совершенно неверно оценил духовное место и роль Юнны Мориц в России и во времени. Юнна Мориц - ни хуже и не лучше своего времени. Она гораздо больше: это "ум, честь и совесть нашей эпохи"! А это - вне времени и пространства, это наш проводник в мир Добра, Красоты и Истины!
Отдельная благодарность Александру за замечательный текст! Автору удалось подметить нюансы, которые остались бы незамеченными многими почитателями творчества несравненной Юнны Мориц.
А я, как и многие советские люди, познакомился с неувядаемым творчеством Юнны Мориц через авторскую песню. Кто из нас в 80-е не насвистывал бодрую песенку про резинового ежика "с дырочкой в правом боку"?
На именины к щенку
В шляпе малиновой
Шел ежик резиновый
С дырочкой в правом боку.
1.