Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!
Только что слушал житие апостола Фомы. Как, месть сотворивши, обязательно будешь сам отмщенный. Всегда у нас закипает чувство мести, как будто бы справедливости какой. Это не справедливость, это гордыня в нас закипает. Никогда не нужно быть мстительными, всегда нужно прощать. Еще послушал и обратил внимание: вино всегда не пили чистым, а разбавляли водой, почему и пьяниц тогда не было. Чистое вино – хмель бьет в голову, пьяницей становишься и попадаешь в зависимость от него, пить вновь хочется. А когда водой разбавляешь наполовину, вот тогда вино – оно, утоляет жажду, уходит хмель и полезно бывает и для желудка. Вот так благоразумно должно быть. И мы Чашу наполовину почти разбавляем кипятком. «Теплота веры исполнь Духа Святаго», и вливаем в Чашу Святую кипяток – теплоту веры. Так и вы, пьяницы мои, когда пьете, чистое вино никогда не хлебайте – оно очень нехорошее. В голову бьет, в желудке тяжело, и что? – дураком становишься. Вот так, это знайте все всегда. Благоразумие. Древние греки и нынешние просвещенные люди всегда с водичкой пьют вино, с теплотой наполовину, и никто не дуреет после этого. Вот так.
Праздник сегодня Фомина воскресения. Вчера вечером я говорил: «Благодарим мы Господа за эту чудную, Светлую Пасхальную седмицу». Как одно мгновение пролетела Пасха, как одно мгновение пролетела Пасхальная Светлая седмица и вчера мы совершили отдание – проводы Пасхальной Светлой седмицы, и затворили Царские Врата, которые всю седмицу были отворены, символизируя вход наш в Рай Святой. Торжественно «Запечатану гробу» запели и затворили мы Царские Врата.
Фомино воскресение. Блаженный Близнец неверием своим уверяет всю Церковь Христову в истинности Воскресения. Не называет Церковь «такой-сякой Фома», а «блаженный Близнец». Блаженным его называет Церковь Святая в святых песнопениях. В первый день Пасхи, когда мы воспоминали вечером явление Христа Спасителя по воскресении ученикам первый раз в Сионской горнице, мы читали Евангелие, повернувшись лицом к вам, символизируя Христа Спасителя, а вы, как апостолы в Сионской горнице, внимали. И окончилось словами недоуменными Евангелие: «Не поверю, – сказал Фома, – пока я не увижу Его язвы, пока я не осяжу ребра Его, я не поверю, что Христос воскрес». Через восемь дней вновь апостолы пребывают в молитве, ожидая Учителя своего. Вновь двери закрытые в Сионской горнице, страха ради иудейского. И вновь Христос торжественно, светло и радостно предстоит перед учениками своими. «Мир вам», – говорит. И непосредственно, как и на иконе изображено Фомина воскресения, обращаясь к Фоме, говорит: «Принеси персты (пальцы) своя, осяжи мои раны, вложи руку в ребра, прободенные копием римлянина-воина, и не буди неверен, но верен». И воскликнул Фома, увидев воскресшего Господа: «Господь мой и Бог мой!».
Христос сказал: блажен ты, Фома, что, увидев, уверовал, но блаженны те будут поколения людей до скончания века, которые не будут Меня видеть, но будут в меня веровать. Этим самым (всегда подчеркиваю вам важность этого места Евангелия), нас всех – последователей своих – Господь назвал блаженными. Мы не видели Господа ходящего, не слышали Его глас проповедующий, не видели чудес, но мы, читая Евангелие Святое – Слово Божие, веруем в Спасителя, в истинность слов Его, в истинность чудес Его и веруем в истинность Его Светлого Христова Воскресения. Уже мы не сомневаемся, как некогда Фома апостол, воскрес ли Христос, а твердо веруем, что воистину, как мы говорим в Пасху, Воскрес Господь и явился апостолам, Пресвятой Деве Марии, апостола Фому уверил и много знамений и чудес сотворил. И лишь только после Воскресения Своего открыл Господь ум у апостолов разуметь Писание. До этого закрыт был ум, тайн Царств Божиих, они не знали, тайну спасения Божия и домостроительства они не знали. После искушений, после страданий, после отступления, падения – вот тогда уже Господь, после покаяния, открыл им ум накануне Вознесения Своего на Небо разуметь Писание.
А не так, как сейчас – и перекреститься не умеют, и «Отче наш» не знают, – толкуют эту Библию, Евангелие: «Стих такой-то, глава такая-то, точка такая-то…» Повырывают слова из Слова Божия, кощунствуют над ними. Это ratio, разумом они познают Слово Божие, но не сердцем. Когда сердцем познаешь Словеса Божии, особенно когда в Великий пост читаешь Евангелие, совершенно иное восприятие, нежели когда накушаешься, сладко выспишься. Тогда уже Слово Божие не так понятно, тогда ты умом только события будешь воспринимать. А накушавшаяся плоть сердце закрывает тогда. А когда пост и молитва сопровождают тебя, тогда и Слово Божие в сердце слагается. Понятно становится то, что сейчас, уже после Пасхи, когда мы, как жирные коты, понакушались уже все, Евангелие в голову не лезет абсолютно. А в пост какая сладость! Как ручеек журчит это Слово Божие: читаешь – не начитаешься. Радуешься Слову Божию. Вот этой радости, откровения Слова Божия не лиши нас, Господи, во все дни нашей христианской жизни. И дай, Господи, молитвами апостола Фомы, блаженного Близнеца, никогда не сомневаться в истинности Воскресения Христова. Твердо всегда веровать и со светлой верой жить: если Христос Воскрес, и нас всех Господь воскресит с Собою, когда придет время. Это истинная вера светлая, чистая во всеобщее воскресение мертвых. «Чаю воскресения мертвых, – пели мы сегодня, – и жизни будущаго века. Аминь». С Пасхой, светлым Фоминым воскресением всех вас!
Продолжаем праздновать Пасху Христову. Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами.
Сейчас, значит, оканчиваем мы службу Божию в нашем святом храме, и после Святой литургии Крестным ходом Пасхальным идем вокруг храма, продолжая праздновать Пасху, Светлое Христово Воскресение. Сегодня, конечно, не положено на кладбище ходить по уставу, пьянь ту смотреть, но уже так советская власть заучила всех. Сегодня все пьют на тех «гробках» бедных, на костях умерших. Не пойди – роптать будут: «Попы зажрались, заелись, – и все прочее, – не хотят прийти на кладбище». Надо, наверное, смириться, пойти да общую панихиду отслужить. Все равно они, местные все, задницами поотворачиваются от священника и нагло пьют сидят эту водку, да жрут на этих могилках покойников. Никто сейчас даже и не пригласит. Помню, в детстве: «Вас ждут по три дня, батюшка, на кладбище». Ждут же терпеливо, чтоб батюшка пришел да «Вечную память» пропел по родителям. Как дорожили!.. А сейчас – абсолютно тризна языческая. Советская власть крепко поработала. Пожрите, попейте на костях умерших, потом морды побейте друг другу, всё, вот это они помянули. Ну что ж, Бог им Судия да будет. Такая и радость, им бедным, кто умер. Но наш долг – понести радость Воскресения Христова и в сегодняшний день Пасхи. Пойдём и пропоем им «Вечную нашу христианскую память» и «Христос Воскресе» умершим.
В пять часов вечера сегодня, совершаем Великую вечерню. Завтра святителя Мефодия, просветителя народов словенских. Кирилл и Мефодий учителя наши, которые дали нам азбуку славянскую, которую мы свято должны беречь до скончания века. Память святаго равноапостольного Мефодия, праздник ему. Совершим Великую вечерню и пропоем Пасхальным чином «Кто Бог велий, яко Бог наш», и Пасхальным чином пропоем акафист Пасхе Христовой у гроба Божия: «Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Акафист пропоем Пасхальный, сегодня вечером. Завтра первый день уже не будем совершать литургию после поста, молебен совершим, дорогому батюшке отцу Иоанну Кронштадскому в первый раз, после Великого поста. И заказные молебны по просьбе молящихся будем совершать. Во вторник на этой седмице Радоница – поминовение всех усопших православных христиан. Будем службу Божию совершать в Церкви и после литургии панихиду заупокойную. Последний раз почитаем поминальные ваши постовые записки, все тогда уничтожим сожгём, вот, и уже мы свой долг перед вами исполнили молясь о всех ваших сродниках во дни Великого поста, и Пасхи Святой. Во вторник Радоница, потом в среду поем акафист уже Успению Божией Матери, лаврский акафист: «Радуйся обрадованная во Успении Твоем нас не оставляющая», – первый раз после Великого поста. Потом отдохнем немножко. И в субботу у нас будет праздник, отдание – проводы Фоминой недели будет, и священномученика Антипы епископа Пергама Ассийского. Икона со святыми мощами его хранится у нас в храме Божием. От зубной боли и от болезни нас избавляет. Всё время зубы болят. Куда? – До Антипы. Чтобы врачи поковыряли полегче, чтоб не так болело. И помогает Антипа, друг-приятель. Так что, будем память его чтить в субботу, и акафист будем читать у иконы с мощами священномученику Антипе.
Будущее воскресенье какое там будет? О! Это уже все знают – праздник Жен-мироносиц во славу Божию! Бабий день христианский. Буду вас всех, бабенки, хвалить в будущее воскресенье. Какие вы красавицы ненаглядные, какие вы вредные только, что ж поделаешь, вот так, мироносицы. Кто желает, будем исповедовать и причащать женщин Святых Христовых Таин. Можно готовиться к будущему воскресенью. Вот таковы службы на предстоящей Фоминой неделе по милости Божией.
Уже какие особенности? Епитимия – кто несет поклоны, кому давали священники, – не снимается с человека ни на Пасху, никогда. Наказание есть наказание. На Пасху из тюрьмы ж не освобождают? Так и епитимия не снимается. Если кто желает поклоны ложить – ложите. Бог не осудит. Не желаешь – стой чурбаком себе. Это уже ваше дело, личное. По уставу строго не положено поклоны класть после того, как вы в пост каждый день по 500 поклонов ложили. Кто из вас повыложил по 500 поклонов в пост? Никого нет? Ну и все! Значит, есть возможность – стань на коленочки, помолись, нет возможности – стой чурбаком себе сухим, как дерево, да и все. Ну что ж поделаешь? Бог и ту молитву принимает, и ту молитву принимает. Уже с меня такой поклонщик, как и с вас. Так что уже отложили мы свои поклоны, если кто ложил их когда-то.
Теперь молитва «Царю Небесный» не читается до которого дня? До Троицы. Когда в первый раз «Царю Небесный» начнем читать? В среду перед Троицей? В субботу. Вот это я уже понимаю, что вы начинаете немножко кумекать что-то в уставе церковном. Уже не чурками у меня стоите, а уже знаете, что под Святую Троицу на вечерне первый раз запоем молитву призывания Духа Святаго «Царю Небесный Утешителю Душе истины…». На вечерних молитвах Поклонение сейчас не читается, опускается до отдания Святой Троицы. Вот таковы особенности. Псалтырь читаем. На Светлой седмице Евангелие читали и апостольские послания, вчера закончили мы и уже читаем с сегодняшнего дня Псалтырь. Своим чередом возвращаются все службы Божии на круги своя. Вот так, чтоб это знали.
Теперь кушать. Уже всеедная кончилась, обжорство наше. Белков много вы накушались? Да сейчас, скажи, вряд ли и чего накушаешься? Особенно в миру. Тут еще Бог посылает, да еще и носом крутят теперь. Не так подают, давай нам яйца да еще свежайщие какие-то и все прочее. Ну что ж, надо смиряться. В понедельник пост Ангелу Хранителю, в среду и в пятницу. Кто желает, рыбу дохлую можете кушать в эти дни, кто не желает попоститься разгрузиться уже немножко. Тяжело в пузе. Я теперь вот единственно жалею за постом. Как легко в пост! Как легко в пузе! Как писаешь-какаешь легко. Боже мой! А сейчас – ну как бурдюк ото, каменюка в пузе в том. Так, бабы, или нет? А мужики, так? Каменюка какая! Да еще это дохлое мясо. Я хоть еще того мяса не ем. А вы там мясо жрете, ну вообще каменюка там. А вонь какая? Боже мой! В туалете понюхаете свою гордыню все. Вот так. Так что попостимся в понедельник, в среду и пятницу. До Троицы можно рыбу кушать во святые дни Пятидесятницы, повелевает устав Церковный.
Все как будто бы я вам рассказал, объяснил вам. Помогай Господи мирно, тихо проводить дни Святой Пасхи. Огороды посадили все? Еще есть лежебоки, не посадили? Ой, Боже мой! Мы уже посадили, почти закончили, слава Богу. Мои бабенки трудолюбивые все. Я, правда, и лопатку в руки не взял, сразу каюсь перед вами. Такой я сельский попик ленивый, вот. Посадили мы уже все. Дай Бог теперь дождика, мирно чтоб дал Господь и урожай нам для напитания нашей немощи всем. Дай Бог. Заканчивайте на этой недельке огород.
Дай Бог помянуть Радоницу. Лучше сегодня в ту пьянь не идти на кладбище. Или завтра, или во вторник после службы. Пошли себе, крестик поцеловали, «Вечную память» пропели, да и все. Помянули, навестили родных своих, близких, да и домой на этом. Не устраивайте тризну на кладбище – это грех осквернения памяти умершего. Кто пил водку на кладбище, каяться должны в этом грехе, что оскверняли память умерших и могилы костей умерших наших оскверняли. Языческая тризна у нас осталась еще от языческих дохристианских времен – водкой пить-поминать и все прочее. Вот все, как будто бы, рассказал я, объяснил я вам.
Еще печальная одна новость. Беснуется НАТО – бомбит по-прежнему сербов, наших братьев. Молимся и скорбим о единоверных сербах наших. Да еще печально, что наш президент едет в гости к натовцам, врагам злейшим нашим. Но Бог ему судия да будет. Еще ему как не стыдно присылать мне бумагу-поздравление с Пасхой. Я ее порвал, ну её, нехорошая эта бумага.
В субботу приезжает Филя-предатель на Донецк. Филарет – Денисенко Михаил Антонович. Он в аду уже нарисованный, а он еще, безумный старик этот, шляется. На Донбасс приедет сюда нам мутить воду. Ну что мы сделаем? Тухлыми яйцами? Они сейчас не тухнут, некогда им тухнуть, мы не успеваем их лопать, жалко. Землей забросать? Пожалуйста, мать-земля и так его не примет уже, предателя. Молиться будем, литургию служить об избавлении от супостата и врага Церкви Божией. Вот самое главное – молитва. Молитва много может, а там и колеса сами полопаются, поотваливаются, как у диавола того – Черновила, и все прочее. Вот это бесяка такой приедет к нам. Ну что ж, будем терпеть.
А что это вы бегаете по церкви, молодые люди? Мне стыдно. Вы что, как за беса услышали, так потекали уже, да? Слушайте правду про Филю нашего. Наше позорище нашего времени. Слушайте. Это – горькая правда. Что ж, такое время. Должны мы это всё переносить, скорбеть и молиться. Не озлобляться, не поднимать руку, как поднял виночерпий, на апостола Фому. И что? – Псы потянули его руку. Так, если мы будем во зле жить, поднимать на ближнего руку, и на нас Бог тогда руку поднимет. Самое главное – терпение и молитва. А это самое сильное оружие против диавола. Ну, помогай, Господи, вам в дальнейшей жизни вашей. Вопросы есть какие? Все объяснил я, рассказал. Молимся чтобы этот Филя не осквернил Донбасса нашего и наших святых храмов, и души человеческие не осквернил и не мутил своим политиканством, своею мерзостию. Во славу Божию.
Возлюбленная паства моя, приветствую с Пасхой, Светлым Христовым Воскресением! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!
Уморились? А певчии что там, совсем уморились? Стыдно слушать: «Величаем…» Ой, Боже мой, не «величаем», а «вылетаем»… Да и всё. Ну, слава Богу, Господь сподобил бороть немощи всем нам и сегодня помолиться в день Пасхи, в Фомино воскресение. Дай, Господи, мирно вам трудиться всем. Огороды свои все посадить, клочки земли пообрабатывать. Что посеешь, то пожнешь! Дай Бог молиться. Помянуть на этой недельке молитвой во вторник, не пьянкой той сатанинской, а молитвой помянуть умерших своих, «Вечную память» пропеть. И дай, Господи, продолжать нести свой жизненный крест в мире и в тишине, за все благодаря Бога, не унывая, не ноя, а постоянно за все: «Слава Богу». Вот этого желаю и себе, и вам всем, возлюбленная паства моя. Богослужение окончили мы в сегодняшнее воскресенье Пасхальное в нашем святом храме Божием. Будем готовиться уже к Женам-мироносицам. Мужики должны подарочки женам своим приготовить. Не в тот бесноваться сатанинский, массонский 8-е марта, а женский Пасхальный день. Отцы матерям, дочерям своим подарочки, поздравить с Пасхой, Светлым Христовым Воскресением. По-христиански, по-настоящему. Вы, женщины, чтоб стервами у меня не были, а были добрыми, любящими женами и матерями. Как я в Пасху всем желал перемены в духовной жизни вам, во Славу Божию. Дай, Господи, эту неделю мирно провести и в будущее воскресенье вновь праздновать Пасху единой духовной семьей в нашем святом храме Божием.
Кто поедет домой – Ангела-хранителя вам, дай Бог мирно добраться домой. Кто вечером будет молиться, поем акафист Пасхе у Гроба Божия: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»
Храни вас всех Господь от всех скорбей.
Произнесено 18 апреля 1999 г.