30 октября 2021 года в Цюрихе, в Швейцарии, после тяжелой продолжительной болезни, на 68 году жизни скончался выдающийся церковный деятель Русской Православной Церкви Геннадий Николаевич Харитонов, бывший с 1980 по 1991 г. главным регентом Патриаршего хора Свято-Богоявленского Елоховского кафедрального собора Москвы — самого главного православного храма в СССР и России второй половины 20 века.
Со слов нынешнего регента Елоховского собора Евгения Святославовича Тугаринова, Геннадий Николаевич был замечательным профессионалом своего дела, «очень интересный регент, державший высокую планку исполнения". Не случайно, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), прекрасный знаток церковного клиросного пения, до самой своей смерти, в мае 1990 года, очень сильно уважал и ценил беспримерный талант своего Елоховского регента, обогатившего красоту богослужебных песнопений особым богодухновенным голосовым содержанием.
Автору этих строк об удивительном Патриаршем регенте удалось небольшое время знать и близко общаться с Геннадием Харитоновым, и моим долгом стало написание этой поминальной статьи о ревностном и уникальном служителе Русской Православной Церкви и очень добром и порядочном человеке.
Геннадий Харитонов родился в 1953 году в Ялте. По линии матери его предки были крымчанами. Он вспоминал о послевоенной Ялте по семеным преданиям. «Сытный тихий городок-витрина СССР для множества приезжавших иностранцев. На набережной можно было купить бочонок засоленной керченской селедки, карандашом написать адрес и отправить по почте. В продаже была красная и черная икра вкупе со свежей осетриной. Мать работала поваром в интуристской «Ореанде». Рассказывала истории о круизных русских эмигрантах, плакавших и целовавших ялтинскую землю. И о некоем приготовленном ею блюде для патриарха Алексия I, заглянувшего в Ялту. Трудно сомневаться, что его кормили именно в «Ореанде». «Куртуазный» старец (определение потомственного аристократа-патриарха, данное ему одним священником) вызвал повара в банкетный зал и поблагодарил: «Спасибо, детка. Очень вкусно».
По национальности Г.Н. Харитонов был чувашом, и прекрасно владел чувашским языком. Я сам слышал его чувашское общение с одной своей знакомой старшкой-чувашкой в Москве в 1996 году. В православный храм в Ялте его привела родная бабушка, и увиденное и услышанное в православной святыне произвело на юного Геннадия неизгладимое впечатление. В особенности - церковное пение! С детства юный Геннадий выучил все основные молитвы, весь круг богослужбеных чинопоследований, и все гласы богослужебных церковных песнопений. И решил с младых лет посвятить себя Русской Православной Церкви в качестве церковного музыканта. Свое церковное дело он довел до совершенства. В советские, казалось бы, безбожные годы, он стал управлять церковным хором в храме в Ялте.
Однажды в Ялту, в начале 70-х годов, на отдых и лечение, приехал глава Финляндской Православной Церкви Константинопольского Патриархата архиепископ Павел (Олмари). Проведя Божественную литургию в храме и прослушав хор под управлением Геннадия Харитонова, Владыка Павел сказал с амвона, что на хорах стоят не люди – Ангелы! И сказал юному регенту Геннадию: "Вам непременно надо осваивать Кастальского, Чеснокова". По воспоминаниям друзей, ободренный этим советом, Геннадий дома достал удивительной сохранности печатные партитуры, долго играл, бурчал недовольно: "Знал бы Павел, какого уровня хор нужен для этой музыки". И все же взял в работу несколько произведений».
В условиях атеистического давления на церковь в советские годы, и узости церковной корпоративности, слава о регенте-самородке распространилась в самый центр России. Архиепископ Смоленский Феодосий (Процюк), впоследствии митрополит Омский, в будущем один из старейших иерархов РПЦ МП, пригласил молодого Геннадия Харитонова управлять хором великого Смоленского кафедрального собора. Но уже профессиональный церковный регент Геннадий Харитонов, желал все-таки получить классическое музыкальное дипломное образование. И по благословению Владыки Феодосия, для получения профессионального музыкального образования, он поступает в Тбилисскую консерваторию, подальше от настырных взоров соглядатаев от безбожного Совета по делам религий. По рекомендации Владыки Феодосия, используя его связи Грузинской ПЦ, молодой Геннадий знакомится с руководством Грузинской Православной Церкви в лице ее Первосвятителей.
Грузинские Патриархи-католикосы, Давид Шестой (Девдориани), а после него, и Илия Второй (Шиолашвили) узнали о невероятных музыкальных способностях молодого регента из России и доверяли совсем молодому студенту Геннадию Харитонову регентовать их патриаршими хорами в Сионском кафедральном соборе в Тбилиси. Это было невероятным явлением в жизни Грузинской Православной Церкви, чтобы русский чуваш руководил патриаршим грузинским хором!
Однако, из-за интриг местных уполномоченных по делам религий, Геннадию Харитонову, так и не дали закончить Тбилисскую консерваторию. И он, во второй половине 70-х годов, вынужден был вернуться снова в родную Ялту, регентовать местным церковным хором. Владыка Феодосий ревностно звал своего выдвиженца назад, обратно в Смоленск. Писал Геннадию печальные письма, что он не может уже услышать в Великий Пост его любимое минорное «Аллиуйя» в его кафедральном соборе, когда хором когда-то управлял уникальный юный самородок. Владыка обещал Геннадию обеспеченную жизнь в своих архиерейских покоях, заграничные поездки в дипломатических вагонах, которые в советские годы были абсолютно недоступны простому, да еще и церковному человеку.
Но Геннадий был удивительный человек. Абослютно бескорыстный. Он, по свидетельству очевидцев, не возвращался назад. А шел только вперед.
Однажды в Ялте, в самом конце 70-х годов одна солистка-сопрано Патриаршего Елоховского хора была в Ялте, на отдыхе. И конечно, не могла не зайти в храм, где по слухам регентовал уникальный регент-самородок. Ее настолько поразила высококлассная чистота церковного пения под управлением Геннадия Харитонова, что она записала хор на магнитофон, и по приезду в Москву, дала эту запись на прослушивание самому Святейшему Патриарху Пимену, который был удивительно музыкальным человеком.
В это самое время, к началу 1980 года, в Елоховском соборе сложилась очень кризисная ситуация с отсутствием надлежащего регентования. В 1974 году скончался многолетний великий регент Елоховского собора Виктор Степанович Комаров, который руководил самым главным православным хором страны с 1943 года, и добросовестно послужил трем Всероссийским Патриархам —Сергию, Алексию I и Пимену.
После смерти В.С. Комарова, Патриаршим хором управляли, как правило, малокомпетентные временные люди, назначенные по указке Совеа по делам религий. Последний, вообще, по оценкам очевидцев был «какой-то отвратительный временщик, убегавший неизвестно куда сразу после "Достойно". Вот так на ходу и одевал кепку».
Конечно, Святейший Пимен, сам бывший высокопрофесиональный церковный регент, не мог мириться с таким безобразием в его кафедральном соборе, и прослушав представленную ему магнитофонную запись храмового хорового пения под управлением Геннадия Харитонова, тут же распорядился навести все исчерпывающие справки об этом человеке. И потребовал от Владыки архиепископа Смоленского Феодосия дать подробную поручительную рекомендацию своему бывшему выдвиженцу на должность главного регента Патриаршего хора главного православного собора СССР и России!
И надо отдать должное Владыке Феодосию, что он не затаил обиды на своего бывшего любимца, отказавшегося в свое время вернуться к нему вновь, в Смоленскую епархию, не очернил его перед Патриархом, а дал Святейшему Пимену самую лучшую характеристику на утверждение Геннадия Харитонова главным регентом Патриаршего Елоховского хора. И потом очень гордился этим, хвалясь перед другими архиереями, которые удивились, что появился такой молодой уникум-возглавитель самого Патриаршего хора страны, что это именно, он, Феодосий, создал этого уникального церковного музыкального деятеля...
В 1980 году, в возрасте 27 лет, молодой Геннадий Харитонов был вызван в Москву для встречи со Святейшим Патриархом Пименом и настоятелем Свято-Богоявленского Патриаршего кафедрального собора в Елохове протопресвитером Матфеем Стаднюком для утверждения его главным регентом Патриаршего собора столицы.
И с этого года, под руководством Г.Н. Харитонова, началось второе, на целых 10 лет, золотое возрождение великих хоровых традиций Елоховского Патриаршего хора всероссийской столицы.
Святейший Пимен сразу полюбил молодого, настоящего профессинального своего регента.
Святейший интересовался каждым новым произведением, предлагемым Геннадием Харитоновым. Вернее, обязанностью Геннадия была презентация всего предназначенного к разучиванию. Он шел в покои, садился за рояль, играл, наверняка пел фальцетом партию сопрано, как это было в Ялте. И Патриарх Пимен давал "добро". На каждое богослужение патриарху в алтарь подавался список всего, что будет исполняться. А после каждой литургии в обязанности Геннадия входила послеобеденная часовая прогулка с патриаршим протопресвитером Матфеем Стаднюком – опять таки обсуждали все тонкости хорового исполнения. И вот в такой обстановке творилось чудо патриаршего хора молодого Геннадия Харитонова. Из воспоминаний современников, когда, «зайдя в Елоховский, можно было замереть от безмолвного восторга – "Святейший Владыко, бла-го-сло-ви". Из ля-минора через седьмую натуральную в до-мажор, затем дивная кульминация на прозрачном сексте (тенор и сопрано-соль, у альта-до), и через фа-мажор и ре-минор возвращение к исходной гармонии. Сыграйте – вам понравится. Векторы души устремлялись вверх и ты был готов внимать истовости Третьякова, Кастальского, Чеснокова, Гречанинова».
Когда в Москве начали готовиться к тысячелетию крещения Руси, Патриарх Пимен благословил своего регента Г.Н. Харитонова готовиться на грамзапись. Это был первый в истории РПЦ МП широкомасштабный проект, разрешенный, конечно, горбачевской перестроечной властью, по записям на виниловые диски всех основных церковных русских духовных песнопений и произведений! И лично Геннадий Николаевич сыграл в этом проекте свою выдающуюся роль.
Записи происходили в Черкизово – в Ильинском Храме, в котором была абсолютно дивная акустика, в отличие от Елоховского. К 1988 году вышли многотысячными тиражами исторические виниловые диски с записями произведений—богослужебных пенсопений самых известных великих церковных композиторов - Чайковского, Рахманинова, Костальского, Бортнянского, Чеснокова, Гречанинова, Львовского,Чмелева, Соколова, Третьякова, Архангельского, архимандрита Феофана.
Это было поистине эпохальным историческим событием в церковной, и во всей культурной жизни и в СССР, и в России, и всего Вселенского Православного мира! Доведенное, именно Геннадием Харитоновым, до высочайщего совершенства исполнение Патриаршим Елоховским хором церковных песнопений и произведений вызывало восхищение у всех именитых классических певцов Советского Союза, прежде конечно, у хористов и оперных певцов Большого Академического Театра Союза ССР.
В век высоких интернетовских технологий мы можем в настоящее время, беспрепятственно, безограниченно, свободно и радостно наслаждаться в инете всеми теми первыми записями церковных музыкальных песнопений и произведений, созданными под непосредственном руководством Г.Н. Харитонова.
Всемирноисторическое празднование 1000-летия Крещения Руси в Москве, и в других городах СССР в 1988 году сопровождалось, прежде всего, высококлассным профессиональнейшим церковно-музыкальным сопровождеием Патриаршего Елоховского хора под управлением Геннадия Харитонова.
На протяжении всех 10 лет Патриарший хор Геннадия Харитонова украшал все патриаршие и архирейские праздничные и иные богослужения, архиерейские хиротонии того времени, все самые значимые события, в том числе отпевание Святейшего Патриарха Пимена и интронизацию Святейшего Патриаха Алексия II.
Со смертью Святейшего Пимена в мае 1990 года, сменился и главный регент патриаршего собора. Некоторое время Геннадий Харитонов регентовал хором возрождающегося Московского Донского ставропигиального монастыря. А после 1991 года, он уехал на ПМЖ в Германию по приглашению Русской Зарубежной Церкви и лично Архиепископа Германского Марка (Арндта). С Вл. Марком у него сложились добрые отношения, и они нередко путешествовали по святым местам, прежде всего, по Святыням Святой Иерусалимской Земли.
В Свято-Николаевском храме г Штутгарта, он создал с нуля высокопрофессиональный церковный хор, и более 25 лет руководил им. Даже после пеерезда, в 2011 году, на жительство в Швейцарию, под Цюрих, Г.Н. Харитонов регулярно продолжал приезжать на все воскресные и праздничные дни в Штутгарт и руководить хоровым сопровождением всех церковных служб. Нынешний настоятель Свято-Николаевского храма протоиерей Илия Лимбергер с особой благодарностью и теплотой отзывается об уникальном церковном регенте и об уникальном по своей доброте и порядочности человеке — Г.Н. Харитонове.
Примерно, в декабре 2020 года по Промыслу Божию рабу Божьему Геннадию пришлось перенести сильное испытание – он перенес левосторонний инсульт с сильной парализацией. Он был прикован к постели и к инвалидному креслу, и находился на лечении в реабилитационном центре в районе Боденского озера в Швейцарии. Даже находясь в беспомощном состоянии, Геннадий Николаевич, старался не унывать, его причащали священство храма, и он слабым голосом пел церковные песнопения, подпевая посещавшим его для утешения, пастырям.
И вот, после тяжких физических страданий, 30 октября 2021 года тяжкоболящий раб Божий Геннадий тихо отошел ко Господу. Погребен в Швейцарии, в Цюрихе.
Помянем доброй молитвой и словом выдающегося церковного регента Патриаршего Елоховского собора Москвы Геннадия Николаевича Харитонова за его уникальный вклад в сокровищницу церковной и мировой хоровой музыкальной культуры, а также за ревностную преданность родной Матери-Церкви Русской, которой он посвятил всю свою творческую жизнь.
1. Геннадий Харитонов был уникальнейшим самородком своего великого церковнаго дела