Что есть для нас вселенская любовь

Рецензия на рукопись Светланы Голубевой «Поэмы»

Александр Сергеевич Пушкин 
0
710
Время на чтение 9 минут
Фото: из архива автора

 

Поэма историческая выделилась из наследной антично-эпической поэмы в Средневековье, когда вызревшим христианским мировоззрением Европы за личностью утвердилась свобода созидания собственной судьбы. Назрело отрицание Рока-Фатума через свободу нравственного выбора – через принятие личностью ответственности за свою судьбу, за судьбу своих ближних, своих подданных, своей малой и большой родины – если, конечно, личность обладала подданными и большой родиной. Герой стал выше сюжета, средневековый герой поэмы человек не просто сместил античного героя-бога или героя-полубога, но при этом эпопейное описание макрокосмоса решительно потеснилось художественным исследованием микрокосмоса: христианская антропология из пределов культового излилась в культурное.

Дальнейшее христианское познание личности разделилось по двум всё расходящимся магистралям – вслед за разделением Церквей на Восточно-православную и Западно-католическую, которая, после эпидемии чумы, в свою очередь выделила из себя и Западно-протестантскую. Католическая, персонифицирующая антропология латынью поддерживала античность в сознании, подмываемую романо-германской рыцарской куртуазностью, а протестантизм своим отрицанием вертикали духовной власти поствавилонским распадом литературных языков вскормил романтику национализма (и при чём тут промышленный, а, тем паче, финансовый капитализм?). Кстати, русское старообрядчество удивительно одногласно спелось с европейскими протестантами этой вот эстетизацией этнической самости.

 

Не леполи ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича! начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню. Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы.

 

Изначально, когда русская литература творилась языком, который сегодня заключён в пределы церковных богослужений, мы были культурно самодостаточны, самовластны – «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет» – русская литература ну никак не моложе русской государственности. Но… Конечно же, Россия, прежде всего в её образованном классе, ещё с допетровских времён не представима вне влияния общеевропейских идейных, общеевропейских научных и культурных перемен мерил, правил и предпочтений, а уж с восемнадцатого века и декларативна несамостоятельна в оформлении своей общественной жизни. Однако, это заимствования всё внешние, например, для стихо-творений это баллада, мадригал, сонет, канцоны, а вот что с содержанием?

Александр Панарин: «Русская литература национальна по своей сути и близка народу не потому, что выпячивает какие-то этнографические черты или занимается народовосхвалением. Ее национальный характер определяется ее христианскими духовными корнями, предопределяющими ее стойкий социальный и моральный пафос».

Конечно же, мы – не рабы, рабы – не мы. И наши искусства уже триста лет вполне успешно преодолевают подражательство, творчески наполняя заимствуемые стилистические формы оригинально русскими смыслами человека и вселенной, смыслами, нарабатываемыми православной наукой о человеке и вселенной – не их западным схоластическим богословием, а духовным опытом восточного исихазма-старчества. Ведь уникальность нашей Русской цивилизации, её самобытность, отличность от всех иных в том, что в её основе лежат сразу два языка бытовой и священный. Красота и чистота родной речи, сакральная непреложность словесных значений, душевное взаимопонимание и сочувствие писавших и читающих через столетия открываются в думанье славянским языком. Сама техника распевного церковного чтения будит генетическую память.

 

Да, конечно, титулы «русский Шекспир», «русский Байрон» звучали в Санкт-Петербурге и Москве похвально искренне, но выученики иезуитов сентименталисты Карамзин и Жуковский неизбежно отжимались из центра национального литературного процесса православно-реалистическим мировоззрением взрослеющего Пушкина, зрелого Гоголя и Алексея Толстого, возбуждённые братьями Гримм и братьями Шлегель романтические националисты-славянофилы тускнели при появлении Некрасова, Фета, Достоевского, Островского, Гончарова.

Это нужно отметить особо: талант всегда затмеваем гением, ведь гений – во вневременьи, он в любом веке, при любом политическом строе и экономической модели входит прямо в вечность, а талант навсегда завязан с поколением, с групповщиной, модой, стилем, ограничен эпохой модерна или постмодерна.

И я не оговорился: только реализм, в любых его проявлениях – просветительский, критический, мистический, классический и социалистический, способен полноценно отражать православное богословие, точнее – боговиденье, ведь только он ответственно исполняет Девятую заповедь: «Не лжесвидетельствуй». По предупреждению Игнатия Брянчанинова: «Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и немогущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих». Так что модные матрицы не только классицизма, но и сентиментализма, и романтизма мы заполняли трезвением ума, который есть «внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира».

(О перманентном диссидентском отрицании реальности – о богохульстве фантастики со времён Аристофана до нынешних пост-апокалипсисов обязательно поговорим отдельно.)

 

Поэмы Светланы Голубевой «Александр Невский» и «Великая княгиня Ольга», хотя и задумывались автором как исторические, но вполне подходят и под определение романтических. Наличествуют все признаки поджанра: загадочность образов, оригинальные лирические отступления при сохранении общих требований к исторической поэме – Голубева использует и высокий слог в стихотворной форме, и возвышенный гражданский пафос с описанием выдающихся исторических личностей, но личностей реальных и в реальных исторических событиях.

Камертоном исторического жанра для всех веков и народов остаются панорамные произведения Гомера «Одиссея» и «Илиада», но уже наш Пушкин в своей «Полтаве» крепко смесил эпичность с лиризмом, а что уж творили Павел Васильев и Сергей Есенин!

Есть ещё одно требование к исторической поэме: привлечение, кроме исторической фактологии, фольклорных произведений, народных преданий – кроме сухих хроник для воссоздания атмосферы необходима образная народная память, то есть, нравственная народная оценка произошедшего. Так при написании «Песни про царя Ивана Васильевича» Лермонтов просто оформил поэму в такую фольклорную форму.

 

Показателен зачин поэмы Голубевой «Александр Невский»:

 

Гора ли ты, горушка Соколиха!

На склонах распростёршихся твоих

Стоит дружина неподвижно тихо,

И мир вокруг величественно тих.

В рост поднялись торжественные вои

В готовности к небытию и бою.

Князь и дружина, копья их, мечи –

Все с вертикалью храмовой свечи,

Как будто статью возглашают строгой,

Что вверили себя всецело Богу –

Он милости податель, сил даритель,

И в небе их последняя обитель…

 

Светлана Голубева обладает несомненным даром видеть происходившее как происходящее, и умело передаёт это своё виденье читателю. Этот эффект достигается использованием лингвистической архаики – Гора ли ты, горушка Соколиха! в настоящем времени – Стоит дружина, технический приём, который необходимо вуалировать, припрятывать усиленным зрительным раздражителем, образом, вызывающим объёмный ассоциативный визуальный ряд, для чего хорош вброс – копья их, мечи – Все с вертикалью храмовой свечи.

Истинная, природная поэзия принципиально различима с ремесленной, пусть даже мастерски сделанной, мгновенным, точнее даже, единомоментным, синхронным переводом, переложением понимаемого в видимое. Только в таком единовременье понимаемого и видимого в процессе чтения: пафос, открыто сердечный, растворяющий автора в творении превращается в воодушевление читателя. Автор и читатель сопричаствуют чувством восторга:

 

О, море - степь небесно-голубая

В прозрачной дымке солнечного дня!

Мы шли к тебе, в сраженьях погибая,

Мы шли к тебе, сжигая и казня,

В крови, сквозь ярость, ненависть и стоны,

В болотах и снегах по стремена –

Нам ныне волн так странен шёпот томный

И так странна твоя голубизна.

 

«Александр Невский» Светланы Голубевой – успех, с которым можно поздравить не только автора, но и всех нас, пишущих сегодня, творящих новое в равитии традиции русской великой культуры.

 

Менее удачной – не только неполётной образностью, но и слишком ученическим построением композиции, мне показалась «Великая княгиня Ольга». Попытка аккуратно полного стихотворного пересказа жития княгини без выделения эмоциональной оценкой апофеозных узлов, обернулась затяжной монотонностью, тяжестью. Эта ученическая попытка соответствовать канонической чистоте историко-эпического жанра явно неприродна автору, налицо победившая поэтессу боязнь переработать предание своей душой, прожить своим умным сердцем. Из этой робости перед поднятым материалом технический скелет выпирает наружу, и поэма из исторической сползает в дидактическую:

 

Что есть для нас Вселенская любовь.

Кто первый услыхал в себе молитву,

И кто в словах её запечатлел?

С ней на устах шёл человек на битву,

С ней горемык и странников жалел…

Её напевность, будто рек разливы,

Нам омывают души, бытиё.

 

Однако, удачный прямой поэтический пересказ жития или хроники чрезвычайно редок. Пожалуй, кроме «Святого Серафима» Волошина, ничего и не вспоминается.

 

А вот поэма «Игуменья» уже совершенно поэма лирическая. Хотя, казалось бы, именно эта тема более всего предполагает дидактику. Но – ни вселенского героя, ни эпического размаха в пространстве и времени. Мир человека закрывает мир космоса. Поэму можно даже отнести к балладному жанру, в каковом были написаны Лермонтовым «Мцыри», А. К. Толстым «Иоанн Дамаскин», да и «Гора» Цветаевой.

«Игуменья» Голубевой совершенное «внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира»:

 

Она о многом не хотела помнить,

Чтоб ненароком боль не разбудить,

Но сердце не давало забывать

Покинутые радости земные

И день, когда для главного призванья

Она их оставляла навсегда.

Но разве мир ты выбросишь из сердца,

И кто способен вынуть из души

Отца и мать, восторженное детство,

Родился ли под солнцем человек

С такой душой, угоден ли был небу?..

 

Да, здесь совершенно герой/героиня выше сюжета, здесь эпопейное описание мира внешнего решительно вытеснено художественным исследованием мира внутреннего. И в мировоззренческое основание для художественного проникновения в героиню положена не некая общая христианская антропология, а здесь антропология конкретно православная, здесь задействовано умное деланье, трезвенное сердечное сосредоточение, исследующее жизнь души в отношении её к духу в свете Благодати. Исследующее жизнь духа в его отношении к Богу:

 

Осталось только сделать шаг единый,

И в тот же миг своей рабе Господь

Откроет правду безграничной жизни,

Хотя во всём Он дал уже понять,

Что правда та игуменье известна.

 

Хорошим продолжением и завершением рукописи стали тематические стихотворения, так же являющие читателю энергоёмкий сплав лирики и патетики. Даже размер и построение «Пскова», «Праведника» и «Родника Николая Чудотворца», опять же, позволяет отнести их к «малой поэме» балладе.

 

Аполлон Майков: «На нас писателях лежит великий долг – увековечить то, что мы чувствовали со всеми. Нам следует уяснить и осязательно нарисовать тот идеал России, который ощутителен всякому». И нужно признать, что Светлана Голубева свой писательский долг России и народу отдаёт в меру своих сил и таланта. Собранные в книгу три поэмы и избранные стихи – весомый вклад в современный литературный процесс, прибавляющий полноты этому процессу. Более того, нужно учесть, что эпика в творчестве женщины – событие чрезвычайно редкое, тем более сегодня, когда эпика в принципиальном противостоянии агрессии шизоидной клиповости времени. Предлагаю рассматривать появление такой книги как акт сопротивления глобальному раскультуриванию и расчеловечеванию, ведущемуся в рамках гибридной войны против нашей Родины. Такая книга новой лиро-эпики обязательно станет заметным событием всероссийского масштаба, и, как в своё время поэма Ирины Семёновой, укрепит авторитет орловской литературы.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Владимирович Дворцов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Логос Русского мира
Понятие «русский мир» нужно очистить от смыслов «методологов»
15.11.2024
«Соловей… Соловьи…»
Именно по песням мы безошибочно распознаём своих-чужих
04.09.2024
Русский мир: Третий Рим или улус ромеев?
Доклад на 3-х Годеновских чтениях
10.06.2024
Доклад: «Роль литературы в сохранении чистоты
русского языка и духовно-нравственном созидании личности»
28.04.2024
Все статьи Василий Владимирович Дворцов
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти святителя Иннокентия Иркутского
Сегодня мы также вспоминаем русского государственного деятеля Д.В.Дашкова и математика П.Н.Чебышева
09.12.2024
Человек чести
Слово в день памяти святителя Филарета Московского
02.12.2024
«Пушкин умножает мощь русского оружия»
В болезненном мороке и оголтелой злобе на Украине вновь снесли памятник поэту
27.11.2024
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Вектор российской политики в Сирии должен быть срочно изменен...»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.12.2024 17:34
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.12.2024 17:27
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Виктор Фролов
10.12.2024 17:08
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
10.12.2024 16:12
Сирия – всё «по плану» «мирового модератора»?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
10.12.2024 16:05
Сирия – шах, заморозка СВО – мат для России
Новый комментарий от учитель
10.12.2024 16:03
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Агафон
10.12.2024 15:16