Нет в мире сирот

Рассказы 1970-х годов

0
872
Время на чтение 11 минут

 

 

 

ЗЕРКАЛО

 

Подсела цыганка.

- Не бойся меня, я не цыганка, я сербиянка, я по ночам летаю, дай закурить. - Закурила. Курит неумело, глядит в глаза. - Дай погадаю.

- Дальнюю дорогу? Казенный дом?

- Нет, золотой. Не веришь, потом вспомнишь. Тебе в красное вино налили черной воды. Ты пойдешь безо всей одежды ночью на кладбище? Клади деньги, скажу зачем. Дай руку.

- Нет денег.

- А казенные? Ай, какая нехорошая линия, девушка, выше тебя ростом, тебя заколдовала.

- И казенных нет.

- Не надо. Ты дал закурить, больше не надо. Ты три года плохо живешь, будет тебе счастье. Положи на руку сколько есть бумажных.

- Нет бумажных.

- Мне не надо, тебе надо, я не возьму. Нет бумажных, положи мелочь. Не клади черные, клади белые. Через три дня будешь ложиться, положи под подушку, станут как кровь, не бойся: будет тебе счастье. Клади все, сколько есть бумажных.

Вырвала несколько волосков. Дунула, плюнула.

- Видишь зеркало? Кого ты хочешь увидеть: друга или врага?

- Врага.

Посмотрел я в зеркало и увидел себя.

 

НОЧЬЮ

 

В лунные ночи зимой волшебно и не страшно в лесу.

Тени деревьев не похожи на деревья, они самостоятельны. Это отчетливые синие контуры на светлом снегу. Да и ночь ли это? Даже теневая сторона деревьев видна прекрасно.

Ветви в снегу, в тяжелых округлых сугробах, но кажутся легкими-легкими. И если стряхнуть тяжесть, ветви темнеют и тяжелеют.

Шапка на пне. Внутри нее тепло земли продышало горло, пахнет травой и грибами.

 

ГРЕЧИХА

 

Вот одно из лучших воспоминаний о жизни.

Я стою в кузове бортовой машины, уклоняюсь от мокрых еловых веток. Машина воет, истертые покрышки, как босые ноги, скользят по глине.

И вдруг машина вырывается на огромное, золотое с белым, поле гречихи. И запах, теплый запах меда, даже горячий от резкости удара в лицо, охватывает меня.

Огромное поле белой ткани, и поперек продернута коричневая нитка дороги, пропадающая в следующем темном лесу.

 

В ЗАЛИВНЫХ ЛУГАХ

 

Поздней весной в заливных вятских лугах лежат озера.

Дикие яблони, растущие по их берегам, цветут, и озера весь день похожи на спокойный пожар.

Ближе к сенокосу под цветами нарождаются плоды, Красота становится лишней, цветы падают в свое отражение. И на воде еще долго живут. Озера лежат белые, подвенечные, a ночью вспоминается саван.

Падает роса. Лепестки, как корабли, везущие слезы, покачиваются, касаясь друг друга.

Постепенно вода оседает, озера уходят в подземные реки. И как будто лепестки вместе c ними.

Вода в вятских родниках и колодцах круглый год пахнет цветами.

 

ТОГДА И ТЕПЕРЬ

 

Весной некоторые места в парке обрабатывают химикатами. Деревья и трава неестественно розовеют. Зрелище отличное, но ядовитое. Сдохла забежавшая собака.

И когда-то я записал о таком, будто бы жившем художнике и имевшем свое видение. Видение подавалось иронически. Будто бы он встал утром и увидел розовую траву и деревья. Я записал его восторг, как он выбежал и стал обнимать деревья, отравился и умер. Смерть была б моралью. Мол, реальность есть реальность.

А сейчас и сам жду, что проснусь утром, подойду к окну и увижу розовые деревья.

 

КАТИНА БУКВА

 

Катя просила меня написать букву, a сама не могла объяснить какую. Я написал букву К.

- Нет, - сказала Катя.

Букву А. Опять нет.

Т? - Нет.

Я? - Нет.

Она пыталась сама нарисовать, но не умела и переживала.

Тогда я крупно написал все буквы алфавита. Писал и спрашивал о каждой: эта?

Нет, Катиной буквы не было во всем алфавите.

- На что она похожа?

- На собачку.

Я нарисовал собачку.

- Такая буква?

- Нет. Она еще похожа и на маму, и на папу, и на дом, и на самолет, и на небо, и на дерево, и на кошку...

- Но разве есть такая буква?

- Есть!

Долго я рисовал Катину букву, но все не угадывал. Катя мучилась сильнее меня. Она знала, какая это буква, но не могла объяснить, a может, я просто был непонятливым.

Так я и не знаю, как выглядит эта всеобщая буква.

Может быть, когда Катя вырастет, она ее напишет.

 

ПЕТР И ПАВЕЛ

 

- Я только что вернулся с заседания суда! - объявляет он. - Там судили деточек, которые убили свою мать. Мать - это поэзия, a деточки - имажинисты.

Его имя Павел. Как ни зайдешь, он всегда торчит в пивной. Но, в отличие от другого завсегдатая, Петра, Павел пьет на свои. Если встретиться с ним глазами, он радуется и повышает голос:

- Имажинизм от слова имажио - выражаю. Возник в нашем веке как протест официальному правительству.

B пивной привыкли к нему и знают, что он обязательно начнет читать Есенина. Точно.

- «И все, что думаю, я расскажу. Я расскажу в письме ответном». Ответном! - громко говорит Павел.

- Ты у меня доорешь, - осекает его буфетчица.

- Мария! - высокомерно отвечает Павел. - Ты ни разу не была на Ваганьковском. Как ты можешь жить? Как ты живешь?! Как ей не стыдно жить? - спрашивает он, встретившись взглядом.

- Пей, - говорю я.

- «Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?» - Он немного отпивает, мучительно проглатывает. Так морщится, будто его заставляют пить насильно. - Вы были на могиле Сережи?

Если б он так не орал, c ним можно б было поговорить спокойно. Ничего не выйдет: от того, что его не слушают, он говорит громко и сам перестал слышать нормальную речь. Но когда он читает Есенина, многие замолкают.

- Я служил на флотах! - объявляет он. - Баренцево море - шесть месяцев! Остальное Балтийское и Белое!

- Все на «бэ», — говорят из очереди.

- Идет снежный заряд, нечем дышать! - кричит Павел. - Когда меня провожали, оркестр заиграл! «Прощение славянки»!

- Анна! - кричит буфетчица Мария на сборщицу кружек. - Заснула?

Подходит Петр. Он всегда выбрит, ходит с магнитофоном. Сплескивает из кружки Павла себе на пальцы. «Рыбу ел», — объясняет он. Вытирает пальцы чистым носовым платком. Берется за магнитофон. Так как номер отработан, то публика оживляется. Спорят: будет или нет Павел плясать. На магнитофоне записано «Яблочко». Павел не хочет, но его подзуживают.

- «Яблочко»! Какой же ты моряк?

- Да не может он!

- Я не могу внезапно использовать душу.

- Нич-чего!

- Хотите, я вам почитаю немного стихи про кабацкую Русь?

- Пляши!

Павел не пляшет. Анна, сборщица кружек, приносит из подсобки балалайку. Петр начинает тенькать струнами, помогая магнитофону, и доводит Павла до пляски. Павел отчаянно топает, начинает c выходкой, но пляшет медленно. Скоро на него никто не смотрит, только Петр и те, с кем он поспорил на пару пива, что Павел продержится полчаса.

- Никого не трогай — и тебя не тронут, верно? — спрашивает меня вечно пьяненькая Анна.

- Верно.

- То-то. — Она довольна, что c нею поговорили. — Кружечку можно взять? Спасибо — Она уносит кружку.

Не доплясав срока, Павел останавливается.

- Проиграл! — кричат Петру.

- Так вы спорили?! — надменно спрашивает Павел. — На меня. Уже трижды пропел петух? Не спорьте, не унижайтесь корыстью, я пошлю на ваш столик «золотого как небо аи». Человек! Напоите коней!

- Ставь! — ловит его на слове Петр. — Все слышали? Ставь, ставь.

- Петька, не издевайся над человеком, в милицию сдам, — кричит буфетчица Мария.

- Какая статья? — спрашивает Петр.

- Там найдут статью.

Сквозь стиснутые зубы Павел тянет из кружки.

- Вот так же, — громко говорит он, — так же потешал вас Сережа. И небеса молчали!.. Почему? Небесам в то время было не до него. «С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий». Петька! Музыку!

Петр ударяет по балалайке. Павел подпирается в бока, высоко дергает плечом и поет похабную частушку. Потом вникает и долго сидит на подоконнике.

Анна возвращается.

- А еще говорят: часы сняли, перстень, кольцо. А ты не носи! И нечего снимать будет. Правильно я говорю?

- Правильно.

- А правда, что алюминий принимают? — спрашивает Анна. Я не понимаю. — Алюминий идет на самолеты? Да? Да? Значит, не врали. — И она объясняет: — Мне посоветовали сдавать пробки от бутылок. Я каждый день не меньше ведра выношу одних пробок. Буду сдавать. И мне хорошо, и вообще польза. Правильно?

Петр перекручивает пленку в магнитофоне на старое место, включает. Павла подталкивают. Он поднимает голову.

 

МОСТ

 

По длинному мосту через железную дорогу идут муж и жена. С коляской. Жена за что-то злится на мужа, тот угрюмо отругивается. Малыш в коляске силится поднять закутанную головку. Мать тут же склоняется. Еще лучше, еще удобнее усаживает ребенка, приговаривая: «Смотри, огоньки. Видишь огоньки? Много огоньков. Какие огоньки? Синие, красные. Вот желтый».

Отошло ее раздражение, разгибается, говорит мужу: «Глядит!»

Муж хмур по-прежнему. Жена вздыхает. Тут ее окликают. Она оставляет коляску на мужа.

Малыш плачет. Отец сердито говорит:

- Чего орешь, огней не видишь?

Слезинка на ресницах ребенка наливается тяжестью. Отец склоняется и говорит уже другим тоном:

- Ишь, чуть не лопается. Слушал бы, чего говорят. На стрелке синий, на семафоре зеленый.

Малыш стихает. Жена торопливо возвращается, на ходу забывая о встрече со знакомой.

Оба толкают коляску. Муж берет из рук жены сумку.

- Мне не тяжело, — говорит она и улыбается.

- Кого это ты встретила?

- Да Таньку, вместе учились. Из-за границы чемодан тряпок привезла, думает, я ей позавидую.

Под мост медленно втягивается товарняк. Вагоны в снегу, неожиданно белые в контрасте c черной мокрой землей. Видимо, состав пришел с севера.

 

HET B МИРЕ СИРОТ

 

Судили женщину, многодетную мать, за аборт. Аборты были запрещены. Женщина была напугана, сбита с толку. Вначале пыталась слушать, плакала, потом отупела и замолчала. Озиралась и все прятала лапти под подол длинной черной юбки.

В перерыве, когда суд ушел на совещание, она попросилась в уборную. Там с трудом протиснулась в отверстие, обрывая платье и царапая тело, и упала вниз.

Это было B 1951 году. Суд, как говорили потом, не посадил бы женщину в тюрьму. Хотели попугать как следует, дать условную меру наказания, принудиловку. Учтено было и то, что она родила пятерых и награждена медалью «Материнство». Однако оставить факт аборта безнаказанным суд не имел права.

Пошли читать приговор. В зал крикнули: «Встать! Суд идет!» - и прозвучало первое слово: «Именем...»

Вдруг хватились - нет подсудимой. Милиционер сконфузился, побежал, подергал за ручку. Окликнул.

Молчание. Забеспокоился, сорвал запор. Пусто. Подумал, что убежала. Но сообразил и заглянул в дыру.

С улицы открыли доски над выгребной ямой. Молчаливую толпу оттеснял другой милиционер, высокий, в белых кожаных крагах.

- Любопытство, — говорил он, — хуже свинства.

Тело, всплывшее вверх спиной, зацепили багром, погрузили на телегу, повезли. На другой телеге сидели: муж женщины, старшая дочь с грудным мальчиком. Девочку не подпустили к матери, чтоб не испугалась. Отец отвязал лошадь, но его окликнули из окна, чтоб зашел подписать акт о смерти.

* * *

Храм «Всех скорбящих радости».

Громким, но не напряженным голосом текли слова:

«… и как путник в холодной, бесприютной ночи видит огонек,

как ребенок, плачущий и обиженный, бежит к матери,

так мы приходим к пречистой деве Марии...»

Вверху перспектива, сужающая пространство, казалась обратной, как на древнерусских иконах. В бесчисленных изгибах окладов икон отражались свечи.

«…у всех у нас одна мать — пречистая дева Мария…»

«…у всех у нас одна мать — пречистая дева Мария… И нет в мире сирот».

 

В КРЕДИТ

 

У магазина очередь. На крыльце, y ног покупателей, на бровке тротуара старые телевизоры. Закутаны в платки, половики. Принесли сдавать. Сданный телевизор засчитывается как первый взнос кредита на новый телевизор. Конечно, это выгодно. Жалко же просто так выбрасывать телевизор, a тут польза. Принесли не только

совсем старые, но и те, что давно барахлят и которые уже без толку ремонтировать.

Женщина в толстой шубе и сиреневых сапогах записывает очередность.

- Знать бы, — говорят в толпе, — не связывался бы с ремонтом. Сколь денег вбухал, давно бы новый купил.

Еще говорят о марках телевизоров. Вот «КВН» был хоть куда, «Рекорд» тоже хороший, a теперь названий столько развелось и все рекламируют. Рекламе, естественно, доверия нет. «Крым», «Электрон», «Ладога», «Темп», «Рубин»… Какой? Как угадаешь?

- И эти ведь устареют, — огорченно говорит бабка.

- У японцев есть телевизоры плоские, как картину на стену вешают, — говорит молодой парень.

- Так уж сразу бы, — мечтает бабка.

Парень видом своим показывает необразованность бабки и не отвечает.

Время открывать. Изнутри подошла девушка в светлом парике, открыла. Ей отдали список. Но телевизоры пока не принимают, склад забит вчерашними.

Сбоку подъехала машина с громадным крытым прицепом. Сопровождающий спросил желающих на погрузку. Желающие, даже c избытком, нашлись моментально. Сопровождающий отсчитал четверых, покрупнее, в том числе и молодого парня, и повел в склад. Женщина в шубе спросила номера, которые они занимали.

Стали носить телевизоры из склада, сопровождающий принимал их и расставлял в прицепе.

Один из грузчиков наступил на шнур, запнулся и чуть не уронил телевизор. Но все-таки спас, упав на колени и ушибившись.

- Плюнь, — сказал сопровождающий. — Чего их жалеть? — Для наглядности он пнул сапогом в экран телевизора. Экран лопнул со слабым звуком. Вышло немного белого дыма. — Все равно под бульдозер, — объяснил он свою выходку.

Пнул еще в пару экранов, высадил и их.

- Можно? — азартно спросил молодой парень, завидовавший Японии.

Залез в прицеп и стал широким зимним ботинком пинать в экраны. Матовые стекла кинескопов черпали, сыпались. Тот, что наступил на шнур, оторвал шнур и спрятал в карман.

Скоро склад очистили, и сопровождающий пошел сказать, чтоб грузчиков оформили вперед всех. За ним пошли и они.

- Смешно, — сказал парень своим, показывая на длинный ряд бережно закутанных телевизоров.

В магазине эти четверо за то, что грузили, сдали свои телевизоры без очереди. Подошли выбирать. Длинный ряд голубых экранов светился. Парень сделал движение ногой, давая намек, что как бы пинает и эти экраны. Засмеялись только те, кто знал, в чем дело.

 

ЗАТО ВЕСНОЙ...

 

День пасмурный, долго тянется. После обеда идет снег. Он вперемешку с дождем, снежинки темные.

- Через месяц после первого снега начинается зима, — говорю я пришедшей с улицы женщине. Пальто мокрое, и дорогой мех на узком воротнике некрасивый. — Но это среднегодовое, многогодовое‚ нынче может и не сойтись.

- И не плакала, — говорит женщина, — a ресницы потекли.

- Если через месяц начнется зима, то поверим в наблюдательность предков.

- Господи, — говорит она, быстро поправляя прическу, о чем ты думаешь? — И, наладив красоту, садится к столу и говорит, что пасмурно, что в такую погоду что ни надень, все убивается. — А ты еще говоришь, что зеленое — цвет надежды. В такой день ничем не спасешься.

- Зеленое не по цвету, а по смыслу: дождаться первой зелени означало выжить.

- Да, вот что! — спохватывается она. — Все забываю. Дай мне Монтеня.

- Обязательно Монтень? Возьми «Летописца». Мне кажется, наши летописи заполнялись осенью. Так же мрачнело и снег таял. В летописях…

- Ой, не надо. Не лепо ли ны бяшеть! А еще кому хотяше! Монтень хоть переведен, а это когда еще соберутся.

- Возьми «Назиратель». Он переведен с латыни на древнепольский, оттуда к нам. Узнаешь, как ставить дом, лечить заразу, сажать овощи…

- Ах, — говорит женщина, смеясь, — «извочики-то на что»?

Отходит к окну, смотрит вверх, вытирает стекло.

- Ослепнешь, — говорит она. Снова долго смотрит, поворачивается: — Да, да. Раньше или позже, но каждый год приходил первый снег. Мальчишки радовались, а матери боялись, чтоб дети не простыли.

- Босиком бегали, а крепче были, — говорю я и злюсь неизвестно на кого. — Смотри, сейчас одеты, обуты прекрасно, а без конца болеют, совсем хилый народ…

- Все-то ты знаешь, — иронически замечает женщина. — Скажешь, сидели на печке, одни лапти на всех…

- Зато весной…

- Да, весной. Весной, да. Им снова радость.

Мех на воротнике высох и потрескивает, когда она проводит по нему ладонью.

На окне как будто легкие кружевные занавески.

Снег все гуще.

К вечеру светлеет.

* * *

…и оказывается, эта томность, это изображение разочарованности — все это оказывается обыкновенной человеческой усталостью.

- Никаких нервов не хватает, — говорит она и виновато улыбается.

И я вижу — не врет: замотана до последней степени. А минуту назад думал: игра.

- К вечеру я буквально труп, — говорит она.

Около окна стоит девочка и смотрит вниз, на белое дно двора. Девочка слышала наш разговор. Спрашивает:

- «Слово о полку Игореве» — первая русская книга. А какая будет последняя русская книга? Слово о другом полку?

Ночью я выхожу на балкон и не могу понять, исчезает луна или зарождается.

Тепло. Снег тает. Туман.

 

Не пора ли нам, братия, начать старыми словами новую повесть?..

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Николаевич Крупин
Серый вечер, мокрый снег...
Классики и современники
25.11.2024
Два рассказа
Тарзан и Жучка. Доставка пиццы
21.11.2024
Как с цепи сорвались
Идёшь в Церковь – идёшь в рай, ругаешь Церковь – готовишь себе ад
13.11.2024
Солженицын: 60 лет эмиграции и 30 лет возвращения
Солженицын – явление более социально-политическое, нежели литературное
11.11.2024
Все статьи Владимир Николаевич Крупин
Последние комментарии
«Нам предстоит конфликт с Европой»
Новый комментарий от Владимир Николаев
04.12.2024 13:02
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Человек
04.12.2024 11:14
Аргументы сторонников «похабного мира»
Новый комментарий от Владимир Николаев
04.12.2024 09:28
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
04.12.2024 07:53
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от Игорь Бондарев
04.12.2024 06:07