Рим и Карфаген ‒ война за будущее...

или Воплощения могло не быть

Борис Галенин 
0
11.11.2021 1106
Фото: Империя Ахеменидов в 500 году до Р.Х.

1 часть

Предыдущую часть нашего исторического расследования мы завершили рассказом о том, как Англия стала Великой Британией и «владычицей морской» в результате того, что Денежная держава избрала Англию, а говоря шире – «мировой остров» – своей штаб-квартирой.

Остается вопрос: почему все же Денежная Держава так решительно связала себя именно с «мировым островом», а, например, не с Хартлендом?

Почему предпочла морской проект глобализации – континентальному?

Глобализация − первые эскизы

Чтобы ответить на этот вопрос нам придется вернуться к временам первых шагов по миру Денежной державы, то есть в Нововавилонскую империю Навуходоносора и Набонида и в сменившую ее империю Ахеменидов. При смене произошла «естественная замена» вавилонской ростовщическо-банковской олигархии на олигархию выходцев из Иудеи, изучивших соответствующую премудрость во время «вавилонского пленения».

Плен был не суров, и уже во время него торговые пути империи Вавилона «открыли перед евреями самые дальние страны тогдашнего мира. Евреи превратились в купцов и коммерсантов международного размаха»[1].

Казалось бы, империя Кира Великого и его потомков должна была значительно расширить ареал воздействия Денежной державы, ведь в 530 году[2] Кир оставил в наследство своему сыну Камбизу Персидскую империю, созданную за одно поколение из маленькой Персиды, простиравшуюся от реки Инда до Средиземного моря и от Индийского океана до гор Кавказа.

Камбиз прибавил к своему наследству Египет.

В руках у персов оказалось также Мраморное море с Босфором и Дарданеллами. Один период казалось, что у Ахеменидов хорошие шансы на создание империи, охватывающей не только Юго-Западную Азию, но и всю Средиземноморскую ойкумену.

Но персидский натиск был остановлен крохотными греческими городами-полисами, традиционным занятием которых были местные между-эллинские склоки. Само по себе потрясающе интересная тема, но сейчас, дабы не отвлекаться, отметим следующее.

Победа была одержана Грецией преимущественно за счет морских сил. Персия была державой существенно сухопутной и моря не любила.

Марафон – 490 до н.э.

Результатом греко-персидских войн (500-449) стали победы греков на суше при Марафоне (490), на море у острова Саламин (480), вновь на суше при Платеях 9 сентября 479 года.

Леонид и его триста ‒ 2 500 лет противостоят врагу. Верность и доблесть

Не выдержав этого удручающего постоянства греческих побед, при одной весьма специфической победе персов в 480 году в Фермопилах над 300 спартанцами царя Леонида, персидский царь Артаксеркс I Долгорукий, сын победителя при Фермопилах Ксеркса I, чтобы не пойти по стопам отца, убитого в результате дворцового переворота, заключил с временно объединенной Элладой так называемый Каллиев мир.

Мир этот зафиксировал поражение крупнейшей мировой державы от сборного греческого ополчения и его флота и навсегда вытеснил Персию из Европы и даже с берегов Эгейского моря. Пришлось, как ни печально, признать независимость греческих полисов Малой Азии.

И Долгоруким-то злосчастный царь был прозван исключительно потому, что одна рука была короче другой. Таким образом, глобализация по-персидски явно не получилась.

Прошло не многим более ста лет и вот уже греческий мир, взорвавшись подобно вакуумной бомбе, раздвинул свои границы до Индии фалангами Александра Македонского. Остановить их шаг не смогли все неисчислимые ресурсы Персидской империи.

Судить о величине этих ресурсов можно хотя бы потому, что только «денежные» трофеи Александра составили 150 000 талантов золота и серебра – 4 500 тонн, если по весу. А на поход Александр, между прочим, взял всего 500 талантов.

Вот и говори после этого, что деньги решают все!

У противостоявшего Александру царя Дария III денег было в 300 раз больше. Ну и дальше что? Не говоря уж о том, что у персов было в десятки, если не сотни больше людей, а уж сравнивать территории, с которых начиналось противоборство, и вовсе не приходится.

Империя Александра была создана столь мгновенно, что весь тогдашний цивилизованный мир склонился перед гением и харизмой Македонца, выбравшего в качестве столицы новой имперской сверхдержавы Вавилон.

Наверное, это было его ошибкой.

Нечто роковое заложено в Вавилоне, обращающее в ничто связанные с его именем всемирного значения проекты. Неожиданная и нелепая смерть Александра, чуть-чуть не достигшего знакового возраста тридцати трех лет в 323 году, обрушила новую вавилонскую башню всемирного царства, и вновь «смешала языки».

Империя Александра, как видим, в азиатской части совпадая во многом с империей Ахеменидов, в Европе охватывает Грецию и Балканский полуостров, а также острова Крит и Кипр

Его полководцы, вошедшие в историю под именем диадохов – «наследников», − были способными генералами, да и то под чутким руководством гения, но на империю никто из них близко не тянул.

И великую мечту Александра Двурогого, как его до сих пор почтительно именуют на Востоке, по-быстрому растащили на удельные царства, так сказать на «национальные квартиры», как Союз в 1991 году.

Тем самым македонский проект глобализации был также отложен в архив истории.

Священное писание тепло говорит и о Кире Великом, и об Александре Македонском, что подтверждает отсутствие притеснений избранного народа в их империях.

Но и о конкретном участии представителей Денежной державы в перечисленных проектах также ничего не известно. Впрочем, в «солдатских» монархиях, какими были Персидская и Македонская, особого влияния олигархия не могла достичь по самому существу этих монархий.

В скобках отметим, что чисто «континентальные» сверхдержавы тех времен оказались весьма непрочными. И для «глобализации», даже региональной, малопригодными.

Варианты империи: Рим или Карфаген?

Противостояние двух систем в борьбе за власть в Ойкумене

Первым удавшимся проектом региональной «глобализации», который по масштабу охвата можно приравнять ко вселенскому, считается римско-латинский. Иногда его называют греко-римским, учитывая его основную культурную составляющую.

Считать его чисто «континентальным» нельзя, хотя бы в силу его средиземноморскости. Но главной силой Рима, во всяком случае, в первые полтысячелетия его бытия, были все же римские легионы, а не флот. Кроме того, хотя он долгое время был республикой, но для «работы» в нем Денежной державы подходил мало.

Рим был республикой военно-аристократической, и богатства приносили ему земледельцы, солдаты и полководцы. Но не торгаши и банкиры.

Да и остальной, в то время преимущественно эллинистический мир был не многим лучше. ‒ В плане внедрения в него вавилонской кредитно-финансовой системы.

Вместе с тем трудно даже методологически предположить, что Денежная держава на протяжении веков спокойно смотрела на такое безобразие, не попытавшись изменить положение в свою пользу. И она, разумеется, пыталась изменить.

И здесь мы должны осознать, что Рим стал владыкой Вселенной не потому, что был единственным в ту эпоху кандидатом на владычество, но в результате победы в военном противостоянии двух систем мироустройства.

Систем, отличных друг от друга по быту и по нравственности, которая неотрывна от быта.

Систем, отличных по религиозности, которая неотделима от нравственности.

Систем, отличных по целям, которые ставили эти противоборствующие системы в своей внешней и внутренней политике.

Быт одной из систем, определялся возможностью обхитрить, ограбить и обмануть, говоря по-русски – объегорить кого удастся, что не считалось нравственным изъяном.

Быт противостоящей системы – римской, был построен на исполнении личного и общественного долга перед государством и ближними. Именно это совпадало с нравственными установками римлянина.

Одна из систем держалась торговлей и грабежом, преимущественно морским, и полученными средствами «откупалась» от собственного государства, выделяя часть из них на его существование.

В то же самое время в Риме отдавалось предпочтение не приобретению, а созиданию того, что необходимо для существования и блага государства.

Рим изначально был ориентирован на архетип воина, а не торгаша.

Доблесть и верность слову ценилась в Риме выше всего.

В соответствии с нравственностью формировался и пантеон богов каждой из систем. И пантеоны эти отличались резчайшим образом.

Отличались именно тем, что поддерживали разные нравственные тенденции и установки.

Люди вообще выбирают богов, поклоняясь которым они поклоняются тому, что значимо для них в жизни. И если римский пантеон был сориентирован на поддержание семейных и гражданских добродетелей – качеств нематериальных, то боги противостоящей системы помогали достижению не нравственных, а материальных целей. Причем при достижении последних люди были готовы идти на все. Даже на приношение человека в жертву своим богам.

Систему мироустройства чуждую римской олицетворял город, названный при основании Новый Город − Ново-Град, на языке основателей Карт-Хадашт.

В историю он вошел под именем Карфаген.

Глобализация по-карфагенски

В настоящее время как-то позабылось, что на роль объединителя Средиземноморья в единую державу, с не меньшими основаниями чем римский, претендовал семито-финикийский проект, проект «вселенской» семито-финикийской империи, которая в случае победы получила бы в веках имя Карфагенской.

Империя эта опиралась на морскую силу лучших в тогдашнем мире финикийских мореходов, открывших Британские острова, обогнувших по часовой стрелке Африку по приказу фараона Нехо, и по некоторым данным открывших Америку. Во всяком случае, клад, найденный на Азорских островах, находящихся примерно на середине пути между Америкой и Европой, однозначно доказывает, что до середины океана финикийские корабли добирались спокойно.

Так что шансы на создание «глобальной» империи, опирающейся на Средиземноморскую ойкумену, у Карфагена были, и как бы не круче, чем у Рима.

Эту борьбу Карфагена за мировое господство можно условно назвать проектом «глобализации по-карфагенски». Отметим кстати, что карфагенский проект носил преимущественно морской и торговый характер, и в случае победы вполне подходил для деятельности Денежной державы.

Противостояние двух систем мироустройства, схватка на смерть двух проектов глобализации, получила название Пунических войн и заняла в общей сложности более столетия.

[Пунические войны − между Римом и Карфагеном за господство в Средиземноморье:

1-я Пуническая война − 264-241;

2-я Пуническая война − 218-201;

3-я Пуническая война − 149-146.

Крупнейшие битвы:

‒ при Милах (260) и Эгатских островах (241) − морские победы римлян;

‒ при Тразименском оз. (217) и Каннах (216) − победы карфагенян во главе с Ганнибалом;

‒ при Метавре (207), при Заме (202) − победы римлян во главе со Сципионом Старшим;

Осада и взятие Карфагена римлянами во главе со Сципионом Младшим − 149-146.

Пунические войны завершились победой Рима. Часть территории Карфагена превращена в римскую провинцию Африка, часть передана Нумидии].

Самые великие войны из тех, что помнит мир

Греческие и римские историки определяли Пунические войны как самые великие войны из тех, что помнит мир. На внешнем уровне противостояния, решался вопрос, быть ли в основе европейской цивилизации греко-римской культуре или культуре семитского Востока. При этом – отнюдь не библейской культуре, а культуре злейших врагов народа Судей, Пророков и царей.

«Карфагену пришлось взять на себя руководство в вековой борьбе семитического элемента с арийским. История его есть история этой борьбы, распадающейся на два периода: греческий (до III века до н.э.), из которого Карфаген вышел победителем, и римский, окончившийся его гибелью» − писал великий русский православный востоковед Борис Александрович Тураев[3].


Борис Александрович Тураев ‒ «отец русской египтологии»

Но суть этих войн составлял вовсе не расовый элемент или оттенок. Пунические войны, как отметил еще Г.К. Честертон, были первыми религиозными войнами на земле, войнами взаимоисключающих мировоззрений.

Гилберт Кийт Честертон

Сам Честертон назвал их «Битвой богов и демонов».

В этих войнах, положивших начало имперскому величию Рима, решались судьбы не только Рима и Карфагена, не только судьбы Средиземноморской и будущее европейской цивилизации, но и судьба всего мира. Есть веские основания думать и считать, что при ином исходе векового противоборства, если бы место Римской заняла Карфагенская империя, потерял бы смысл уже сам «проект человечество».

Чтобы ощутить это наглядно, наполним перечисленные выше характеристики быта, нравственности, религии и политики Карфагена конкретным «живым» содержанием.

В своем рассказе будем опираться как на труды историков античности, так и на труды современных авторов, основанных в свою очередь на трудах историков греко-римских[4]. Из последних следует упомянуть в первую очередь Полибия, Тита Ливия и Диодора Сицилийского.

Итак, каким же он был этот соперник Рима в борьбе за объединение Ойкумены под единой властью, буквально чудом не ставший тогда владыкой мира?

Карфаген

Начало

По преданию Карфаген был основан в 825 году до Р.Х.[5] финикийской принцессой Дидоной, в греческой традиции – Элиссой, племянницей[6] скандально знаменитой Иезавели, жены седьмого царя Израиля Ахава. Именно Иезавель насаждала в Израиле культ ханаанских богов Ваала и Астарты. Это при ней совершил свой подвиг пророк Илья, выступив в одиночку против 450 пророков Ваала[7]. В свете дальнейших событий кажется провиденциальным, что тень этой великой блудницы легла на крайний по тем временам запад Средиземноморья.

Возможно, что гибель Иезавели и наступившие тогда гонения против наиболее одиозных проявлений культа Ваала и вызвали эмиграцию Дидоны и ее спутников.

Дидона в современном вѝдении. Но говорят ведь, что новое – хорошо забытое старое

Но дама была Дидона остроумная и, видимо, математику хорошо знала. Проявив присущее женщинам ее рода обаяние, Дидона уговорила местного вождя предоставить ей в собственность кусочек земли, который можно оградить бычьей шкурой. Простодушный нумидиец согласился.

Тогда принцесса разрезала шкуру быка на тончайшие полоски, охватившие по периметру довольно значительную территорию, сделавшуюся основой будущего могущественного Карфагена. [Читателю предоставляется в качестве самостоятельно упражнения постараться найти площадь участка, полученного Дидоной, считая, что площадь бычьей шкуры – 4 кв. м, а ширина, нарезаемых ремешков – 1 мм]. Цитадель Карфагена, возникшую на этом месте, так и назвали – Бирса, «шкура».

В период столкновений друг с другом гигантов Востока – Ассирии, Вавилона, Персии и Египта, Новый Город сидел тихо, в бои не вмешивался, и с готовностью принимал протекторат сильнейшего из них. Трудно было представить, что этот вечно послушноподданный победителей может поставить себе цель мирового господства. Между тем постепенно под власть Карфагена попадало все больше и больше прибрежных территорий, даже за пределами Средиземного моря.

Гребцы твои завели тебя в великие воды[8]

Финикийцы были первыми и, возможно, последними людьми, культура которых возникла исключительно на основе торговли. Причем торговли преимущественно морской.

Ими было сделано великое открытие, которое легло в основу цивилизации океана: пути, проложенные в открытом море, наиболее безопасны по сравнению с сухопутными, в условиях перманентных военных конфликтов обитателей берегов этого моря.

«Свои знатоки были у тебя, о Тир, они были у тебя кормчими» − сказал о Тире пророк Иезекииль[9].

Черные суда Карфагена выходят в путь

На своих черных судах кормчие Тира, знающие халдейскую астрономию, прокладывали курс по звездам в края, куда не рисковал зайти в те времена ни один обитатель Средиземноморской Ойкумены. Они шли, используя попутные ветры, остерегаясь невидимых течений, помня о безымянных мысах, и нанося входы в безопасные бухты и устья рек на карты, которые они ревниво оберегали от взоров других мореплавателей.

Но если Тир, что значит Скала, – Старый Город по отношению к Карфагену, одни английский ученый назвал «Лондоном древности», в период его особенного торгового расцвета, под правлением легендарного царя Хирама, то возникшее государственное образование на северо-западе Африки, его поклонники ныне именуют «Америкой античности». Разумеется, ведь Карфаген был по тем временам очень прогрессивным государством.

Девизом Карфагена была свободная торговля, преимущественно морская: «Никто не омочит в морях рук без нашего позволения». В подконтрольных ему территориях, а таковыми были один период почти все западное Средиземноморье и та часть Африки, докуда можно дотянуться кораблями и караванами, поощрялось строительство хороших дорог. В империи Карфагена не стремились присоединять колонии к «метрополии», а преимущественно старались подкупить их вождей и выкачать ценности. Так было дешевле.

Карфаген стал одним из воплощений общества с рыночной экономикой, «открытым обществом» тех дней. Практической философией его стал индивидуализм, рационализм и скептицизм.

Задолго до протестантизма богатству был придан сакральный характер.

Город

Карфаген, торговый город неподалеку от устья реки Баград, окруженный плодородными долинами, поражал своим видом «интуристов», проникавших иногда в эту далекую твердыню Запада. Он был одним из крупнейших городов тогдашнего мира, сравнимый только с Вавилоном и Александрией, да и сейчас маленьким не показался бы.

Накануне Третьей Пунической войны в Карфагене жило около 700 000 человек.

Протяженность массивной тройной городской стены шириной до девяти метров, с мощными четырехэтажными башнями, расположенными на расстоянии пятидесяти-шестидесяти метров одна от другой, составляла 37 километров, а высота стены превышала 13 метров.

Внутренняя стена была полой и двухъярусной. На втором ярусе располагались войсковые конюшни для 4 000 коней и казармы для 20 000 пеших воинов и 4 000 всадников, на нижнем − помещения для 300 боевых слонов. Здесь же находились хранилища пищи для слонов и лошадей.

В черте города были вырыты две большие искусственные гавани. Круглая внутренняя для военного флота, с доками, способная вместить 220 военных кораблей, и, соединенная с военной шлюзом, прямоугольная, с узкой горловиной, внешняя − торговая. На перешейке, отделявшем гавани, была построена огромная дозорная башня, также окруженная стеной. Военный порт Карфагена назывался Котон.

Со стороны моря Карфаген был практически неприступен. Гигантский город-порт.

По сравнению с Карфагеном Рим был в то время большой деревней.

Примерно в середине города стояла высокая цитадель, та самая Бирса. Во времена расцвета финикийского Новгорода старая застройка была снесена, а вершина холма перепланирована по греческим канонам − с прямоугольными кварталами и прямыми улицами.

Окружавшая Бирсу мощная крепость в дополнение к внешним стенам, возводилась как последняя линия защиты города в случае войны. А в мирное время там располагались казна и государственные архивы.

Если Бирса была акрополем Карфагена, то агорой Карт-Хадашта была торговая площадь, именуемая, как и военный порт, − Котон, располагавшаяся между холмом и военной гаванью. Одна из трех улиц вела от агоры в Бирсу. Со временем это место стало административным сердцем Карфагена. Забегая немного вперед, отметим, что именно тут располагались здания карфагенского Совета старейшин и пресловутого «Совета ста четырех», а непосредственно к площади примыкал тофет − святилище с жертвенниками. О нем – ниже.

Карфаген был весьма цивилизованным городом. В нем, по сохранившимся описаниям и археологическим раскопкам, были шестиэтажные дома, снабженные водопроводом и единой городской системой канализации.

Но привлекали взгляд и внимание даже не эти небоскребы древности, а великолепные храмы. Они сверкали золотом и слоновой костью.

Внутри стояли колонны из чистого золота и изумруда, который в темноте излучал свет.

У дверей лежали, блестя чешуей, ручные змеи, немые стражи финикийских божеств. В высшей точке города, в акрополе Бирсы стоял окруженный священными кипарисами храм Эшмуна, к которому вела широкая лестница из шестидесяти ступеней[10].

Когда на узких улицах города появлялись знатные вельможи, они ослепляли иноземцев своим великолепием. На смуглых руках их, на пальцах, в ушах, на ногах, даже в носу сверкали золотые кольца; с плеч спускались яркие, почти режущие глаз своей пестротой одежды[11].

Карфаген

Аристотель именовал правящий слой Карфагена – плутократической олигархией, то есть Карфагеном правили олигархи. В этом было его сходство с Вавилоном. Но если Вавилон хотя бы формально был царством, то Карфаген был республикой. Олигархической республикой.

Старейшины и судьи Карфагена

Если вавилонская олигархии ненавидела наследственную царскую власть и готова была бороться с ней ценой предательства родины и собственной гибели, то карфагенская олигархия в этом вопросе была значительно более продвинута.

Она патологически не выносила любую сильную личность, которая могла бы получить диктаторскую власть в Карфагене.

Высшим официальным органом власти считался в Карфагене избираемый Совет старейшин, из богатейших, а значит отмеченных милостью богов людей, называемый римлянами сенатом, во главе которого стояли десять, а позже тридцать человек. Сенат ведал финансами, внешней политикой, объявлением войны и мира, а также осуществлял общее ведение войны и избирал главнокомандующего − на неопределённый срок.

Исполнительная власть была возложена на двух выборных магистратов-суффетов (sufetes называли их римляне, это та же должность, что «шофетим», т.е. судьи, в Ветхом Завете). По именам суффетов назывался в Карфагене год. Такие же должности учреждались в городах, находившихся под властью Карфагена.

Карфаген – вид с моря

Как говорит Теодор Моммзен: «Выборы старейшин и судей производились путем открытой покупки голосов, и потому доступ к этим должностям имели лишь богатые; среднее гражданство не играло в управлении никакой роли, низший класс был совершенно бесправен».

Как современно звучит! А чего бы вы хотели? Моммзен еще про нашу Думу не знал.

Наивных греков и римлян эпохи Пунических войн и предшествующих им, немало удивляла продажность и коррумпированность должностных лиц Карфагена.

Греческий историк Полибий, современник Третьей Пунической войны, писал:

«Для карфагенян нет постыдной прибыли…

У карфагенян для получения должности люди открыто дают взятки.

У римлян это самое наказуется смертью».

Их нравы

Поскольку были выборы, было в Карфагене и Народное собрание, очень влиятельное, как утверждают поклонники карфагенской демократии, число которых ныне пребывает с каждым днем. Но искренне это могут утверждать лишь лица, мало знакомые хотя бы с постсоветской действительностью. Очевидно, что это Народное собрание было управляемо соперничающими группами олигархов. Это видно из сохранившихся описаний его функционирования. «Народное собрание представляло собой буйное и шумное сборище, легко впадавшее в ярость и отчаяние.

Площади звенели от беспорядочного гула, криков женщин и детей, которые вместе с мужчинами принимали участие в политической жизни города…

Совет раздираем был распрями. Знатные люди ненавидели друг друга, и ненависть эта передавалась из поколения в поколение. Они придумывали друг для друга различные коварные ловушки, пускали в ход самую черную клевету, чтобы привести своего противника на крест – то была обычная казнь в Карфагене – или натравить на него толпу.

Пунийцы обладали пылкими страстями и легко впадали в бешенство, чем и пользовались ловкие демагоги. Народ подымал тогда вопль, люди катались по земле, рвали на себе одежду и царапали лицо ногтями.

Сбегались женщины и дети и яростно вторили их воплям и проклятьям. Наконец, вся эта бешеная толпа, где кроме финикийцев выделялись люди с курчавыми, как у негров, волосами и приплюснутым носом, в исступлении кидалась вперед, и горе тогда вельможе, который попался бы ей на глаза. Его мигом разрывали в клочья или побивали камнями.

Вот описание одной такой вспышки ярости, которую некий знатный человек Ганнон разжег и направил против своего врага полководца Газдрубала. “Поднялся крик и шум, часть людей покинула собрание, и кинулась искать Газдрубала.

Он успел вбежать в отцовскую гробницу и принял яд.

Они вытащили его труп, отрубили ему голову и носили ее по городу на копье”»[12].

Стоит сказать, что наиболее типичными именами в Карфагене, примерно как у нас Иван, Петр, Николай, были связанные с именами богов Ваала (Баала) и Мелькарта. Отсюда бесконечные Ганнибалы, Газдрубалы и Гамилькары. Не меньше, впрочем, Ганнонов и Гисконов. Без дополнительных уточнений легко перепутать.

Это к тому, что когда у того же историка знакомишься с картинкой уже не буйных карфагенских Народных собраний, а чинных карфагенских сенатских слушаний:

«…На заседании Совета глава демократической партии Газдрубал и его сторонники набросились на оппонента и забили его скамейками», то стоит иметь в виду, что это, скорее всего не тот Газдрубал, который травился в предыдущей цитате ядом. И может даже не родственник.

Но в целом, нравы видны наглядно.

(Продолжение следует)


[1] Даймонт Макс. Евреи, Бог и история. – М.: Мосты культуры, 2009. Глава «Религия в упаковке». Текст есть в инете.

[2] В этой части практически все даты указаны до Р.Х. Поэтому, кроме особых случаев, этот факт более не оговариваем.

[3] Тураев Б.А. Карфаген. //Энцикл. словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Эфрон. - СПб., 1895. Т. XIV а. С. 652. //Тураев Борис Александрович (1868-1920), академик, русский православный востоковед, историк Церкви, литургист. Создатель отечественной школы истории Древнего Востока, в частности, Древнего Египта и Нубии. Помимо египтологии, занимался историей Нубии и Аксума, средневековой Эфиопии и Эфиопской православной церкви, а также семитологией, ассириологией, шумерологией, хеттологией и урартоведением. Тураева в силу широты его анализа и глубины энциклопедических знаний часто сравнивали с его современником Джеймсом Генри Брэстедом (1865-1935), выдающимся американским востоковедом, предложившим в частности термин «Благодатный полумесяц». В 1917-1918 годы Тураев был членом Предсоборного Совета и Всероссийского Поместного Собора Православной Российской Церкви. Вместе с иеромонахом владимирского Рождественского монастыря Афанасием (Сахаровым), выступил инициатором восстановления в Русской Церкви праздника Всех святых, в земле Российской просиявших. Петроградские ученые летом 1920 года, пытаясь спасти тяжело больного Тураева, отправили письмо А.В. Луначарскому, с просьбой помочь лекарствами и академическим пайком. Резолюция наркома гласила: «В настоящее время молодая Советская республика в египтологах не нуждается».

[4] Моммзен Теодор. История Рима. – М., 2011; Шифман И.Ш. Финикийские мореплаватели. - М.: 1965; Кораблев И.Ш. Ганнибал. - М., 1976; Бобровникова Т.А. Сципион Африканский. Картины жизни Рима эпохи Пунических войн. - М., 1998; Бобровникова Т.А. [Сципион Африканский Младший] Жизнь Римского патриция в эпоху разрушения Карфагена. – М., 2001; Честертон Г.К. Вечный человек. – М.: 1991; Мень А.В., прот. История религии. Т. VI. На пороге Нового Завета. – М., 1992; Лэмб Гарольд. Ганнибал. Один против Рима. – М., 2006; Ивик Олег. История человеческих жертвоприношений. – М., 2010; Леус В.А. «Легенда о Сципионе». /Автореферат на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Саратов, 2010 и др. Все эти книги есть в инете, равно как и оригинальные труды греко-римлян. Так что желающие могут удовлетворить свою любознательность и расширить кругозор, как говорится, «не отходя от кассы».

[5] Есть также дата – 814 г. до Р.Х. Но первая представляется более вероятной.

[6] По другим источникам – двоюродной внучкой.

[7] Третья книга Царств 18:18-40.

[8] Иез. 27:26.

[9] Иез. 27:8.

[10] Эшмун [′šmn, от «шем» (šm), «имя»; апеллятив, заменяющий запретное имя бога], в западносемитской мифологии умирающий и воскресающий бог растительности, бог-целитель, наделённый властью воскрешать мертвых, почитавшийся в Финикии и Карфагене. Символом Эшмуна было изображение змея на шесте (сравн. «Медный змей»). В эллинистический период он отождествлялся с Асклепием. В Карфагене Эшмун считался спутником бога Мелькарта; согласно поздней античной традиции, Мелькарт, погибший в схватке с Тифоном, был воскрешен Эшмуном.

[11] Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. М., 1986, с. 128; Циркин Ю.Б. Финикийская культура в Испании, с. 39.

[12] Бобровникова Т.А. Сципион Африканский. С. 9-10. Там же ссылки на источники.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Некоторые параллели.

Во второй половине 1-го тысячелетия по Р.Х. на Балтийском море существовала Варяжская торговая цивилизация, видимо очень похожая на Финикийскую, судя хотя бы по гипотетическому ее описанию Пушкиным в "Сказке о царе Солтане". Это цивилизация основала НОВГОРОД, положивший начало уже совсем другой истории) При этом следует заметить, что именно этот Новгород и стал рассадником ереси жидовствующих. И тогда походы против него Ивана 3 и Ивана 4 можно вполне сравнить с Пуническими войнами.
Алексей Строев / 12.11.2021 13:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Борис Галенин
Рим-Roma-Amor
2 часть
02.01.2022
Рим-Roma-Amor
1 часть
29.12.2021
Значение морской силы в истории
Геополитический этюд. Часть 4-2
21.12.2021
Русская Америка
В воспоминаниях о прошлом и будущем
30.11.2021
Крест и меч
Лучшие воины царя земного становились лучшими воинами Царя Небесного
22.11.2021
Все статьи Борис Галенин
Последние комментарии
Очевидные ответы на обывательские рекомендации
Новый комментарий от Родион Николаевич Юрьев
12.01.2022 15:54
Почему я против смертной казни
Новый комментарий от Валерий Медведь
12.01.2022 15:46
«Нужно наращивать вакцинирование»
Новый комментарий от Alexandеr
12.01.2022 15:45
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Анатолий Степанов
12.01.2022 15:42
Интервью белорусским телеканалам ОНТ и СТВ
Новый комментарий от Сант
12.01.2022 15:29
В новом правительстве Казахстана – министр-русофоб
Новый комментарий от Тюменец
12.01.2022 14:53